место в рейтинге
  • 38713
  • 237
  • 50
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Фильм «Сплит»: Армия одного

"И имя Нам - легион..."

Три девочки похищены на парковке торгового центра после празднования дня рождения одной из них - как поясняет похититель Дэннис, для некоего "священного ужина". После пленниц навещает милая дама по имени Патрисия, затем - 9-летний мальчик Хэдвиг, в тоже время к психотерапевту доктору Флетчер пишет и приходит с визитами один из ее пациентов, модный дизайнер Барри. Проблема в том, что Барри, Хэдвиг, Патрисия, Дэннис, и еще 19 разных личностей на самом деле один человек...


М. Найт Шьямалан - фигура для современного кино неоднозначная. С одной стороны, его ранние работы вроде "Шестого чувства" считались практически шедеврами, а самого автора за умение нагнетать саспенс сравнивали с Хичкоком. Однако чем дальше в 2000-е, тем больше претензий возникало у критиков и зрителей к его новым фильмам: чрезмерно претенциозные и серьезные, с пафосными диалогами, превращавшими талантливых актеров в "деревяшки" и обязательными финальными "твистами", они вызывали непреднамеренный смех и волей-неволей наталкивали на мысль об отсутствии фантазии или таланта. После очередной неудачи с провальным "После нашей эры", Шьямалан перешел в малобюджетное кино и снял весьма удачный "Визит", который пусть и не привнес ничего нового в жанр "found footage", но был достаточно простым и прямолинейным триллером, которому хватало юмора (на сей раз вполне преднамеренного) и даже самоиронии. Новая картина Шьямалана снята в том же стиле малобюджетного хоррор-триллера в духе "сбеги из комнаты", однако по смысловой нагрузке  возвращает нас к первым картинам режиссера.

Конечно, Капитан Очевидность, за основу берется нашумевшая история Билли Миллигана, к которой кинематограф обращается с завидной периодичностью. Диагноз "диссоциативное расстройство личности" (или "расстройство множественной личности") до сих пор вызывает споры в медицинских кругах на предмет своей состоятельности. В частности, некоторые специалисты считают, что болезнь в большинстве своем носит надуманный характер. Однако тема интересна для всех, и потому писатели и кинематографисты обращаются к ней довольно часто и весьма успешно: "Три лица Евы", "Психо", "Бритва", "Первобытный страх", "Бойцовский клуб", "Идентификация"...

Если вы читали книгу Дэниела Киза, или просто наслышаны об истории Миллигана, то многие моменты будут понятны вам и без пояснений - к примеру, некоторые личности явно списаны с Билли. Однако оттого смотрится фильм не менее интересно, и в основном это, конечно же, заслуга Джеймса МакЭвоя.

Это один из самых талантливых, и в тоже время недооцененных актеров нашего времени, и здесь он прекрасен. МакЭвою уже случалось играть персонажей с расщеплением личности (в "Грязи"), однако в этом фильме перед ним стояла задача в некотором смысле даже более интересная. Читая книгу, лично мне интересно было не только увидеть, как выглядели, говорили и вели себя личности, но и как происходит "переключение" между ними - и в "Сплите" показано и то, и другое. В иные моменты "переключение" идет за считанные мгновения - и тут наблюдать за МакЭвоем чистое удовольствие, до какой степени быстро и точно он может это сыграть (сцену в кабинете психотерапевта, равно как и хаос за "свет" вы наверняка запомните).

Местами он чересчур театрален (с Патрисией в особенности), но, учитывая особенности персонажа, это вполне объяснимо и потому простительно. Походка, мимика, жесты, а уж тем более танец - все перевоплощения наблюдать невероятно увлекательно. Вы легко можете догадаться, кто перед вами, еще до того, как персонаж начнет говорить - просто по тому, как он держит плечи или меняет взгляд. К слову, интересно будет посмотреть фильм в оригинале: МакЭвой меняет не только голос, но и акценты у личностей - в дубляже (который, кстати, весьма неплох) мы можем оценить разве что только шепелявящего Хэдвига (вот его вы запомните точно).

И кстати, дабы потом долго не искать название песни, вам нужна "Frogbass" группы Snails.

Хороша и Аня Тейлор-Джой - удивительно достоверна и убедительна, в чем-то даже пугающа, и ни на секунду не превращается в "просто фон". У них с МакЭвоем прекрасное взаимодействие, на котором держится большая часть фильма. Все их общие сцены тут же притягивают к себе все внимание: ощущение опасности и напряжения то увеличивается, то уменьшается, но не покидает ни на секунду, и в этом заслуга обоих актеров.

Кроме того, это определенно один из наиболее хорошо снятых фильмов Шьямалана - операторская работа красива, саспенс нагнетается весьма умело и убедительно, и даже фирменные шьямалановские крупные-прекрупные планы со взглядом прямо в камеру очень уместны. В этом плане сцена похищения только выигрывает: в какой-то момент в зрительном зале умолкают абсолютно все. И наконец-то у Шьямалана есть юмор, как бы странно это не звучало для триллера. Есть даже очередное камео режиссера, только если обычно он появляется в роли этакого "deus ex machina", то здесь появление забавное, и ни капли не серьезное.

Радует еще и то, что к зрителю относятся "как к умному" и многие моменты позволяют понять и додумать самим - но вот тут и начинаются минусы, если призадуматься. Потому что в конце, на случай, если вы чего-то не поняли, все истины вам разжевываются, а иногда и буквально выкрикиваются или летят прямо в лицо. Хватает и любимого Шьямаланом совершенно чрезмерного символизма - от рисунков на стене до того же танца главного героя.

Мы ничего не знаем о Кевине или о его личностях, кроме каких-то схематичных очертаний. Весьма слаба и невнятна их мотивация, причем дело не столько в битве между личностями, сколько в каждом отдельно взятом персонаже: Патрисия в начале и в остальной части фильма кардинально отличается, не совсем верится в возраст Хэдвига, который словно постоянно меняется, как и неясно, чего все-таки хочет Дэннис. Мы совсем не видим основную часть оппозиции "орды", кроме пары-тройки реплик, и вообще из всех 23 заявленных личностей нам покажут от силы 8. И, самое главное, мы не знаем, откуда они взялись: нам рассказано только о появлении Дэнниса, как и зачем появились все прочие - неясно (как будто просто "для галочки", для параллели с Миллиганом).

Тоже самое и с героиней: нам интересно подается ее история, но после просмотра почему-то складывается ощущение, будто все это было сделано чисто в угоду повествованию. Шьямалан обычно не рискует заходить в по-настоящему глубокие и мрачные темы, и потому все показано несколько небрежно и, честно говоря, кажется притянутым за уши. Хотя финальная сцена с Кейси хороша.

Многие моменты сделаны с чисто декоративной целью: две другие девушки вроде как неглупы, но иной раз волей сценария "тупят" ужасно, а на половину фильма про них вообще забывают напрочь. Некоторые вещи явно сделаны ради атмосферы, и никак не объясняются. К примеру, вначале складывается ясное впечатление, будто одна из жертв знакома с похитителем - на самом деле, нет, и таких моментов в фильме хватает. Одиночные сцены с доктором Флетчер иной раз не слишком уместны: ей даются самые слабые диалоги и несколько длиннющих экспозиционных "бла-бла" сцен, которые "вроде как" связаны с финалом, и которые с чистой душой можно было вырезать (к примеру, со скайп-конференцией).

И в какой-то момент Шьямалан возвращается к "Шьямалану", что очень сильно выбивается из контекста остального фильма.

"Сплит" смотрится интересно и увлекательно, движется в хорошем темпе, он даже умен, однако в итоге из такой многообещающей истории делается невнятный и малоубедительный вывод. Финальный "твист" в некотором смысле объясняет происходящее, но для "нашей" аудитории часто пролетает "мимо" (большая часть зала вообще не поняла, что и почему, ибо та история у нас не слишком популярна и знают о ней далеко не все). Он вроде бы оправдывает некоторые моменты фильма, но понравится, скорее, только поклонникам ранних работ Шьямалана.

"Сплит" затрагивает несколько интересных тем и старается сказать о многом, но почему-то "пробегает" мимо самого важного, и в финале уводит вас в какую-то совсем другую сторону. Самое обидное, что потенциал истории и основных актеров позволял и прямо-таки требовал более серьезной резолюции. Непонятно, превратится ли все это в трилогию, и, честно говоря, не уверена, что стоит это делать. Радует только то, что Шьямалан, похоже, начинает выныривать из творческого кризиса. По всей видимости, ключ в том, чтобы не давать ему денег - с минимальным набором подручных средств он управляется куда лучше.

Крепкое, старательно и продуманно снятое кино - лучшее у Шьямалана за все последние годы, которое понравится очень многим. Но вот пересматривать его захочется, разве что ради МакЭвоя и Ани Тейлор-Джой.

Clair-de-la-Lune
26 марта 2017, 22:58
1152

Loading...
Loading...

Комментарии

Основная идея и фишка фильма заимствованна у гонконгского фильма "Безумный следователь" (2007 г.), который настоятельно рекомендую посмотреть. P.s Кстати не первый раз голливуд берет идеи или переснимает у азиатов, те же "Отступники", "Дом у озера" и др.
Идея "Сплита" взята из истории о Билли Миллигане и схожих историях о людях с подобным диагнозом. "Следователь" вдохновлялся тем же самым - даже личности скопированы с миллигановских. Помимо этого у "Безумного следователя" и "Сплита" нет практически ничего общего.
К слову, постер "Следователя" во многом скопировали с постера другого фильма Шьямалана.
Вы читали хоть книгу "Множественные умы Билли Миллигана"? Билли не был психованным маньяком и книга не была триллером!
"Идея "Сплита" взята из истории о Билли Миллигане и схожих историях о людях с подобным диагнозом."
Вообще не схожи, а я только трейлер посмотрел.

И как за 117 минут фильма успели раскрыть предисторию и мотивы персонажа, и происхождения его личностей? Давайте угадаю, нет?!

Про Билли отдельный фильм снимают "Переполненная комната (The Crowded Room)".
Читала конечно, только она называлась "Таинственная история Билли Миллигана" в моем варианте. Но "Сплит" - это не экранизация истории Билли Миллигана, Шьямалан только ей вдохновлялся. И персонаж фильма во многом списан с Билли.
И да, Билли не был маньяком, он просто был преступником, вором и иногда насильником. А еще художником, медиком, музыкантом, англичанином, югославом, мальчиком, девочкой, подростком и т.д.

Так может вы сначала фильм посмотрите, а не только трейлер? Ну, просто прежде, чем вывод делать о фильме.
Вы вообще рецензию прочли? Давайте угадаю, нет?) Вы точно поняли, о чем пишете? Или только увидели знакомое имя и захотели топором помахать да повыпендриваться, что книгу читали?). Ничего страшного, это простительно).
На всякий случай - это статья о фильме, не о книге. И "Сплит" - не ее экранизация, и я нигде об этом не упоминала. "В основе" - вот это совсем другое дело.

А проект "The Crowded Room" пока заглох, новостей о нем не было с момента объявления. Шьямалан о своем "Сплите" объявил практически одновременно, и даже успел его снять, в то время как проект с Ди Каприо еще телится. Впрочем, может теперь и оживет, но сейчас все глухо.
"Но "Сплит" - это не экранизация истории Билли Миллигана, Шьямалан только ей вдохновлялся."
Если бы Шьямалан ей вдохновлялся, он бы не создал триллер. Он просто взял идею о множественном растройстве личности, такие диагнозы были не только у Миллигана. И не в одином твитте и интервью М. Найт Шьямалана (о фильме Split) я не нашел упоминания о том, что он вдохновлялся именно историей Миллигана.

"Так может вы сначала фильм посмотрите, а не только трейлер?" Я не говорил, что фильм мне не нравится, я его обязательно посмотрю. Но не стоит его сравнивать с историей Билли Миллигана, они разные и это можно сказать по трейлеру.

"Или только увидели знакомое имя и захотели топором помахать да повыпендриваться, что книгу читали?)" Я думаю, в таких случаях просто кричат "А Книга лучше!".
Книга по жанру была в том числе и вполне себе триллером: вся первая часть, все расследование и рассказы о преступлениях, равно как и многое в истории Миллигана было прямиком оттуда. И если вы решили, что фильм - ТОЛЬКО триллер, вы глубоко заблуждаетесь. А совпадений множество, и все очевидны - начиная хотя бы с количества личностей. Я не стану выкладывать здесь все аргументы, ибо старалась сделать рецензию без спойлеров (и так уже сказала лишнего в комментах). Если не нашли - значит, плохо искали: что на русскоязычных, что на западных сайтах есть целая подборка историй, которыми вдохновлялся "Сплит" - Миллиган на первом месте.

Словом, посмотрите фильм, а потом уже решайте, что там с чем совпадает. А то ваши претензии насчет того, что "по трейлеру это не похоже" звучат как минимум смешно. Смысл спорить о том, о чем вы сами не имеете представления?)

Ну, по всей видимости, иногда еще и говорят что-то вроде "Вы книгу-то читали?")
"Книга по жанру была в том числе и вполне себе триллером"
Всё понятно как вы "читали" книгу. Отнести книгу к жанру триллер как минимум не уместно.

"Если не нашли - значит, плохо искали: что на русскоязычных, что на западных сайтах есть целая подборка историй, которыми вдохновлялся "Сплит" - Миллиган на первом месте."
То есть сам Шьямалан не говорит об этом, а другие аналитики сравнивают их.

Вот что я пытаюсь вам донести (цитата из рецензии к фильму) -
"Знающие люди могут возразить, мол идея не придумана Шьямаланом, так как соре основана на реальной истории Билли Миллигана, который тоже страдал от множественного расщепления личности и про которого была написана книга. Однако из истории Миллигана позаимствованы только сам факт такой болезни и точное количество личностей в одном человеке — 24. В остальном же, считаю, что идея «Сплита» — это не человек с 24-мя личностями, а сюжет о таком человеке и конкретная история с конкретными событиями."

Прочтите рецензии к фильму никто, не связывает их сюжеты (потому как они разные).

"Словом, посмотрите фильм, а потом уже решайте, что там с чем совпадает." Если он не совпадает по основным сюжетным линиям в книге, к чему вы ищите их схожесть если её там нет, кроме как о множественном растройстве личности.
Ну, а мне непонятно как "читали" книгу вы. Под один-единственный жанр ее не "подгонишь", но, да, помимо прочего - это триллер. Как тогда определяете ее вы? Помимо биографии? Ведь и там выдумка и фантазия автора имели очень большое место - он писал об этом в предисловии.

Вы это из кинопоисковой рецензии взяли?) То есть вы считаете верным мнение какого-то другого человека, который прям так и пишет "я считаю, что они не связаны", притом, что вы сами фильм не видели? Это ваш аргумент? Ну хорошо, "я считаю, что в основе идеи "Сплита" лежит история Миллигана и прочих людей со схожим диагнозом" - как, собственно, и сказала выше. Схожесть между персонажами, количеством личностей, кем эти личности являются, и прошлым героя видна невооруженным взглядом.

Ну, зайдите на том же Кинопоиске в раздел Критика на странице фильма, или так найдите рецензию от Олега Зинцова. (только учтите, что она ругательная).

Так, стоп-стоп-стоп! Сюжеты я ничем не связывала! Это вы с какого-то решили, что это экранизация книги, и начали "накидывать" сверху то, чего не было!

Эта рецензия - это мой взгляд на фильм. Посмотрите, а потом согласитесь или нет - воля ваша. Можете даже потом написать свои впечатления - в собственном блоге. Бессмысленно доказывать что-то кому-то, кто даже не имеет представления, о чем идет речь.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Любовь по наследству» – вот, что получается, когда вайнеры лезут в кино

«Любовь по наследству» – вот, что получается, когда вайнеры лезут в кино

Вайны - это дело такое. Целевая аудитория вайнов - 15-20 лет, поэтому когда я собирался в кино, в принципе я уже ожидал плохого. Но Батыров - это один из самых известных вайнеров в Казахстане...
asdbqwe
2 окт. 2017 / 9:30
  • 2881
  • 30
17 лучших фильмов XXI века по версии Popcorn

17 лучших фильмов XXI века по версии Popcorn

Команда Popcorn'a и раньше делала ТОПы лучших лент года или сезона, но на этот раз все куда масштабнее. С помощью тщательного голосования мы выбрали 17 лучших фильмов XXI века.
Aegon
5 окт. 2017 / 15:27
  • 3229
  • 64
Оправдан ли резонанс в среде киноманов? Скромное мнение о фильме «Оно»

Оправдан ли резонанс в среде киноманов? Скромное мнение о фильме «Оно»

"Оно" - восторженные отзывы, сборы, оправдавшие бюджет в пять раз, высокие оценки, и все это, лишь за 10 дней после старта в мировом прокате.
blogfreez
18 сент. 2017 / 17:07
  • 3196
  • 12
Что смотреть в октябре: от «Бегущего по лезвию 2049» до самого скандального фильма года

Что смотреть в октябре: от «Бегущего по лезвию 2049» до самого скандального фильма года

На дворе уже второй осенний месяц, а это значит, что поводов ходить в кинотеатр стало ещё больше. А сходить в октябре действительно есть на что. Разберёмся, что заслуживает зрительского внимания.
Seattle
3 окт. 2017 / 15:48
  • 2170
  • 15
«Твое имя»: о том, как приняли шедевр японской анимации в Казахстане

«Твое имя»: о том, как приняли шедевр японской анимации в Казахстане

В этом месяце в кинотеатрах Казахстана показали полнометражку Макото Синкая - аниме, вошедшее в десятку лучших фильмов 2016 года по версии BBC. Но не все казахстанские зрители понимали, куда идут.
crazy_dreamer
28 сент. 2017 / 19:17
  • 2136
  • 4
Американский школьный учитель создал для своих учеников маленький Хогвартс

Американский школьный учитель создал для своих учеников маленький Хогвартс

Выдумки фанатов "Гарри Поттера" порой хватает больше, чем на приобретение волшебных палочек или мантий в стиле Хогвартса. Американец Кайл Гублер особенно выделился в череде многих поклонников саги...
Seattle
20 сент. 2017 / 12:11
  • 1924
  • 0
Первый постер и тизер к фильму «Лара Крофт»

Первый постер и тизер к фильму «Лара Крофт»

Студия Warner Bros. выпустила первый постер к грядущему перезапуску "Лары Крофт", где титульную героиню на сей раз сыграет Алисия Викандер. Культовая героиня видеоигр в новом фильме будет выглядеть...
Seattle
19 сент. 2017 / 12:23
  • 1862
  • 3
Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе сделают фильм об американском президенте

Леонардо ДиКаприо и Мартин Скорсезе сделают фильм об американском президенте

Уже в седьмой раз режиссёр Мартин Скорсезе поработает с голливудской звездой Леонардо ДиКаприо. Этот тандем уже подарил миру такие хиты, как "Банды Нью-Йорка", "Отступники", "Остров проклятых"...
Seattle
27 сент. 2017 / 15:47
  • 1751
  • 4
«Kingsman: Золотое кольцо» – это отдушина среди блокбастеров и комиксных фильмов

«Kingsman: Золотое кольцо» – это отдушина среди блокбастеров и комиксных фильмов

Вот оно, настоящее стильное и ироничное развлечение, которое поднимет настроение и прогонит хандру. Вот как стоит бросать вызов обществу, почти не подготовленному к вырыванию из зоны комфорта.
Gulmira-I
21 сент. 2017 / 11:43
  • 1870
  • 12