Лучшее рок-шоу в мире... под дождем: Концерт U2 в «Лужниках»

Clair-de-la-Lune July 3, 2017
1087
20
7
0

"Длиннопост" на волне ностальгии: 25.08.2010г., Москва, "Лужники". 2,5 часа "живого" звука, около 70 тысяч человек на стадионе, а на сцене - лучшее концертное шоу и лучшая группа в мире. Я - на U2...

Как это было: Первый и пока единственный концерт U2 в России.

Маленькое отступление: я люблю "живые" выступления, вне зависимости от того, что это - концерты, спектакли, мюзиклы, просто встречи с публикой. С этим мало что может сравниться, в особенности еще и потому, что вы с куда большей вероятностью окажетесь в кругу единомышленников, чем если, скажем, пойдете в кино. Артист - здесь, прямо перед вами, и ему остается только отдать публике все что у него есть, безо всякой фальши. Это непередаваемое ощущение, на которое очень быстро "подсаживаешься", а уж если вам повезло попасть на таких артистов, которые своей энергетикой могут сносить стены - вы пропали. Мне - повезло, причем с самого первого концерта.

24 песни, 2,5 часа "живого" звука, около 70 тысяч человек на стадионе + общепризнанное лучшее концертное шоу в мире.

Мой первый стадионный концерт (и вообще мой самый первый концерт такого масштаба), моя первая самостоятельная поездка. Москва, "Лужники", 25.08.2010г. Мне 21, и я - на концерте самой лучшей группы в мире. Собственно, я до сих пор их таковыми считаю.

Слева направо: Адам Клейтон (бас-гитара), Боно (вокал), Эдж (гитара), Ларри Маллен-мл. (ударные)

Я помню, как впервые увидела U2: канал (тогда еще) ОРТ, церемония «Грэмми», «Beautiful Day». Понравилась песня, и сразу же запомнилось название группы. Только много позже я поняла, что на самом деле давным-давно была знакома с их музыкой: «One» и «With or Without You» в свое время звучала из каждого утюга. А дальше только-только начавшие появляться музыкальные каналы принялись транслировать клипы на «Elevation», «Walk On», позже на «Vertigo» и прекрасную «City of Blinding Lights», а еще VH1 частенько включал «I Still Haven’t Found», «Stay» и все вышеперечисленные в свои «Best of..». Честно пыталась вслушаться в музыку и понять ее – но не трогало. Да, неплохо, но не более того.

Конечно, о U2 вы слышали не раз и не два, видели клипы, слышали их музыку. К тому же, пару-тройку лет назад всем владельцам "яблочных" устройств последний альбом группы был подарен практически силой, по принципу даренного коня. Нашему слушателю они, как правило, не близки, а вот за рубежом публика хоть и может стонать о том, "как они уже надоели, когда они перестанут петь" (как правило, англичане и родные ирландцы), на концерты ходит примерно, с аншлагами заполняя "Уэмбли" и прочие 100-тысячники. А есть и "неснобисткая" аудитория, которая U2 обожает безо всякого стеснения и палатки перед стадионами за день-два до концерта разбивает (об этом ниже). К ним относятся вся остальная Европа и обе Америки.

Причин у такой любви несколько. Конечно, ностальгия - многие слушают группу почти всю жизнь, некоторые едва ли не со дня основания, другие - с первого альбома и т.д. Но самое главное, это, пожалуй, нетипичная для рок-группы стабильность, которая проявляется во всем.

Начнем с того, что со дня своего основания (25 сентября 1976-го) группа не меняла своего состава. Ни разу. Как собрались 14-16-летние мальчишки, дабы попробовать сыграть что-то вместе, так и остались на все последующие 40 лет с хвостиком. Все были и остаются друзьями - росли вместе, женились/разводились, рожали детей, переживали смерти, болезни, депрессии... И, конечно, писали музыку, репетировали, выступали, ездили в туры. Нельзя сказать, что в группе не было кризисов, но все их они благополучно пережили.

Естественно, творчество группы менялось с годами - четверка не чуралась экспериментов с электроникой, техно, эмбиентом, кантри, блюзом, госпелом, даже поп и клубной музыкой и проч. Неизменным оставалось одно - безошибочно узнаваемый вокал Боно, "резкая", "звенящая" гитара Эджа, выверенные барабаны Ларри Маллена-мл. и невероятно красивый бас Адама Клейтона. Уровень сыгранности за гранью бесконечности.

В творчестве U2 слова и музыка неразделимы. С течением времени тексты становились сложнее, а затем проще, тоже самое происходило с музыкой и аранжировками, но гений группы в том, что лирика и мелодия дополняют друг друга, выражая все то, что не могут в одиночку передать слова или ноты. Поняв и проникнувшись смыслом песни, вы уже не можете представить себе более подходящую мелодию. Они многозначны: одна и та же композиция может говорить о любви, ненависти, политике и войнах, о дружбе и о борьбе за свободу, о наркотической зависимости и религии...

Жестокая и горькая баллада о расставании ("One"), и проникновенно нежная "With or without you", отчаянная молитва ("Moment of surrender", "40"), чистый драйв "Vertigo" и "Elevation", безграничная свобода "Where the streets have no name", трогательная колыбельная к ребенку ("Original of the species") и беззаботно-счастливые "Beautiful day" и "Wild Honey". Есть даже покаянно-похмельные "In a little while" и "The sweetest thing" (которую Боно написал, когда жена выгнала его из дома - он забыл поздравить ее с днем рождения). Выбирайте на свой вкус).

И, самое главное - концерты. U2 были первыми музыкантами, чье творчество измеряется не альбомами, а концертными турами. Это всегда были шоу, хотя и разные по своему масштабу. Были амбициозные ZOOTV и POPMart-туры со звонками Биллу Клинтону прямо во время концерта, огромным сверкающим лимоном и оливкой на сцене, Боно в образе дьявола Mr MacPhisto и вымышленной рок-звезды The Fly в кожаном костюме и гигантских очках, а были и "скромные" Elevation и Vertigo-туры, где группа стояла на пустой сцене в форме сердца, сиявшего в темноте.

Живые выступления U2 - это вещи, которые пропускать нельзя, даже если вы не фанат группы, ибо их невероятная атмосфера и энергетика не сравнятся ни с кем и ни с чем. Многочисленные записи лишь частично передают атмосферу, однако в достаточной степени, чтобы захотелось увидеть это самому. Абсолютно все песни куда лучше звучат "вживую", и зачастую группа импровизирует, меняя текст, аранжировку, и даже полный сетлист специально для концерта.

U2 были первыми, кто записал свой концерт в 3D-формате для кинопроката, первыми провели "живую" трансляцию своего концерта на YouTube в 2009-м, а во время предпоследнего тура в 2015-м каждый концерт (с профессиональной съемкой) транслировался онлайн.

Первая группа, не побоявшаяся дать концерты в Нью-Йорке после 11-го сентября и в Париже после терактов в 2015м.

Кроме того, U2 никогда не боялись взаимодействовать с публикой, даже еще в те времена, когда это было "не принято" - к примеру, на концерте Live AID в 1984-м. Фанаты-музыканты, которым предлагают сыграть вместе какую-нибудь песню, дети, с которыми поют в один микрофон и гуляют за руку по сцене, девушки, с которыми танцуют и целуют руки - кто угодно может стать частью шоу. Для примера, концерт в Бостоне в 2001-м:

И, конечно, у U2 одни из самых преданных фанатов, которые едут следом за группой по всему миру, сочетая туризм с концертами или устраивая совершенно невероятные флешмобы, иной раз останавливая выступления, пока группа восхищается:


Первые полторы минуты

По-настоящему я «подсела» на U2 в 2009-м, когда, в очередной раз прослушав «City of Blinding Lights», и впервые по-настоящему вникнув в слова песни, решила поискать интересные видеоклипы группы. Первым видео, на которое я наткнулась, была альтернативная видео-версия «Original Of The Species» (сейчас уже нигде не встречающаяся, увы). Услышала - и «пропала». Да, это не великий их хит, но одна из самых лучших песен по мнению самой группы. Одна из самых "простых" с точки зрения текста - песня к возлюбленной, но еще это - колыбельная к ребенку, к дочери. И сколько любви «слышно» в каждой строчке и в каждом аккорде...

И чем дальше, тем больше. Впервые я слышала песни, в которых было столько смысла: они говорили о любви, о потерях, о войнах и политике, о вере, о беспросветном отчаянии и надежде - и все это могло уместиться в одной композиции.

Итак, постепенно меня "затянуло". Были поиски всех альбомов и концертных видео группы, регистрация на оф. сайтах и российском фан-сайте, переводы и разборы текстов песен на тех же фан-сайтах...

Моя небольшая фан-коллекция

А еще появилась мечта – захотелось попасть на их концерт, со страшной силой. И буквально через неделю «случилось чудо»: объявлено о первом (и пока что единственном) концерте U2 в Москве. На дворе начало октября 2009-го, концерт назначен на 25 августа 2010-го.

Но мечта так и оставалась мечтой: на тот момент я только окончила университет, еще нигде не работала, не была уверена в том, что выбрала подходящую мне специальность (да, хорошие мысли приходят в голову уже после окончания учебы), и вообще не понимала, чем хочу заниматься в жизни. К тому же, Москва так далеко, да и купить билет наверняка будет нереально.

Помните, на дворе еще 2009-й, билетные онлайн-операторы только-только начинали работать, а банковской карты у вашей покорной слуги на тот момент не было. Достаточно сказать, что из всех моих знакомых я была первой, кто рискнул хоть что-нибудь заказывать через Интернет с западных сайтов - в 2010м.

А потом случилось еще одно чудо – сайту u2.ru выделили билеты для предзаказа. Танцпартер ("стоячие" места перед сценой) стоил 3000р, трибуны - от 1500р. (более чем демократично).

И вот тут, даже толком не задумываясь, я совершила, пожалуй, первый осознанно-спонтанный поступок в своей жизни – я заказала билет в танцпартер. Успокаивала себя мыслями, что «если что, всегда можно будет перепродать».

После сообщила близким, что собираюсь на концерт: сказать, что они удивились – это ничего не сказать. Самый часто задаваемый вопрос: «Зачем?!» (к слову, на втором месте был: «Ты с ума сошла?»). Но, на самом деле, тогда даже я сама не имела ни малейшего представления о том, что и как будет дальше. Во всяком случае, теперь у меня уже была первоочередная цель – найти работу, ибо все это мероприятие нужно оплачивать. И, спустя пару месяцев, я ее нашла и получила – по специальности, и она превосходила все мои ожидания.

Концерт в Москве был частью тура, приуроченного к выходу альбома "No Line On the Horizon". В соответствии с названием альбома ("Линии горизонта не существует"), тур назывался "360° Tour", намекая на полный круговой обзор. Специально для него была придумана "открытая" сцена, похожая на инопланетный космический корабль, позволявшая всем зрителям лицезреть группу. Были и запись трансляции с МКС (астронавт Фрэнк де Винне читал строки из песни), и светящийся во тьме микрофон-"руль", который спускался в конце шоу, и движущиеся "мосты" прямо над головами публики, по которым ходили участники группы во время выступления...

Кроме того, U2 всегда возят с собой свой собственный "разогрев", так что, по факту, вы получаете сразу второй мини-концерт в качестве дополнения - то One Republic, то Snow Patrol, то вообще The Black Eyed Peas (в Нью-Йорке). Так что можно было быть уверенными, что никакого Димы Билана не предвидится.

Я прилетела в Москву вечером 22-го августа. С собой прихватила книжку - автобиографию «U2 by U2», когда-то заказанную из Бельгии, «на всякий случай», особенной надежды на автографы не было. На следующий день, в понедельник, прочла на фан-сайте о приезде группы: «Сегодня, в 19.00, Ritz-Carlton».

И только прибыв к 6 вечера на Тверскую поняла, что группа приехала еще вчера, до того, как мой самолет приземлился в «Домодедово». Немного посокрушавшись, решила прогуляться до Красной Площади. Однако в тот день я до нее так и не дошла. У «Ритц-Карлтона» стояла группка поклонников, к которой я и присоединилась. Быстренько выяснила, что с утра выходил Эдж. Прошло буквально 20 минут, и вышел Адам – извинился, что опаздывает на встречу, помахал всем рукой и уехал. Ладно, хоть что-то, подожду еще часик. В итоге простояла два, и уже собиралась уходить, как из гостиницы вышел Эдж.

Пошел расписываться – сначала в одну сторону, потом, заявив: «I’ll be back», отправился к другому концу очереди. Наконец, расписавшись абсолютно всем (и мне в том числе), пошел к машине. Затем вспомнил, что не вернул кому-то фломастер, вернулся, отдал, и уже тогда уехал. Надо ли говорить, как благодарно и радостно его провожали?

После этого счастливая я отправилась домой, в мечтах оставив в такси зонтик (его мне потом вернули каким-то чудом, и совершенно бесплатно). На следующий день, увы, автографы получить не удалось – в первый раз Адама я пропустила, когда ушла прогуляться, во второй раз (уже вечером) набежали телевизионщики, тот занервничал и быстренько ушел. Только и остался, что его фломастер на память (младший братец утешил: «Когда клонирование станет совершенным, сможешь вырастить своего собственного Адама Клейтона»).

Пару дней, пока стояли возле гостиницы, успела познакомиться с множеством людей, многих из которых видела на форумах. Надо сказать, что наши люди давно уже не ждут у моря погоды, а едут на концерты группы в Европу, куда попроще - в Германию, Италию, Финляндию, совмещая отпуска/туризм с концертами, благо даты известны чуть ли не за год. Была, например, девушка-легенда, которая была этак на 20 концертах, и которую Боно вытащил на сцену в Хельсинки парой недель ранее.

Постояльцы гостиницы выходили, чтобы узнать, кого ждут. Один иностранец, узнав, кто приехал, с восторгом рассказывал нам об экономическом форуме в Давосе, где он сидел между Анджелиной Джоли и Боно: "Такой замечательный парень!".
Многие случайные прохожие останавливались и подходили ближе, чтобы узнать, кого все так ждут. В большинстве случаев переспрашивали: "Кого?", а затем с глубокомысленно-понимающим видом кивали: "А-а-а..." и уходили, явно так ничего и поняв. Другие оставались ждать. Через несколько часов, устав стоять на ступеньках и бесконечно повторять: "U2" по два раза, народ начал развлекаться. От любопытствующих отделывались словами: "Том Круз" или "Бред Питт приехал". Затем в ход пошли фразы: "Колбасу дают. "Докторскую", от "Микояна". И уже практически ночью поклонники развлекали себя, охранников и случайных прохожих, хором крича: "Кол-ба-са!" и "Сне-гу-ро-чка!".

Главная страница U2.com накануне московского концерта

В день концерта я приехала к Лужникам около 12-ти. Следует заметить, что на территории есть и крытый стадион, но концерт проходил на самой Большой спортивной арене (БСА), что под открытым небом - территория огорожена, и до нее изрядно топать.

Запуск на арену начинался в 16.00, сам концерт - в 20.00 (на деле в это время выходит "разогрев", группа - спустя еще полчаса). Созвонилась с админом сайта, которая, как выяснилось, была уже возле стадиона, буквально через решетку забрала у нее билет и футболку (фанаты заранее придумали и утвердили дизайн специально для московского концерта, после чего заказали всем скопом). По ее же подсказке пошла искать лаз в заборе (попутно представляя себе, что будет, если я в нем застряну), но, слава Богу, просто нашла вход, который не охранялся. У первых ворот БСА уже собралось приличное количество народу. Как выяснилось, кое-кто ждал с 7 утра. Получила номер на руку, прогулялась вокруг, попутно узнавая знакомые «ники» на футболках. Затем был расчет по номерам - «четные налево, нечетные направо»... Объясняю: за рубежом фанаты, как правило, цивильнее. Все заранее формируются в очередь, составляют списки входящих, ставят маркером номер на руку и заходят строго по номерам. Конечно, после того, как вы пройдете ворота, все бегут, и там уже кому как повезет - кто быстрее успел, тот встал прямо перед сценой. Но попытка избежать смертоубийства прямо на входе все-таки есть.

На территории "Лужников" за два часа до официального запуска (в районе 14.00)

А потом прибывший ОМОН погубил хорошее начинание, не церемонясь выгнав всех с территории за час до официального запуска. Как баранов, честное слово.

И еще час ожидания, только теперь уже в давке перед воротами. И даже конная милиция прискакала (зачем-то). Надо сказать, что наш народ принял ситуацию с юмором, а вот приехавшие иностранные фанаты тихо офигевали от происходящего, ибо за рубежом в толпе ходят максимум менеджеры, а охраны вообще не видно (на лошадях - так тем более). Затем ворота открыли, и был первый пост охраны, потом забег №1, небольшая давка и второй пост охраны, и, наконец, я попадаю на стадион. Впереди - финальный забег, по окончании которого мы вместе с одной из давних знакомых по форуму сидели на полу во внутреннем круге перед сценой.

И, должна сказать, эта сцена была невероятна. Все забегавшие на стадион на пару секунд замирали, ибо строение впечатляло даже издалека. На ее монтаж у техников группы уходило по 3-4 дня, и два - на демонтаж. Мне повезло попасть прямо во второй ряд перед основной сценой (может быть потому, что я не стала ломиться к самому центру, а встала справа, напротив басиста Адама Клейтона, которому, к тому же, можно было безнаказанно строить глазки, ибо он был неженат).

Еще три часа ожидания впереди. Я, наученная знакомой девочкой, сразу же села на пол - не стоять же, и так весь концерт потом не присесть. Молодая пара рядом с нами читала книгу. Кто-то вызвался сходить и купить всем воду, ибо на входе у всех отобрали бутылки - после того, как девушка собрала деньги и ушла, кто-то пошутил: "А она возьмет и не вернется!". Вернулась. К слову, какой-то добрый самаритянин потом вообще купил ящик и раздал всем желающим бесплатно. Чем ближе к заветному часу, тем чаще толпа на трибунах пускает "волну", развлекая себя и окружающих.

Но три часа прошли быстро, после чего на сцену вышли нежно любимые мной Snow Patrol, которых теперь люблю еще больше – за их обаяние и манеру держаться на сцене.

Затем еще около 40 минут ожидания, пока техники настраивали инструменты...

Зонтики над оборудованием на случай дождя, "выраставшие" прямо из сцены.

А затем с сиреневато-серого неба полил тихий и невероятно красивый дождь – и практически сразу же послышалась «Space Oddity» Боуи, после чего на экране появилась «дублинская четверка», медленно вышагивающая из подтрибунного помещения. И вот – они на сцене, и толпа сходит ума, и не верится, что сейчас, спустя столько месяцев, а для кого-то и лет, ожидания, – они здесь.

Затем крик Боно: «Davai Moskva!», - и вступительные аккорды «Beautiful Day». «The heart is a bloom…», после чего гаснет основной свет, и «космический корабль» освещают сине-зеленые огни, а с неба льются разноцветные струи дождя. И весь стадион «накрывает», и не отпускает до самого-самого конца.

Все остальное – словно сон, и отчетливо вспоминаются лишь отдельные фрагменты: карта мира на экране и Боно, выкрикивающий: «Sankt-Peterburg! Мoskva!»; ярко-красный свет на  «Mysterious Ways», перетекающая в чистый драйв «Elevation».

Боно с зонтиком, напевающий "Singing in the rain", гуляя по движущимся мостикам прямо над головами зрителей.

«Вот, почему мы ни разу не приезжали сюда раньше - мы бы никогда не вернулись домой!», «I Still Haven’t Found What I’m Looking For», которую а-капелла заканчивает стадион под одобрительное «Klass!» Боно.

Астронавт Франк Де Винне на борту МКС выкладывает фразу "It's a beautiful day"; раздвижной экран опускается к самой сцене, звучат голоса на всех языках мира, вопрошая «Какая песня заставляет вас плакать?», «Что вы хотите оставить после себя?» и вспыхивающие огни «City Of Blinding Lights».

«Uno! Dos! Tres! Catorse!» - и «крышу» сносит всем. «Oh, Moskva! You know what I mean – you’re all little crazy!» - и танцпол превращается в рейв под ремикс "I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight" и "Discotheque".

Цитаты из "манифестов свободы" вроде "Get Up Stand Up" Боба Марли и трансляция Декларации прав человека на экране. Выставленные по периметру сцены "свечи" Amnesty International.

Эдж с закрытыми глазами играет вступление «Where the Streets Have No Name».

Дымовые машины и Боно в костюме со светодиодами под "Ultraviolet"; «With Or Without You», «руль» и куртка улетают ввысь.

Сюрприз вечера - «Knocking on the Heaven’s Door» дуэтом с Шевчуком.

"One", и публика сама включает фонарики на телефонах, устраивая невероятное небо на Земле...

В начале было заметно, что музыканты были несколько настороже, и даже немного нервничали. Оно и понятно - новая площадка, и в принципе первый концерт в новой стране. Одно дело, когда достаточно выйти, взять один аккорд - и публика гарантированно узнает песню и может самостоятельно исполнить ее целиком и полностью, от начала и до конца, и совсем другое - когда вступаешь на "неизведанную территорию". В этом случае публику приходится завоевывать. Впрочем, по наблюдениям концертных "ветеранов", такая первоначальная легкая нервозность и неуверенность пошли U2 только на пользу - они "встряхнулись", расслабились, улыбались, смеялись и явно получали удовольствие от процесса. Про публику и говорить нечего.

24 песни, 2,5 часа "живого" звука, около 70 тысяч человек на стадионе... И над всем этим – завораживающий, фантастический дождь, то стихающий, то вновь усиливающийся, придающий всему происходящему и каждой песне свой особенный смысл.

И, что ни говори, героические позы Боно, Эджа и Адама под проливным дождем выглядят куда эпичнее.

Поклон, обещание помнить и обязательно вернуться.

Вспыхивает свет. Дождь закончился. Звучит «Rocket Man» Элтона Джона. Чьи-то слова: «Это мой самый ужасный и самый прекрасный концерт U2». Кто-то из знакомых плачет от захлестнувших эмоций. Тысячи счастливых людей спокойно идут к выходу. А затем трибуны вновь «оживают», и только минуты полторы до меня доходит – они аплодируют танцпартеру и друг другу...

Конечно, к U2 можно относится по-разному. Многих раздражает их социальная активность, и, да, Боно, кидающийся пасти народы часто выходит за грани здравого смысла и вкуса, но все это делается честно, не со зла и уж точно не ради пиара (на самом деле, благотворительностью группа занималась еще с середины 80-х).

Они - простые парни, и движут ими вполне идеалистические побуждения. Они верят, что музыка дана непроста, что она обладает силой и может изменить мир. Это ощущается в атмосфере каждого концерта: вы искренне верите в то, что "нет государств, нет религий, нет ничего, за что можно было бы умирать или убивать, все мы - одна семья, и над нами одно лишь небо" - все по завету "Imagine" Леннона. И все разойдутся по домам абсолютно счастливыми.

Каким-то образом, U2 удалось найти способ осуществить это всечеловеческое единение в XXI-м веке. Может, не навсегда, но хотя бы на пару часов.

Оцените пост

7

Комментарии

-4
В Алма-Атах тоже есьже Лужники ,ежели идти от начала Алатау по Акын Сара на запад..размеры сайранские.
0
Это чтобы остудить весь этот пыл по 30SMT как я понял?) Мол, вот такие концерты самое-то
0
Неправильно поняли) Я ж написала - ностальгия послеконцертная)) На "Марсах" я тоже была вчера) Пост давно был готов, последний абзац только сегодня дописала - вдохновилась и дошли руки)

Ну, и потом, что значит "такие концерты самое то"? Стадионные? Таких групп? О чем вы вообще?)

Про "марсов", может, тоже напишу.
0
Все вы правильно пишете. Казахстану нужны такие концерты, повышать уровень так сказать. А то привыкли наши в концертных залах под фанеру напевать. Нужен драйв и эмоции нашей аудитории. Пусть у нашей эстрады пуканы разрываются)
0
Они великие
Показать комментарии