Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
10
10:58, 26 марта 2017

Фильм «Сплит»: Армия одного

"И имя Нам - легион..."

Три девочки похищены на парковке торгового центра после празднования дня рождения одной из них - как поясняет похититель Дэннис, для некоего "священного ужина". После пленниц навещает милая дама по имени Патрисия, затем - 9-летний мальчик Хэдвиг, в тоже время к психотерапевту доктору Флетчер пишет и приходит с визитами один из ее пациентов, модный дизайнер Барри. Проблема в том, что Барри, Хэдвиг, Патрисия, Дэннис, и еще 19 разных личностей на самом деле один человек...

Blog post image

М. Найт Шьямалан - фигура для современного кино неоднозначная. С одной стороны, его ранние работы вроде "Шестого чувства" считались практически шедеврами, а самого автора за умение нагнетать саспенс сравнивали с Хичкоком. Однако чем дальше в 2000-е, тем больше претензий возникало у критиков и зрителей к его новым фильмам: чрезмерно претенциозные и серьезные, с пафосными диалогами, превращавшими талантливых актеров в "деревяшки" и обязательными финальными "твистами", они вызывали непреднамеренный смех и волей-неволей наталкивали на мысль об отсутствии фантазии или таланта. После очередной неудачи с провальным "После нашей эры", Шьямалан перешел в малобюджетное кино и снял весьма удачный "Визит", который пусть и не привнес ничего нового в жанр "found footage", но был достаточно простым и прямолинейным триллером, которому хватало юмора (на сей раз вполне преднамеренного) и даже самоиронии. Новая картина Шьямалана снята в том же стиле малобюджетного хоррор-триллера в духе "сбеги из комнаты", однако по смысловой нагрузке  возвращает нас к первым картинам режиссера.

Конечно, Капитан Очевидность, за основу берется нашумевшая история Билли Миллигана, к которой кинематограф обращается с завидной периодичностью. Диагноз "диссоциативное расстройство личности" (или "расстройство множественной личности") до сих пор вызывает споры в медицинских кругах на предмет своей состоятельности. В частности, некоторые специалисты считают, что болезнь в большинстве своем носит надуманный характер. Однако тема интересна для всех, и потому писатели и кинематографисты обращаются к ней довольно часто и весьма успешно: "Три лица Евы", "Психо", "Бритва", "Первобытный страх", "Бойцовский клуб", "Идентификация"...

Blog post image

Если вы читали книгу Дэниела Киза, или просто наслышаны об истории Миллигана, то многие моменты будут понятны вам и без пояснений - к примеру, некоторые личности явно списаны с Билли. Однако оттого смотрится фильм не менее интересно, и в основном это, конечно же, заслуга Джеймса МакЭвоя.

Это один из самых талантливых, и в тоже время недооцененных актеров нашего времени, и здесь он прекрасен. МакЭвою уже случалось играть персонажей с расщеплением личности (в "Грязи"), однако в этом фильме перед ним стояла задача в некотором смысле даже более интересная. Читая книгу, лично мне интересно было не только увидеть, как выглядели, говорили и вели себя личности, но и как происходит "переключение" между ними - и в "Сплите" показано и то, и другое. В иные моменты "переключение" идет за считанные мгновения - и тут наблюдать за МакЭвоем чистое удовольствие, до какой степени быстро и точно он может это сыграть (сцену в кабинете психотерапевта, равно как и хаос за "свет" вы наверняка запомните).

Blog post image

Местами он чересчур театрален (с Патрисией в особенности), но, учитывая особенности персонажа, это вполне объяснимо и потому простительно. Походка, мимика, жесты, а уж тем более танец - все перевоплощения наблюдать невероятно увлекательно. Вы легко можете догадаться, кто перед вами, еще до того, как персонаж начнет говорить - просто по тому, как он держит плечи или меняет взгляд. К слову, интересно будет посмотреть фильм в оригинале: МакЭвой меняет не только голос, но и акценты у личностей - в дубляже (который, кстати, весьма неплох) мы можем оценить разве что только шепелявящего Хэдвига (вот его вы запомните точно).

И кстати, дабы потом долго не искать название песни, вам нужна "Frogbass" группы Snails.

Blog post image

Хороша и Аня Тейлор-Джой - удивительно достоверна и убедительна, в чем-то даже пугающа, и ни на секунду не превращается в "просто фон". У них с МакЭвоем прекрасное взаимодействие, на котором держится большая часть фильма. Все их общие сцены тут же притягивают к себе все внимание: ощущение опасности и напряжения то увеличивается, то уменьшается, но не покидает ни на секунду, и в этом заслуга обоих актеров.

Blog post image

Кроме того, это определенно один из наиболее хорошо снятых фильмов Шьямалана - операторская работа красива, саспенс нагнетается весьма умело и убедительно, и даже фирменные шьямалановские крупные-прекрупные планы со взглядом прямо в камеру очень уместны. В этом плане сцена похищения только выигрывает: в какой-то момент в зрительном зале умолкают абсолютно все. И наконец-то у Шьямалана есть юмор, как бы странно это не звучало для триллера. Есть даже очередное камео режиссера, только если обычно он появляется в роли этакого "deus ex machina", то здесь появление забавное, и ни капли не серьезное.

Радует еще и то, что к зрителю относятся "как к умному" и многие моменты позволяют понять и додумать самим - но вот тут и начинаются минусы, если призадуматься. Потому что в конце, на случай, если вы чего-то не поняли, все истины вам разжевываются, а иногда и буквально выкрикиваются или летят прямо в лицо. Хватает и любимого Шьямаланом совершенно чрезмерного символизма - от рисунков на стене до того же танца главного героя.

Blog post image

Мы ничего не знаем о Кевине или о его личностях, кроме каких-то схематичных очертаний. Весьма слаба и невнятна их мотивация, причем дело не столько в битве между личностями, сколько в каждом отдельно взятом персонаже: Патрисия в начале и в остальной части фильма кардинально отличается, не совсем верится в возраст Хэдвига, который словно постоянно меняется, как и неясно, чего все-таки хочет Дэннис. Мы совсем не видим основную часть оппозиции "орды", кроме пары-тройки реплик, и вообще из всех 23 заявленных личностей нам покажут от силы 8. И, самое главное, мы не знаем, откуда они взялись: нам рассказано только о появлении Дэнниса, как и зачем появились все прочие - неясно (как будто просто "для галочки", для параллели с Миллиганом).

Тоже самое и с героиней: нам интересно подается ее история, но после просмотра почему-то складывается ощущение, будто все это было сделано чисто в угоду повествованию. Шьямалан обычно не рискует заходить в по-настоящему глубокие и мрачные темы, и потому все показано несколько небрежно и, честно говоря, кажется притянутым за уши. Хотя финальная сцена с Кейси хороша.

Blog post image

Многие моменты сделаны с чисто декоративной целью: две другие девушки вроде как неглупы, но иной раз волей сценария "тупят" ужасно, а на половину фильма про них вообще забывают напрочь. Некоторые вещи явно сделаны ради атмосферы, и никак не объясняются. К примеру, вначале складывается ясное впечатление, будто одна из жертв знакома с похитителем - на самом деле, нет, и таких моментов в фильме хватает. Одиночные сцены с доктором Флетчер иной раз не слишком уместны: ей даются самые слабые диалоги и несколько длиннющих экспозиционных "бла-бла" сцен, которые "вроде как" связаны с финалом, и которые с чистой душой можно было вырезать (к примеру, со скайп-конференцией).

Blog post image

И в какой-то момент Шьямалан возвращается к "Шьямалану", что очень сильно выбивается из контекста остального фильма.

"Сплит" смотрится интересно и увлекательно, движется в хорошем темпе, он даже умен, однако в итоге из такой многообещающей истории делается невнятный и малоубедительный вывод. Финальный "твист" в некотором смысле объясняет происходящее, но для "нашей" аудитории часто пролетает "мимо" (большая часть зала вообще не поняла, что и почему, ибо та история у нас не слишком популярна и знают о ней далеко не все). Он вроде бы оправдывает некоторые моменты фильма, но понравится, скорее, только поклонникам ранних работ Шьямалана.

Blog post image

"Сплит" затрагивает несколько интересных тем и старается сказать о многом, но почему-то "пробегает" мимо самого важного, и в финале уводит вас в какую-то совсем другую сторону. Самое обидное, что потенциал истории и основных актеров позволял и прямо-таки требовал более серьезной резолюции. Непонятно, превратится ли все это в трилогию, и, честно говоря, не уверена, что стоит это делать. Радует только то, что Шьямалан, похоже, начинает выныривать из творческого кризиса. По всей видимости, ключ в том, чтобы не давать ему денег - с минимальным набором подручных средств он управляется куда лучше.

Крепкое, старательно и продуманно снятое кино - лучшее у Шьямалана за все последние годы, которое понравится очень многим. Но вот пересматривать его захочется, разве что ради МакЭвоя и Ани Тейлор-Джой.

10
914
8