Легкая промышленность Казахстана

1993
7
0
6

Даже несмотря на сильную мировую конкуренцию, мы можем занять свою нишу в этой сфере, имея преимущество – это сырье. А еще, преимущество легкой промышленности в стране является, тем, что эта отрасль дает...

В 2011 году я изучал и писал аналитический материал про нашу легкую промышленность. С того момента, практически, ничего не происходило в этой сфере. Я просмотрел все рейтинги компаний Казахстана и не нашел ни одного предприятия с легкой промышленности. С 2011 года в рейтингах появились ИТ-компании, онлайн-магазины, очень много появилось сельскохозяйственных и продовольственных компаний. За последние годы, государство очень хорошо помогло сельхозпроизводителям. Сельское хозяйство показывает хорошие цифры урожаев, надоев, посевов, килограммов и т.п. Очень много продукции уходит за рубеж. И даже с такими хорошими показателями, мы до сих пор тратим больше на импорт, и экспорт это не окупает даже половину затрат. Про легкую промышленность – я, вообще, промолчу.

Сейчас государство начало это осознавать.  Ведь, по уровню потребления легкая промышленность занимает вторую позицию в мире, уступая лишь потреблению продовольственных продуктов. Даже не смотря на сильную мировую конкуренцию, мы можем занять свою нишу в этой сфере, имея преимущество – это сырье. А еще, преимущество легкой промышленности в стране является, тем, что эта отрасль дает большое количество рабочих мест и актуальна всегда, особенно в период кризиса.

На прошлой неделе в Астане состоялся «круглый стол» на тему «Развитие предприятий легкой промышленности», с участием НПП РК «Атамекен», РОО «Национальная Лига Потребителей», Союз производителей продукции легкой промышленности и представители консорциума предприятий  «Жасампаз». С документами этого «круглого стола» я ознакомился.

Там было обсуждение вопросов технологической модернизации легкой промышленности Казахстана и ее преобразования в эффективную и конкурентоспособную отрасль, которая обеспечит увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и выход на внешний рынок.

На круглом столе было подчеркнуто, что:

  1. Отрасль может развиваться и может конкурировать на внутреннем рынке и на мировых рынках
  2. Сейчас имеется ряд проблем, которые не позволяют отечественным производителям полноценно участвовать в закупках, поэтому НПП РК «Атамекен» предлагает внедрения «Индустриального сертификата».
  3. Надо, чтобы все производители подключились к работе по совершенствованию системы госзакупок
  4. Порядка 50% заказов легкой промышленности РК формируется заказами силовых структур
  5. Представитель НПП «Атамекен» предлагает  предприятиям отрасли нужно активнее искать своих потребителей на открытом рынке: «Рынок госзакупок Казахстана – это более 10 трлн тенге. Он дает возможность создать около 1 млн рабочих мест. Когда мы говорим о закупках «Самрук-Казына», недропользователей, государственных закупках, то мы забываем еще об одном рынке – потребительском. … Там порядка 1,9 трлн тенге, но это статистические данные, - сказал он и добавил: - Это тоже большой потенциал для наших производителей.»

Некоторые цифры из документов:

  1. По данным Комитета статистики МНЭ РК, на 1 июля 2016 года в Казахстане действует 933 предприятия легкой промышленности. Основную долю (58% или 538 предприятий) занимают швейные предприятия, так как для создания и организации производства одежды требуется меньше инвестиций, нежели при создании текстильных и кожевенно-обувных производств. 31% или 289 предприятий занимают предприятия по производству текстильных изделий и 11% или 106 предприятий – по производству кожаной и относящейся к ней продукции. В легкой промышленности функционирует достаточно большое количество малых предприятий – 95% или 872 от общего числа предприятий. По форме собственности 99,66% от общего количества являются частными предприятиями.
  2. На внутреннем рынке страны доля отечественных товаропроизводителей занимает не более 5 % в общем объеме продукции легкой промышленности. При этом, казахстанский рынок товаров легкой промышленности  оценивается свыше 900 млрд. тенге в год (рынок народного потребления составляет около 700 млрд. тенге в год; рынок школьной формы – до 27,5 млрд. тенге; национальные компании и недропользователи приобретают продукцию в среднем на 44,43 млрд. тенге; рынок закупа продукции легкой промышленности составляет 34,5 млрд. тенге).

Сказать, что совсем плохо – неправильно. Отрасль начинает развиваться. Конечно, хочется сразу увидеть результат. Один из положительных примеров на «круглом столе» - была презентация консорциума «Жасампаз». Консорциум объединяет 12 отечественных компаний, с привлечением  31 казахстанской компании-производителя, которые были задействованы в исполнении государственного заказа  на 2016 год.

Объединив все звенья производственного процесса – от выращивания и переработки хлопка-сырца до выпуска готового изделия – консорциум «Жасампаз» стремится к созданию товара с высокой долей казсодержания.

Одна из главных компаний консорциума «Жасампа» - ТОО «AZALA Textile», которое реализует закрытый цикл производства. Производство обеспечивает работой более 600 человек, имеет 10-летний опыт работы на экспорт.

Надо было бы в конце поста написать))) Маленький вывод)

А что писать? Надо и в дальнейшем смотреть и анализировать. И когда уже пойдут конкретные результаты в отрасли, то уже можно писать выводы и результаты.

Оцените пост

6

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему