Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
56
04:26, 02 марта 2017

Мнение приезжего об Алматы

Доброго дня, уважаемые ювиженцы. Хотелось бы затронуть болезненную тему для многих. А именно - жизнь в Алматы.

Я - приезжий. Признаться честно, в последнее время жизнь в Казахстане стала ну совсем не сахар, и чтобы хоть как-то выжить в круговороте бесконечных экономических потрясений за последние пять лет - я был вынужден совсем недавно перебраться в Алматы.

Родился и вырос я на северо-востоке Казахстана, как верно тут подметили ранее в одном из постов, назвав мой регион одним из самых бедных. Там я жил и вырос, получив высшее образование. Что примечательно - девяностые года там были немного другие, чем везде. В городе есть градообразующие предприятия, которые на волне гиперинфляции и приватизаций удавались сохранять всё ещё советские темпы производства. В результате чего - детство девяностых было очень даже безоблачным. Мы с моей старшей сестрой каждый день кушали мороженное, у отца был "Москвич", у нас была дача и собственная квартира, мать с отцом работали и получали зарплату. 
А потом пришла нищета нулевых. Все предприятия были окончательно национализированы и на них пришла "стабильность". Предприятия были поделены между новоиспечёнными олигархами и государством, поэтому их незыблемость и стабильность была гарантирована, ведь помимо производства это были ещё и социальные объекты, дающие большому количеству людей работу. Ах да, платить им при этом много не нужно, ведь идти всё равно больше некуда, а семью нужно кормить. 
С тех пор ситуация там мало изменилась. Что показательно - большинство выпускаемой продукции экспортируется "за рубеж" в иностранной валюте. Но при этом индексация зарплат была произведена только на 12%. Вот уж действительно - от девальвации мы только выиграли! 

К слову сказать, та последняя капля, что вынудила меня приехать в Алматы - сокращение нашего отдела и моё последующее увольнение. Принцип был довольно прост - чем меньше проработал, тем выше шанс быть уволенным. А так я совсем недавно выпустился из ВУЗа, а из постоянной работы это была первая, то... Думаю, понятно. 
В тот момент, имея зарплату в 80 тысяч - я отдавал 45 тысяч за квартиру. Прибавим к этому 5 тысяч за коммунальные услуги без интернета и связи - жить удавалось с трудом. Благо, жена работала, это и спасало. Ни о каких детях и уж тем более такой роскоши, как своё жильё - не могло идти и речи. Для этого наш суммарный доход должен был быть не менее 200 тысяч месяц, чтобы обеспечить себе минимально комфортное существование. 

И вот, встретив новый год с родителями, съехав со съёмного жилья и собрав все наши немногочисленные накопления - были приобретены два билета на поезд в Алматы.

Blog post image

И первая реакция, которую я получил по приезду - шок. Все норовят пристать к тебе на вокзале, предлагая услуги различного содержания, а на выходе таксисты отчаянно пытаются выяснить твой путь следования, уверяя, что в аэропорт отсюда уехать невозможно (но дубль ГИС позже уверил меня в обратном). Сев в автобус и попросив билет - я получаю пустые жёлтые бумажки. На мой вопрос "А почему они пусты?" я получаю ответ о том, что краска в аппарате закончилась, извините. Удивительно, почему автобус был допущен до рейса с неисправным устройством.

Потом был приезд и заселение в хостел, продление комнаты на месяц и поиск работы. Вот здесь и начал раскрываться город для меня. Признаться, с совсем неприятной стороны. 
Мне непонятны многие вещи здесь. Например, зачем было делать валидаторы в автобусе, если это всё равно не заменяет функцию кондуктора. Ведь изначальная цель - убрать кондуктора как рабочую единицу, разве нет? Кстати, как я потом понял - пробить пустые/половинки билетов это вполне нормальное явление. Таким образом кондуктор обманывает пассажиров и государство, кладя прибыль себе в карман. И все это знают и никто не обращает внимание, в том числе лица их проверяющие. 
К слову о автобусных маршрутах. Наверное, их проектировщик никогда ими не пользовался и не собирается пользоваться. Потому что даже от пары попыток проехать из пункта А в пункт Б без пересадок и в установленное время у него не получится по двум причинам: Маршруты сделаны так, что почти везде нужно ехать с пересадкой/идти большое расстояние пешком; Время, установленное в промежутками между автобусами не соответствует действительности. Автобусы могут ходить каждые пять минут, а могут и раз в полчаса. 
Метро... Ну, это даже немного стыдно называть "Метро" Одна ветка, повторяющая путь львиной доли автобусов и троллейбусов. Разве что делает она это быстрее, здесь спору нет. 
Как я не старался, но схем движения транспорта я тут так и не нашёл. Хорошо, что есть дубль ГИС, иначе я вообще не представляю, как тут можно ориентироваться. Наверное, каждый рождающийся алматинец уже имеет "дефолтную" опцию в мозгу, в которой хранятся все маршруты. 

Город откровенно грязный. Тротуары постоянно в талом снегу, который никем не убирается. О проектировании слива здесь, видимо, услышат ещё нескоро. На асфальт сыпят непонятную смесь, из-за которой вдоль тротуаров постоянно находится грязная каша. Жена так и сказала "И как они тут ходят? Замучаешься отмывать обувь и отстирывать штаны". И действительно, как в Алматы можно ходить и оставаться чистым? 

Отдельным столпом стоит торговля. Когда-то, в далёкие девяностые годы, когда куча знакомых родителей начинала заниматься коммерцией - все они стекались в Алматы, ведь там можно было купить множество дешёвой и уникальной одежды (и не только одежды) по выгодным ценам. Настолько выгодным, что даже с наценкой перекупщиков цены всё равно оставались привлекательными. 
Для нынешней ситуации у меня даже есть свой собственный термин. Я называю его "иллюзия изобилия". Суть его в том, что при бесчисленном количестве товаров и услуг, окружающих нас - невозможно купить то, что тебе действительно нужно. Запчасти для электроники, хорошая обувь, дешёвая и хорошая одежда — ничего этого вы здесь не найдёте. Только бесконечные полустихийные рынки вроде Зелёного Базара, где за абсолютно безумные деньги продаётся откровенное китайское тряпьё. И именно по этой причине никто из знакомых уже давно не ездит за товаром в Алматы. Все едут в Китай, потому что при нынешней "иллюзии изобилия" тратить время и деньги, покупая товар на рынках - бессмысленное и дорогое занятие. 

За товары нужно платить. И сделать это картой дальше крупных супермаркетов и международных сетей - сделать практически невозможно. В 2017 году в Казахстане всё ещё норма жить за наличный расчёт. Карточки здесь нужны в основном для получения зарплаты и обналичивания её в ближайшем банкомате. При этом банкомат не постесняется снять с вас комиссию, а если сумма, которую вы решили снять не является кратной 1000 - считайте, что снять деньги у вас не получится. Видимо, использовать купюры номиналом меньше 1000 тенге в Алматы является моветоном.
Хороший пример. У меня есть ненужная мне карточка. На ней лежит ровно 1019 тенге. Снять я их не могу, потому что для снятия тысячи комиссии в размере 19 тенге (!) банкомату явно мало. 

Где деньги, там и сервис. Правило "Клиент всегда прав" здесь не работает. Это очень больная и большая тема для нашей страны. Начиная с того, что люди у нас не любят улыбаться и всё время просят разменять купюры, порой заставляя самого клиента бегать в поисках мелочи, заканчивая откровенно нелицеприятным отношением. Почему так? А потому что нет конкуренции. Когда выбирать не из чего — приходится выбирать то, что есть. Именно поэтому нам могут нахамить в магазине, продать просроченный товар или ошибочно указать скидку. Да, вы можете написать жалобу, поругаться с руководством магазина... Но всё равно вы придёте туда вновь, потому что купить больше негде.

Blog post image

Трудоустройтсво и жилье.

А вот тут и начинается самая мякотка, как говорится. Человеку нужно что-то есть и где-то жить. Базовые потребности. Казалось бы, большой город и большие возможности - разве могут тут быть острые проблемы с тем, чтобы найти нормальную работу? Как оказалось, даже очень. 
Первое и самое важное, что будет спрашивать у вас работодатель - то, насколько в порядке ваши документы. Как уже все знают, с 1 января теперь действует крепостное право, которое только подливает масла в огонь при поиске работы. Вы можете быть сколь угодно профпригодны и хороши для той позиции, на которую вас хотят взять - вас не возьмут, если вы не будете соответствовать довольно жёсткому списку требований полного пакета документов. Не ожидайте, что вам пойдут на уступки - так в Алматы делать не любят. Нет временной регистрации? До свидания. Не встали на учёт в алматинский военкомат? Всего доброго и хорошего вам настроения. 

С жильём ситуация немногим лучше. Рынок жилья в Казахстане до сих пор стихийный и дикий. Нет никакой риэлторской культуры и хоть какого-нибудь качества услуг. Знаете, в чём заключается работа риэлтора в Казахстане? Найти как можно больше номеров арендодателей и просто отправлять их по смс, снабдив описанием "Позвоните и договоритесь о встрече". Нередко бывает так, что эти номера найдены в интернете или газете и почти всегда уже являются неактуальными. Хороший пример тому - наш северный сосед. Там (как во всём цивилизованном мире) риэлторы имеют свою персональную базу квартир, которую они арендуют у частных и не только лиц за определённую сумму, а сдают за немного более повышенную. Эта разница и составляет прибыль компании. Чисто, просто, прозрачно и цивилизованно. 
Впрочем, это проблема всего Казахстана в целом. У нас никто не хочет вкладываться в долгосрочный бизнес. Всем нужно здесь и сейчас, никто не хочет ждать. Равно как и делать какую-либо работу хорошо. 

И если Алматы подаётся как "лучший город Казахстана" то мне становится страшно за страну. Я не понимаю, куда она направляется и что её ждёт. Потому что я не вижу здесь никаких перспектив, удобств, комфорта и человеческого отношения. Только палки в колёса, которые мне вставляет сначала государство, а затем люди, которые слепо верят в "правильность" данного способа жизни.

И знаете, что самое ужасное в этом, дорогие мои Алматинцы? В том, что я —приезжий. Приезжий не в рамках города. Я приезжий в рамках собственной страны. Будучи гражданином Казахстана я остаюсь, по сути, привязанным к тому месту, где я родился. Любое движение в сторону — и я встречаю бюрократическую стену, с которой вынужден бороться. 
Blog post image

 
56