место в рейтинге
  • 121165
  • 739
  • 36
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Риголетто. Такого ещё не знали

«Риголетто» Дж.Верди - это первая опера, которую я полюбила на слух. То есть вообще без картинки. И даже особо не зная смысла. Это при том, что ради чёткости визуального ряда обычно сижу на первом ряду. А значит, первая и огромная причина, из-за которой надо идти на Риголетто, - Музыка. Даже не так. Музыка в сочетании со словами на итальянском языке. Это действительно божественно. У нас в ГАТОБ, слава Всевышнему, этот спектакль идёт на языке оригинале. Хоть, как сказал на пресс конференции дирижёр Витторио Паризи (Италия), он уже несколько устарел, и в Италии на таком сейчас не говорят. Но это нормально. Ведь мы же тоже не общаемся подобно Годунову из понятно какой оперы.

Фотография Оксаны Тарнецкой @Omaprem

Вторая причина - сюжет. Это Вам не банальный треугольник - сопрано, тенор и баритон. Хоть здесь тоже любят первые двое, а третий, как обычно, по боку. Тут всё закручено очень лихо. И, что характерно, персонажи весьма многогранны. Как сказала режиссер – Ляйлим Имангазина, каждый весьма не прост и действует от большого сердца.

Третья причина - вернулся на место финальный дуэт. Простите, что снова об этом, но это моя наилюбимейшая часть. А то, что его столько лет не было, терзало моё сердце и душу, когда представляла, что бедный Верди вертится в своём гробу при каждом таком кастрированном спектакле. Когда на пресс-конференции наконец узнала, что купюру открыли, мучалась вопросом, как же это обыграли. Уж столько всяких вариантов видывал свет! И с пресловутым мешком, в котором выносили бедняжку Джильду. Причём бывали случаи, что солистку роняли и даже головой вниз. И бедные солисты надрывались под килограммами таланта партнёрш. И волоком затаскивали на середину, а потом снимали с лица мешковину. Не представляю, как после этого ещё и петь. В одной версии вообще было что-то жуткое с колесом, посередине которого находилась распятая девушка. Но, как говорится, «если не знаешь, как поступить, поступай по закону». В данном случае обратились непосредственно к тексту. А там чёрным по-итальянски написано: вывози на середину реки и кидай. Полубездыханное тело аккуратно себе лежит… Не скажу. Увидите сами. Но, поверьте, очень изящно, удобно, в соответствии с задумкой авторов и как-то очень трогательно. Особенно в сочетании с такой туманной дымкой…

Четвёртая причина, позвольте сделать глубокие реверансы, - творение художника Вячеслава Окунева. В целом атмосфера, как сорвал с языка директор ГАТОБ Аскар Бурибаев, картин Караваджо. Не знаю, как у него получилось так лаконично без единой лишней декорации показать роскошь покоев вельмож, разбитность дома убийцы, некую пасторальность дома Риголетто, причём всё это в единых стенах, буквально небольшими деталями совершенно меняя интерьер. Отдельно про стены. Как Вы читали ранее, это кабинетная сценография с улучшенной акустикой. Я не очень хорошо понимала, что это такое, пока сама лично не увидела и не услышала, как Джильда (Наталья Мезина) повернувшись спиной (!) шла от края сцены в глубь и тихо (!) пела, но при этом её было отлично слышно! Каждое слово!

К пятой причине отнесу сразу все супер классные моменты:

  1. Начало. Сразу под увертюру появляется граф Монтероне. От этой отправной точки сразу проводится линия к его появлению со словами. А потом уже от этих двух точек идёт прямая по всему сюжету. Геометрия, ёмаё! Но это работает. Потому как раньше этот персонаж для меня был проходной. Особенно в аудио версии без картинки. А тут во втором его появлении как безумного старика он уже был знаком. И, надо сказать, исполнен отменно Азаматом Малышовым. Мы его даже сразу не узнали, до такой степени этот солист перевоплотился в удручённого горем благородного старца. Он грохотал своим проклятьем на весь зал. Было действительно жутко и страшно. И проснулось сопереживание за его персонажа. Лично у меня впервые.
  2. Хор. В этой опере хор - весьма действующее лицо в целом и по отдельности. На высоте.
  3. Камушки, разбросанные по опере, маленькие, но весьма знаковые. Это и платочек, и погремушка, и золотое покрывало… Вроде как и мелочи, но они усиливают действие. Не знаю, кто придумал, однако спасибо!
  4. Толеген Рахымбаев (граф Чепрано) и Александр Сметанин (кавалер Марулло) - отменные мерзавцы. Да… А Толеген Рахымбаев ещё и так тонко показал ревнивого мужа, который при этом не особо хочет на виселицу, а предпочитает остаться в высшем свете, то есть под тем, кто наставляет ему рога... Прямо хочется зацокать от восхищения, ибо слов не хватает.
  5. Рада, что попала на выступление Руслана Гафарова, приглашённого из Узбекистана на роль Риголетто. Славен театр Алишера Навои своими солистами, да…
  6. Наталья Мезина (Джильда) так чисто и нежно поёт… Не знаю. Столько всего написано про этого персонажа, дескать, и сама она такая-разтакая кокетка, в церкви глазки строит… В исполнении Натальи Мезиной это просто чистый ангел. Если не согласны, пишите в комментариях, что уж…
  7. Графина Чепрано (Венера Алпысбаева) - вот она точно не ангел. Но поёт хорошо. И хороша, чертовка, как и положено её персонажу.
  8. Елена Никонова (Маддалена) - влюблённая кошка. Просто надо видеть, как она сражается со своим братом-убийцей  Спарафучилле (Кайрат Омирбеков)! Очень понравились квартеты ближе к концу.

Вообще «Риголетто» надо ставить как обязательную программу к многократному просмотру и прослушиванию девочкам-подросткам. Прямо водить классами и потом заставлять писать по нему сочинение для лучшего осмысления. Наряду со сказками про Белоснежку, дескать не бери у незнакомок яблочки. Глядишь, может и социальных проблем будет в целом поменьше… Но не «Риголетто» в принципе, а именно в этой версии, когда даже мне многое стало гораздо понятнее, а уж если б эти знания, да лет так на -дцать раньше…

 

MadinaR
Импрессионист
17 марта 2017, 21:52
1263

Loading...

Комментарии

Сплав отменился по погоде - но нет худа без добра - надо иттить в воскресенье на спектакль)
Хотя не люблю я этого пошлякаа Верди(((
Просто Наталью Мезину любите. И Вселенная не даёт Вам это забыть ;)
Всё. Уже не люблю. Говорят, она замужем.
Простите. По наивности своей думала, что любите как солистку...
Ну да, любил как голос. Я влюбчивый, но и быстро отходчивый)
Сердце Бетховена склонно... И далее по тексту :))
Ну, зато сцены вакханалии будут :-P
О, да... Вакханалия ещё та...
e-rla
1
0
Сорри, смысловая опечатка: "разбитность дома", наверное - "разбитость"?
Отнюдь.
Именно "разбитность".
e-rla
0
0
"Ни отнюдь" )) Разбитность, как черта характера, разве не относится только к живым существам?
Попробуйте найти "разбитность" к предметам, скорее всего, не найдете. )
Дом несёт на себе характер его обитателей. Маддалена - яркий пример разбитной женщины. Брат её тоже вполне разбитной. Из чего следует...
Веселый дом, грустный дом, подозрительный дом.. да, это есть. "Разбитной дом", в литературе не встречал. Так, вроде, не говорят, поэтому резануло глаз. Гугл такого не знает.
Я - писатель. Мне можно вводить новые понятия :)
nohero
0
0
А герцог Мантуанский?
К персонажу претензий нет.
Исполнение... О ком хотела, написала :)
e-rla
1
0
Из книги Стивена Фрая "НЕПОЛНАЯ И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ"
"Вообразите, что вы уже там.
Где?
Там. 1851 год. В Венеции. В театре «Ла Фениче».
И допустим… допустим, вы сидите в оркестре. Да, вот именно. Вы сидите в оркестре. Вы уже отсидели три генеральные репетиции и всякий раз, добираясь до определенного места оперы, натыкались на чистый лист. В буквальном смысле. Вот здесь должна быть ария, а вместо нее — пустая страница. Добравшись до нее, все смотрят на дирижера — вопросительно. Дирижер — он же и композитор — произносит нечто вроде: «О… ну, мы… мы это потом добавим». Чертовски странно. Это происходит один раз. Другой. Собственно говоря, происходит каждый раз, как вы доходите досюда, бесспорно, пугающе, душераздирающе, чертовски и дьявольски странно! Вернее, казалось странным до самой последней генеральной репетиции, состоявшейся в день перед вечерней премьерой. Только тогда Верди — наш дирижер/композитор — и выложил на стол недостающую арию.

Почему? А видите ли, Верди понимал, что у него на руках козырной туз. Собственно говоря, Верди был уверен, что на руках у него козырная, ударная ария, ну и держал свой козырь в рукаве, опасаясь, что какой-нибудь мазурик из композиторов его попятит. И был, надо сказать, прав. Я не о том, что его кто-то украл, — я хотел сказать, что у Верди действительно имелась в запасе ударная ария. Начало ее обычно переводится как «Сердце красавиц склонно к измене», однако я помню изумительную постановку Английской национальной оперы, осуществленную доктором Джонатаном Миллером, переведшим эти слова так: «Женщины — лгуньи», что, по-моему, не лишено смысла. Ну-с, эта опера, «Риголетто», была в тот вечер исполнена вместе с ударной арией, которую Верди до последнего дня скрывал даже от своего оркестра, — с арией «La donna `e mobile».

Нет, согласитесь — мелодия сногсшибательная. Теперь вы понимаете, почему он над ней так трясся. Одна из тех мелодий, которые раз услышишь и уж больше из головы никогда не выкинешь. Да и слова неплохие.
...Женщины-лгуньи..трам трам трам..."
))
А на Риголетто я сходил. )
Как здорово! И как Вам?
Вы ходили 18 или 19, если не секрет?
e-rla
0
0
Неужели даже это может быть секретом? Хотя-я-я...если быть Неуловимым Джо...
Ходил 18. Не зацепило. Наверное, надо было идти на русский или казахский язык, тогда экран бы не отвлекал.
Но голоса сильные, это да, надо отметить.
Мало ли какие у людей секреты :)
Сходите на Абая ещё. И понятно, и цепляет.
Кстати, знаете, я до сих пор что-то новое открываю для себя в уже несколько раз послушанных и увиденных операх. Потому как цепляет музыка, исполнение каждый раз новое, каждый раз смотрю в разные места сцены в разном порядке, а текст так вообще читаю же местами, поэтому паззл каждый раз дополняется. Наверное, в этом и прелесть"живых" спектаклей.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 26160
  • 19
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 13597
  • 349
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 9401
  • 49
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 10123
  • 34
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 6748
  • 54
«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

«Думай как британец»: 8 вещей, которым я научилась в Великобритании

Как два года в Великобритании изменили мою жизнь. Несколько простых вещей, которые могли бы сделать нашу жизнь лучше.
goribaldi
13 нояб. 2017 / 16:51
  • 4227
  • 28
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
вчера / 17:21
  • 4395
  • 73
Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Мой личный рейтинг женщин: от пуританки до содержанки

Сегодня предлагаю вашему вниманию мой личный рейтинг женщин. А вот я хочу быть домохозяйкой, правда, не пахать дома, а хозяйничать.
Mysli_v_Sluh
13 нояб. 2017 / 15:00
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2756
  • 18