Риголетто. Такого ещё не знали

MadinaR 2017-3-17 09:52
967
20
19
0

«Риголетто» надо ставить как обязательную программу к многократному просмотру и прослушиванию девочкам-подросткам. Прямо водить классами и потом заставлять писать по нему сочинение для лучшего...

«Риголетто» Дж.Верди - это первая опера, которую я полюбила на слух. То есть вообще без картинки. И даже особо не зная смысла. Это при том, что ради чёткости визуального ряда обычно сижу на первом ряду. А значит, первая и огромная причина, из-за которой надо идти на Риголетто, - Музыка. Даже не так. Музыка в сочетании со словами на итальянском языке. Это действительно божественно. У нас в ГАТОБ, слава Всевышнему, этот спектакль идёт на языке оригинале. Хоть, как сказал на пресс конференции дирижёр Витторио Паризи (Италия), он уже несколько устарел, и в Италии на таком сейчас не говорят. Но это нормально. Ведь мы же тоже не общаемся подобно Годунову из понятно какой оперы.

Фотография Оксаны Тарнецкой @Omaprem

Вторая причина - сюжет. Это Вам не банальный треугольник - сопрано, тенор и баритон. Хоть здесь тоже любят первые двое, а третий, как обычно, по боку. Тут всё закручено очень лихо. И, что характерно, персонажи весьма многогранны. Как сказала режиссер – Ляйлим Имангазина, каждый весьма не прост и действует от большого сердца.

Третья причина - вернулся на место финальный дуэт. Простите, что снова об этом, но это моя наилюбимейшая часть. А то, что его столько лет не было, терзало моё сердце и душу, когда представляла, что бедный Верди вертится в своём гробу при каждом таком кастрированном спектакле. Когда на пресс-конференции наконец узнала, что купюру открыли, мучалась вопросом, как же это обыграли. Уж столько всяких вариантов видывал свет! И с пресловутым мешком, в котором выносили бедняжку Джильду. Причём бывали случаи, что солистку роняли и даже головой вниз. И бедные солисты надрывались под килограммами таланта партнёрш. И волоком затаскивали на середину, а потом снимали с лица мешковину. Не представляю, как после этого ещё и петь. В одной версии вообще было что-то жуткое с колесом, посередине которого находилась распятая девушка. Но, как говорится, «если не знаешь, как поступить, поступай по закону». В данном случае обратились непосредственно к тексту. А там чёрным по-итальянски написано: вывози на середину реки и кидай. Полубездыханное тело аккуратно себе лежит… Не скажу. Увидите сами. Но, поверьте, очень изящно, удобно, в соответствии с задумкой авторов и как-то очень трогательно. Особенно в сочетании с такой туманной дымкой…

Четвёртая причина, позвольте сделать глубокие реверансы, - творение художника Вячеслава Окунева. В целом атмосфера, как сорвал с языка директор ГАТОБ Аскар Бурибаев, картин Караваджо. Не знаю, как у него получилось так лаконично без единой лишней декорации показать роскошь покоев вельмож, разбитность дома убийцы, некую пасторальность дома Риголетто, причём всё это в единых стенах, буквально небольшими деталями совершенно меняя интерьер. Отдельно про стены. Как Вы читали ранее, это кабинетная сценография с улучшенной акустикой. Я не очень хорошо понимала, что это такое, пока сама лично не увидела и не услышала, как Джильда (Наталья Мезина) повернувшись спиной (!) шла от края сцены в глубь и тихо (!) пела, но при этом её было отлично слышно! Каждое слово!

К пятой причине отнесу сразу все супер классные моменты:

  1. Начало. Сразу под увертюру появляется граф Монтероне. От этой отправной точки сразу проводится линия к его появлению со словами. А потом уже от этих двух точек идёт прямая по всему сюжету. Геометрия, ёмаё! Но это работает. Потому как раньше этот персонаж для меня был проходной. Особенно в аудио версии без картинки. А тут во втором его появлении как безумного старика он уже был знаком. И, надо сказать, исполнен отменно Азаматом Малышовым. Мы его даже сразу не узнали, до такой степени этот солист перевоплотился в удручённого горем благородного старца. Он грохотал своим проклятьем на весь зал. Было действительно жутко и страшно. И проснулось сопереживание за его персонажа. Лично у меня впервые.
  2. Хор. В этой опере хор - весьма действующее лицо в целом и по отдельности. На высоте.
  3. Камушки, разбросанные по опере, маленькие, но весьма знаковые. Это и платочек, и погремушка, и золотое покрывало… Вроде как и мелочи, но они усиливают действие. Не знаю, кто придумал, однако спасибо!
  4. Толеген Рахымбаев (граф Чепрано) и Александр Сметанин (кавалер Марулло) - отменные мерзавцы. Да… А Толеген Рахымбаев ещё и так тонко показал ревнивого мужа, который при этом не особо хочет на виселицу, а предпочитает остаться в высшем свете, то есть под тем, кто наставляет ему рога... Прямо хочется зацокать от восхищения, ибо слов не хватает.
  5. Рада, что попала на выступление Руслана Гафарова, приглашённого из Узбекистана на роль Риголетто. Славен театр Алишера Навои своими солистами, да…
  6. Наталья Мезина (Джильда) так чисто и нежно поёт… Не знаю. Столько всего написано про этого персонажа, дескать, и сама она такая-разтакая кокетка, в церкви глазки строит… В исполнении Натальи Мезиной это просто чистый ангел. Если не согласны, пишите в комментариях, что уж…
  7. Графина Чепрано (Венера Алпысбаева) - вот она точно не ангел. Но поёт хорошо. И хороша, чертовка, как и положено её персонажу.
  8. Елена Никонова (Маддалена) - влюблённая кошка. Просто надо видеть, как она сражается со своим братом-убийцей  Спарафучилле (Кайрат Омирбеков)! Очень понравились квартеты ближе к концу.

Вообще «Риголетто» надо ставить как обязательную программу к многократному просмотру и прослушиванию девочкам-подросткам. Прямо водить классами и потом заставлять писать по нему сочинение для лучшего осмысления. Наряду со сказками про Белоснежку, дескать не бери у незнакомок яблочки. Глядишь, может и социальных проблем будет в целом поменьше… Но не «Риголетто» в принципе, а именно в этой версии, когда даже мне многое стало гораздо понятнее, а уж если б эти знания, да лет так на -дцать раньше…

 

Оцените пост

19

Комментарии

3
Сплав отменился по погоде - но нет худа без добра - надо иттить в воскресенье на спектакль)
Хотя не люблю я этого пошлякаа Верди(((
2
Ну, зато сцены вакханалии будут :-P
1
Сорри, смысловая опечатка: "разбитность дома", наверное - "разбитость"?
0
А герцог Мантуанский?
1
Из книги Стивена Фрая "НЕПОЛНАЯ И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ"
"Вообразите, что вы уже там.
Где?
Там. 1851 год. В Венеции. В театре «Ла Фениче».
И допустим… допустим, вы сидите в оркестре. Да, вот именно. Вы сидите в оркестре. Вы уже отсидели три генеральные репетиции и всякий раз, добираясь до определенного места оперы, натыкались на чистый лист. В буквальном смысле. Вот здесь должна быть ария, а вместо нее — пустая страница. Добравшись до нее, все смотрят на дирижера — вопросительно. Дирижер — он же и композитор — произносит нечто вроде: «О… ну, мы… мы это потом добавим». Чертовски странно. Это происходит один раз. Другой. Собственно говоря, происходит каждый раз, как вы доходите досюда, бесспорно, пугающе, душераздирающе, чертовски и дьявольски странно! Вернее, казалось странным до самой последней генеральной репетиции, состоявшейся в день перед вечерней премьерой. Только тогда Верди — наш дирижер/композитор — и выложил на стол недостающую арию.

Почему? А видите ли, Верди понимал, что у него на руках козырной туз. Собственно говоря, Верди был уверен, что на руках у него козырная, ударная ария, ну и держал свой козырь в рукаве, опасаясь, что какой-нибудь мазурик из композиторов его попятит. И был, надо сказать, прав. Я не о том, что его кто-то украл, — я хотел сказать, что у Верди действительно имелась в запасе ударная ария. Начало ее обычно переводится как «Сердце красавиц склонно к измене», однако я помню изумительную постановку Английской национальной оперы, осуществленную доктором Джонатаном Миллером, переведшим эти слова так: «Женщины — лгуньи», что, по-моему, не лишено смысла. Ну-с, эта опера, «Риголетто», была в тот вечер исполнена вместе с ударной арией, которую Верди до последнего дня скрывал даже от своего оркестра, — с арией «La donna `e mobile».

Нет, согласитесь — мелодия сногсшибательная. Теперь вы понимаете, почему он над ней так трясся. Одна из тех мелодий, которые раз услышишь и уж больше из головы никогда не выкинешь. Да и слова неплохие.
...Женщины-лгуньи..трам трам трам..."
))
А на Риголетто я сходил. )
Показать комментарии
Дальше