Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
10
04:41, 24 марта 2017

Как грузовые поезда по Турксибу ездят

img_2502_1200

Мечты детства сбываются! Мне удалось совершить необыкновенное железнодорожное путешествие и создать фильм о «Турксиб, от Алматы до Уштобе».

Интерес к поездам у меня был всегда. В детстве меня водили смотреть поезда на железнодорожные станции, а как повзрослел, стал ходить сам. Первый самостоятельный поход по рельсам у меня был в 5 классе, по путям протопал 10 км. Всегда было интересно движение поездов, особенно интересовала работа машиниста. Со временем начал вникать в это дело, общаться с железнодорожниками и товарищами по интересам. К сожалению, свою профессию с железной дорогой не связал. Однако поезда, как и фотография стали моих хобби.

В 2011 году мне удалось прокатиться на электровозе ВЛ80С с пассажирским поездом от Алма-Аты 2 до Отара и снять небольшой любительский фильм. На взгляд зрителей получилось интересно и я решил сделать ещё фильм на тему железной дороги.

От Алматы на север в сторону Семипалатинска уходит дизельная линия Турксиба. На пути степи и горы, профиль очень интересный, местами сложный и извилистый. Линия очень живописная! Это направление я выбрал для будущего фильма «Турксиб, от Алматы до Уштобе».

После переписки с управлением КТЖ Казахстан Темир Жолы, я получил разрешение на съёмку. Чтобы использовать весь световой день, договорился на поездку в тепловозе первым утренним грузовым поездом. Была определена дата, и очень рано на рассвете пришёл в депо ТЧЭ-28 Алматы. Там встретился с бригадой.

Идея поездки была такой: Алматы — Жетыген — Капчагай — Малайсары — Жоломан — Сарыозек — Айнабулак — Коксу — Уштобе. На этой дистанции пути порядка 30 станций и разъездов в том числе. В Казахстане большинство названий станций отличается от названий населённых пунктов, например в городе Капшагай станция носит название Капчагай. Дело в том, что населённые пункты переименовали, а станции не все переименовали.

После оформления документов в депо получили тепловоз Эволюшен ТЭ33А-0065 и отправились в чётный грузовой парк станции Алма-Ата 1 под грузовой состав. В этот день я впервые в жизни попал в кабину тепловоза. Американский локомотив создал положительные впечатления от своей кабины. В современных Эволюшенах кабина это чистый и современный кабинет, тут можно в белой рубашке работать в отличии от старых локомотивов советской эпохи. Так же более упрощённое управление, которое ограничивается несколькими рычагами и информативным экраном монитора, аналоговых приборов очень мало. Позже я узнал, что в кабине есть розетка на 75 вольт, очень пригодилась для питания видеокамеры на протяжении всей поездки. Есть холодильник, электроплита, туалет и кондиционер. Для работы локомотивной бригады сделано всё очень хорошо.

Однако слышал нарекание к самому тепловозу ТЭ33А. Как оказалось, односекционный ТЭ33А очень лёгкий и мощность 4400 л.с. не оправдывают себя. На сложном профиле пути с тяжёлым составом он не может тронуться с места по причине проскальзывания колёс из за малого сцепного веса. Утяжелять секцию не представляется возможном, пути не рассчитаны на нагрузки сверх нормы. Остаётся вариант ставить под тяжёлые составы по две секции, но это происходит не всегда. По тепловозной линии Турксиба составы как правило не большие, это объясняется небольшими станциями. Эволюшен для этих целей вполне подходит.

img_2446_1200

Blog post image

Тепловоз ТЭ33А-0065 на станции Алма-Ата 1

Blog post image

Станция Алма-Ата 1

В грузовом парке мы прицепились к составу, получили документ от вагонников, сделали все проверки. Прозвучала команда диспетчера: «Выходной сигнал открыт» и мы покидаем чётный грузовой парк, затем нечётный и саму станцию Алма-Ата 1. Начал фотографировать всё самое интересное по пути. Узнаю места у путей, где я стоял и мечтал прокатиться здесь на тепловозе.

Я счастлив, что живу в Казахстане с такими людьми, которые мне помогли сюда попасть и с которыми я еду. Подружились мы быстро, бригада приняла меня в свои ряды и угостила чаем. «Если ты едешь с нами, значит ты тоже в бригаде» сказал машинист Алим, причём это мне говорили не первые ребята движенцы. Что может быть лучше приятной компании и железной дороги! Изредка я комментировал происходящее: «А сейчас станция Байсерке, впереди два желтых, на боковой»,  удивлённо на меня посмотрела бригада, мол от куда мне знать это, вроде как не железнодорожник по профессии. Естественно, рассказал им про своё хобби, про фанатов железной дороги, на что они были удивленны существованию таковых.

Что касается одного из самых популярных железнодорожных хобби — траинспоттинг, то я себя к нему отношу относительно. Траинспоттинг — это фиксация номеров локомотивов, электропоездов и прочего подвижного состава. В этом деле приветствуется фотофиксация подвижного состава и как правило из списка существующих. К примеру есть сотня выпущенных тепловозов ТЭ33А, цель траинспоттера сфотографировать все локомотивы по номерам, некоторые указывают приписку. Хотя на самом деле ТЭ33А-0065 не будет ничем отличаться от ТЭ33А-0064. Моя цель, это красивый снимок на тему железной дороги.

Blog post image

Blog post image

Скрещение на станции Жеты-Су, тепловоз ТЭ33А-0118 с грузовым поездом

Blog post image

Железнодорожный переезд на перегоне Жеты-Су — Байсерке (пересечение с автодорогой Илийский тракт)

img_2476_1200

Станция Байсерке

Blog post image

Пропуск встречного пассажирского поезда с тепловозом ТЭ33А-0085 на станции Байсерке. Одни из первых случаев, когда тепловозы ТЭ33А начинали возить пассажирские поезда.

Бригады со встречных поездов подавали сигнал приветствия. Через минут пять звонили машинисту и спрашивали, что там у вас в кабине камера и фотограф делают? Всё нормально отвечал машинист, скоро фильм про Турксиб посмотрим. Факт, но уже после выхода фильма и передачи его для распространения в депо, приветливая реакция бригад стала на порядок активнее, сигналят, машут, улыбаются, и нам приятно.

Blog post image

Станция Жетыген. От этой станции начинается новая ветка «Жетыген — Хоргос» к границе с Китаем.

Blog post image

Тепловозы CKD6E-2025 и ТЭ33А-0117 на станции Жетыген

Blog post image

Путевая машинная станция на станции Жетыген (ПЧ-46)

Blog post image

Blog post image

Железнодорожный переезд (пересечение с автодорогой Илийский тракт) на перегоне Жетыген — Илийская

На перегоне Жетыген — Илийская, звоню своему знакомому дежурному моста через реку Каскелен, который впереди на перегоне, выяснилось, что не его смена, а жаль, хотел ему помахать рукой. С дежурным моста я познакомился ещё год назад, даже после этого передавал ему его фотографии. Он и его коллега приняли активное участие в сюжете для этого фильма, за что им большое спасибо! Их задача была просто показать как они держат флажок, пропуская поезд через мост.

img_2536_1200

Железнодорожный мост над рекой Каскелен на перегоне Жетыген — Илийская

Blog post image

Станция Илийская

img_2545_1200

Перегон Илийская — Капчагай

img_2555_1200

Проверка поезда на перегоне Илийская — Капчагай

img_2569_1200

Выемка на перегоне Капчагай — Боктер

Перед Капчагаем проехали красивый песчаный перегон от станции Илийская до станции Капчагай. За станцией Капчагай расположен всеми узнаваемый железнодорожный Капчагайский мост. Сооружение не уникальное, зато внушительных размеров. Всегда было интересно сделать фотоснимки и видео с этого моста. Иным способом попасть сюда и сфотографировать не возможно, мост охраняется вооружённой охраной.

img_2576_1200

Blog post image

Железнодорожный мост над Капчагайским водохранилищем, перегон Капчагай — Боктер

Всё, больших мостов теперь не будет. Начинаем первый и серьёзный подъем. Станции Боктер, Кулан-Тобе, Коскудук, восьмая, максимальная позиция мощности на тепловозе. Как говорят машинисты, если поднялся на Кулан-Тобе, значит перевал прошёл. И действительно, уклон в гору заметен визуально. Вдобавок постоянно кривые, образовывая петли, серпантины для подъема в гору. Направление у нас четное и на этом однопутном участке пути, диспетчера прогоняют поезда с преимуществом на подъём. Высоченные насыпи и желтые пески стали ценными для фото и видео сюжетов в этой поездке.

Blog post image

img_2598_1200

Путепровод (пересечение с автодорогой Алматы — Усть-Каменогорск) на перегоне Кулан-Тобе — Коскудук

img_2611_1200

На перегоне Кулан-Тобе — Коскудук

Blog post image

Ремонт пути на перегоне Кулан-Тобе — Коскудук

При въезде на станцию Коскудук, в стороне стоят приржавевшие к рельсам ретро-вагоны. Со слов машиниста, они принимали участие в художественном фильме «Подарок Сталину», но в фильме я их не помню, возможно смотрел не внимательно.

По экономической задумке строительства железной дороги, был расчёт на транспортировку грузов, из Сибири в Среднюю Азию лес, а из Средней Азии в Сибирь хлопок. Лес с Сибири видел в вагонах, а хлопка не замечал, но что то возят. После открытия новых торговых отношений с Китаем, на этом месте большая часть грузовых поездов едет от приграничной с Китаем станции Достык, также примыкает к станции Жетыген трехсот километровая линия от Хоргоса. Пассажирское движение по Турксибу от Алматы на север слабое. Для грузовых лучше, буквально через одну, две станции остановка под скрещение, машинисты радуются, как говорит машинист, много скрещений – много перевозок, значит, сокращений с работы не будет.

Что касается локомотивов, в основном два типа магистральных тепловозов — ТЭ33А и 2ТЭ10М, 2ТЭ10У. ТЭ33А используется для грузовых поездов. На маневровом движении ЧМЭ3, ТЭМ2, ТЭМ18 были заменены на новые китайские CKD6E.

Blog post image

Перегон Коскудук — Алтындала

img_2705_1200

Тепловоз ТЭ33А-0119 с грузовым поездом на разъезде Алтындала

Blog post image

Кабина тепловоза ТЭ33А-0065

Blog post image

Перегон Алтындала — Дала

img_2644_1200

Станция Дала

img_2664_1200

Перегон Жоломан — Сайлы

img_2697_1200

Перегон Тары — Балгалы. Справа автодорога Алматы — Усть-Каменогорск.

Blog post image

Перегон Тары — Балгалы

Blog post image

Станция Балгалы

Blog post image

Тепловоз ТЭ33А-0046 с грузовым поездом на станции Балгалы

Blog post image

Перегон Балгалы — Дос

img_2722_1200

Разъезд Дос

img_2726_1200

На перегоне Дос — Сары-Озек

Интересные места Жоломан, Сайлы, Малай-Сары, поезд проходит через петли, огибая одно и тоже здание элеватора в Жоломане несколько раз, а на петле у станции Дос, там, где концы петли рядом проходят, видно как хвостовые вагоны ползут в обратном направлении по отношению к локомотиву. Петли не ошибка и не для красоты, практическое, оптимальное и скорее единственное решение прокладывать пути таким методом по сложной горной местности.

Станция Сары-Озек, здесь сменится локомотивная бригада и я поеду дальше с другой на этом же поезде. От Сары-Озека в сторону севера пойдёт уклон вниз. Участок от Сары-Озека до Коксу был мне особо интересен, много высоченных гор, рек и исторических мест Турксиба. Так оно и оказалось! Железнодорожная линия тянется по горному ущелью вдоль реки Биже. Многие станции на этом участке я никогда раньше не видел из за недоступности, до них доехать возможно только на внедорожнике.

Blog post image

Машинист Алим

img_2739_1200

Помощник машиниста Олжас

img_2748_1200

Разъезд Койкрыккан

img_2749_1200

Выемка на перегоне Койкрыккан — Май-Тобе

img_2752_1200

Перегон Койкрыккан — Май-Тобе

img_2761_1200

Разъезд Тауарасы

После путепровода мы приезжаем станцию Айна-Булак. Станция историческая, на ней в мае 1930 года была смычка Турксиба и съёмки фильма «Золотой телёнок». Станцию проследовали без остановок и останавливаемся под скрещение на станции Копр. За этой станцией очень красивые места, вырубленная на скальном склоне выемка для железной дороги, слева обрыв к немаленькой по размерам реке Биже. Если этому месту уделить больше внимания, то можно сделать красивые железнодорожные фотографии.

Blog post image

Путепровод (пересечение с автодорогой Алматы — Усть-Каменогорск) на перегоне Тауарасы — Айна-Булак

Blog post image

Станция Айна-Булак

img_2773_1200

Разъезд Копр

Blog post image

Железнодорожный мост через реку Биже на перегоне Копр — Моюн-Кум

img_2780_1200

Перегон Копр — Моюн-Кум

Постепенно линия Турксиба плавно переходит в равнину со станциями Моюн-Кум, Биже и Коксу. От станции Коксу ответвляется линия в сторону Текели и Талдыкоргана. Тут же стояли старые тепловозы 2ТЭ10М приписки к ТЧ-43 Коксу. Потом я почувствовал усталость и присел на дополнительное сидение в кабине, пройденные 250 км дали о себе знать. Машинист, который вёл наш поезд от станции Сары-Озек рассказал мне интересную историю, о том, что на участках Биже, Коксу, Кальпе, во время строительства Турксиба, рабочие сталкивались с загадочными явлениями. Планируемое место для строительства железной дороги проходило по святым местам. Местные жители были против этого и говорили это строителям. В определённых местах происходили аномальные явления, глохла и не заводилась техника. Однажды, на утро рабочие обнаружили, что новый уложенный путь был разрушен непонятной силой. Руководством строительства дороги было решено, перенести линию строительства в сторону на несколько десятков метров и проблема была решена. На месте тех святых мест, которых насчитывается множество, у существующей линии Турксиба были воздвигнуты маленькие строения, напоминающие мазары.

Blog post image

Станция Моюн-Кум

img_2785_1200

Станция Биже

img_2788_1200

Тепловозы 2ТЭ10М-0480 и 2ТЭ10М-1187 в ТЧ-43 Коксу

img_2794_1200

Мост через реку Каратал, перегон Пияз — Уш-Тобе

img_2797_1200

Станция Уш-Тобе

Проезжаем станцию Кальпе, далее мост через реку Каратал и станция Уш-Тобе. На этой станции конечная нашего грузового поезда и бригады, далее вагоны грузового состава расформируют в другие поезда, локомотив могут отправить вплоть до Семипалатинска, а бригада будет следовать указаний инструкторов, жизнь продолжается!

Меня встретят очень тепло, устроят в дом отдыха локомотивных бригад, а к вечеру уеду обратно домой в Алматы на тепловозе 2ТЭ10У с пассажирским поездом Новосибирск – Ташкент.  Что касается самого фильма, над которым я работал, то будут ещё несколько самостоятельных выездов для съёмок на станции и перегоны Турксиба на автомобиле, затем монтаж и премьера. Фильм я посвящу своим родным проработавших всю жизнь на этой железной дороге.

Вот так ездят грузовые поезда по Турксибу, от гор до степей, через реки и пустыни, поднимаясь и спускаясь с перевалов, мимо святых и исторических мест. Кому как, а я не равнодушен ко всему происходящему на железной дороге, посвящая своё свободное время редкому хобби — фотографирование железной дороги.

https://www.youtube.com/watch?v=R_8XHkeHRd8

Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (ролик о фильме)

https://www.youtube.com/watch?v=x2R2LNHky0E

Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (фильм)

Оригинал статьи на моём сайте.

10
3730
3