Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
24
04:25, 16 марта 2017

Алматинская детская железная дорога

Blog post image

Вспоминаю детство и как меня водили в Алматинский парк Горького. Самые яркие и запоминающиеся эмоции были связаны с детской железной дорогой, по которой ходил настоящий поезд.

Попадая на территорию парка, я сразу стремился в сторону железной дороги. Для меня это был самый интересный аттракцион. По мере приближения был слышен гудок тепловоза и от этого я только прибавлял шаг. Детская железная дорога была для чем-то сказочным. Тепловоз, вагоны, станции, переезды, светофоры, всё это было как настоящее в отличии от других аттракционов. На ней работали самые настоящие железнодорожники. Запомнилось как сюда мы ходили с моим дедом железнодорожником, на выход он всегда одевал свой костюм железнодорожника. В то время он был на пенсии, ранее он занимал высокую должность в управлении Казахской железной дороги.

Все в тир, на машинки, в зоопарк, а меня всегда тянуло сюда на железную дорогу. Всегда было желание постоянно бежать и спешить к поезду, как будто он уедет и больше не вернётся, хотя он ездил по кругу. Приближаясь к железной дороге, перед переездом поворачиваем налево и бегом на вокзал станции имени Павлика Морозова. Станция была с перроном  и вокзалом с билетной кассой. Купив билет, мы обретали редкое счастье — поездка на поезде! Так как в парк ходили не часто.

Всюду были «юные железнодорожники» из пионерского отряда, они выполняли роли работников железной дороги. Не знаю как они попадали сюда, но мне они казались невероятными счастливчиками. Пионеры стояли с флажками на перроне и следили за посадкой пассажиров, присутствовали в вагонах как проводники. Так же школьников замечал на тепловозе, но не вспомню, были ли они в кабине во время движения.

В вагонах закрывали двери, пионеры подавали сигнал флажком, гудок локомотива и поезд начинал своё движение. Ехали не спеша, в пути делали одну остановку на станции Комсомольская. Самым печальным моментом было прибытие поезда обратно на станцию отправления, поездка казалась очень быстрой по времени и всегда хотелось покататься ещё.

Алматинская детская железная дорога представляла из себя узкоколейку с колеёй 750 мм. Общая схема виде кольца. Протяжённость 1.24 км, с учётом второго пути на станции Комсомольская 1.47. Два переезда и два моста. Из своего детства, когда меня водили в парк, это 86-89 года, мне запомнился подвижной состав в виде тепловоза ТУ7А и вагонов Pafawag. Рядом с главной станцией имени Павлика Морозова, отдельно в стороне стоял тепловоз ТУ2. Более подробная информация и очерки истории есть на сайте «Детские железные дороги СССР – История и современность». Всегда удивлял один факт, такая узкая железная дорога, почти игрушечная, но с настоящей атрибутикой в виде светофоров и переездов и настоящим поездом. О том, что этот парковый аттракцион является частью настоящей узкоколейной железной дорогой я на то время не знал. Так же не знал что тот стоящий в стороне тепловоз ТУ2 ездил по этим рельсам, что когда-то по этим рельсам ездил самый настоящий паровоз и что вообще аттракцион с 1952 года.

К концу 90х в парке Горького начались перемены не в лучшую сторону и детскую железную дорогу закрыли, а потом и вовсе убрали подвижной состав. Часть парка, где располагалась железная дорога перешла в частные руки. Алматинская детская железная дорога навсегда потеряла свой прежний вид и перестала существовать в том виде, в котором мы её любили в детстве. Тепловоз загнали на вторые пути станции Комсомольская и разграбил его, вагоны растащили по парку и сделали из них киоски. Станция имени Павлика Морозова сгорела. Стрелочные переводы на станции Комсомольская были демонтированы. Так же были сломаны все светофоры.

Blog post image

Тепловоз ТУ7А-2921 на станции Жастар (бывшая Комсомольская)

Blog post image

Уцелевшая надпись «АлмДЖД» на тепловоз ТУ7А-2921

В республике поменялась власть. Люди которые создавали детскую железную дорогу и следили за ней ушли, пришли другие которым попросту это не нужно. С приходом новых хозяев не только разграбили железную дорогу, но и даже поменяли названия. Поменяли название парка на «Центральный парк культуры и отдыха Алматы», станцию имени Павлика Морозова переименовали в станцию Достык, станцию Комсомольская в станцию Жастар. Началась новая история, для других Алматинцев.

Вторая жизнь Алматинской детской железной дороги началась с нового подвижного состава. Был куплен «паровоз» с дизельным двигателем и вагонетки с крышей для перевозки пассажиров. Как выяснилось, дизельный локомотив итальянского производства, стилизованный под паровоз, Atlantic Pacific Train, 2-2-0, SBF VISA Group. Дети перестали принимать участие в организации поездок по детской железной дороге как в старые времена. На станции Жастар (бывшая Комсомольская) построили искусственный тоннель, в котором при проезде через него поезда происходит автоматическое, механизированное движение устрашающих кукол под музыку.

Когда я повёл своих маленьких детей на этот аттракцион, мне было очень обидно, что уже нет возможности их покатать на настоящем поезде узкоколейной железной дороги. Оставалось только эмоционально рассказывать как тут было и как это было здорово. Дети слушали, им было интересно, задавали много вопросов, самым главным был вопрос — почему сломали детскую железную дорогу?

Blog post image

Детсткий поезд Atlantic Pacific Train на станции Достык (бывшая имени Павлика Морозова)

Blog post image

Кабина локомотива Atlantic Pacific Train

Blog post image

Blog post image

Движение по перегону Достык — Жастар (бывший имени Павлика Морозова — Комсомольская). Виден разграбленный входной светофор на станцию Жастар.

Blog post image

Въезд в искуственный тоннель на станции Жастар (бывшая Комсомольская)

Blog post image

Куклы внутри искусственного тоннеля.

Blog post image

Перегон Жастар — Достык  (бывший имени Комсомольская — Павлика Морозова)

В 2013 году был снят фильм. Продолжительность 06:39 мин. Дата создания: 2013 год. Качество: FullHD.

https://youtu.be/1AtGM9LiawQ

Оригинал статьи на моём сайте.

24
7344
9