Энки Билал. Трилогия Никопола

Finn_Jake 2017 M03 1
262
1
0
0

Впервые с творчеством Энки Билала я познакомился случайно включив телевизор как то ночью. Рассчитывал найти эротику (дело было очень давно, еще в до порнахабовскую эпоху...), а наткнулся на фильм...

Впервые с творчеством Энки Билала я познакомился случайно включив телевизор как то ночью. Рассчитывал найти эротику (дело было очень давно, еще в до порнахабовскую эпоху...), а наткнулся на фильм две трети которого я уже пропустил. Женщина с синими волосами и белой кожей, летающие машины, как в пятом элементе, мужик с железной ногой, и странный чувак с головой птицы, расхаживающий голый и сделанный полностью при помощи компьютерной графики. А еще моя любимая атмосфера такого киберпанковского мегаполиса набитого мутантами и инопланетянами. И совершенно непонятно что же там такое происходит. То, что я так до конца и не смог врубится в сюжет, я тогда списал на то, что фильм я начал смотреть не с начала.

Позже я выяснил, что фильм этот назывался «Бессмертные: война миров» и снят он по циклу комиксов французского художника Энки Билала самим Энки Билалом.

О фильме мы еще поговорим, а пока что давайте обратимся к первоисточнику – трилогии графических новелл под общим названием «Трилогия Никополя». На русском языке эти комиксы не издавались. Хотя в интернетах можно найти любительский перевод, чтобы ознакомиться. Мне же повезло найти чудесный альбом, по другому это издание язык не поворачивается назвать, со всеми тремя историями в оригинале на французском языке.

Энки Билал. Трилогия Никопола

Билал – французский художник-комиксист югославского происхождения – здесь выступил и в качестве художника и в качестве сценариста, в отличие от более ранних работ (одна из них - «Легенды наших дней» издавалась на русском) где он работал в соавторстве с писателем Пьером Кристеном. Вероятно поэтому сюжет местами представляет собой какой-то фарш, где логические состыковки живут только в голове самого автора, а на бумагу так и не попали. И это на самом деле это очень обидно, потому что если бы все то количество оригинальных авторских идей, которые присутствуют в трилогии «упаковать» во внятные сюжеты, а потом выразить тем же мастерским рисунком – получилось бы очень и очень круто. О том, что же все-таки получилось, читайте ниже.

Энки Билал. Трилогия Никопола

Первая из новелл называет «Карнавал бессмертных», вышла она в 1980 году. На дворе 2023 год. В космороте Парижа стоит космический корабль – египетская пирамида, на котором египетские боги вернулись на землю. Но вернулись ненадолго – единственное, что им нужно это топливо, о поставках которого они и ведут переговоры с нынешним губернатором. Однако тот запросил слишком высокую цену. В это же время в результате какой-то неполадки на землю падает крио-камера, в которой вот уже тридцать лет лежит в глубокой заморозке Алкид Никополь, отбывающий таким образом наказание за дезертирство. Благодаря тридцатилетнему пребыванию в замороженном состоянии на орбите, тело Никополя не подверглось болезням и мутациям, которые стали обычным делом на земле к 2023 году, и поэтому идеально подходит богу Гору, который решил пойти против своих собратьев по египетскому пантеону…

Энки Билал. Трилогия Никопола

Вторая новелла «Женщина-ловушка» (1986) рассказывает о журналистке Джилл Биоскоп - той самой женщине с синими волосами, которая с помощью специального прибора, посылает свои статьи о жизни в 2025 году в прошлое в 1993. А также о ее знакомстве с Алкидом Никополем, который по-прежнему одержим Гором, и уже два года находится в психиатрической больнице. На мой взгляд самая сумбурная иcтория всей трилогии – совершенно ничего не понятно – что за устройство, которое отправляет статьи в прошлое, и вообще зачем это нужно? Что за странный чувак, в которого влюблена Джилл и который вроде как умер, но на самом деле нет? Концы сюжетных линий торчат во все стороны и ни одна из них не завершена.

Энки Билал. Трилогия Никопола

Завершает трилогию «Экватор холода» (1992) – сын Никопола, похожий на него как две капли воды, разыскивает отца и находит в мегаполисе в центре Африки, где правит преступная корпорация занимающаяся трансплантацией органов и генетическими экспериментами. Находит на свою беду. Здесь история заканчивается - Гор покидает тело Никопола.

Энки Билал. Трилогия Никопола

Мир в 2020-х годах, куда Билал закинул своих героев – это смесь антиутопии и гротеска. Все это очень похоже на миры Терри Гиллиама из фильмов "Бразилия" и "12 обезъян" и на столько же пронизано социальной сатирой и абсурдом.

Вот послушайте, как описывает автор Париж 2023 года – «Город разделен на два совершенно не равных сектора… Первый, центр города, населенный социальной элитой многочисленной армией и правящим классом. Второй сектор, окружающий первый и распространяющийся так далеко, насколько хватает глаза, стал перекрестком всех видом авантюристов и инопланетян, особенно с тех пор как начал свою работу огромный космопорт. Милицейские патрули не могут гарантировать вашу безопасность в этом мире вырождения нищеты и грязи».

Энки Билал. Трилогия Никопола

В дополнение ко всему к власти пришли фашисты, а мутации и новые виды неизвестных болезней здесь самое обычное дело. Этот мир абсурден, и Билал намеренно подчеркивает это – как вам, например, новый вид спорта – Шахбокс? Сначала спортсмены мутузят друг друга до полусмерти, а потом садятся за стол и начинают шахматную игру? Этот мир разлагается и гниет – чтобы подчеркнуть это Никопол постоянно цитирует Бодлера, стихи из сборника «Цветы зла»:

«Вы помните ли то, что видели мы летом?

Мой ангел, помните ли вы

Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,

Среди рыжеющей травы?

 

Полуистлевшая, она, раскинув ноги,

Подобно девке площадной,

Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,

 

Зловонный выделяя гной.»

Энки Билал. Трилогия Никопола

И весь этот мир, вся эта атмосфера просто потрясающе передана в графике. У Билала свой, очень интересный стиль рисования, необъяснимо притягательный – мультяшно-комиксовый и какой-то жизненный одновременно. Поэтому, учитывая то, что я говорил выше о сюжетной составляющей трилогии, в первую очередь ее нужно смотреть, как арт-бук, а потом уже читать.

Энки Билал. Трилогия Никопола

Ну и пара слов о самом издании. В предыдущем абзаце у меня мелькнуло слово арт-бук. Так вот это он и есть можно сказать – издание большого, гораздо больше обычного «журнального» формата, твердая обложка, плотные глянцевые страницы. Книга досталась мне из комиссионки, но то, что она уже была читана и стояла у кого-то на полке совсем не заметно – только несколько уголков на обложке слегка помято.

Ну а про фильм, о котором я говорил в самом начале расскажу в следующий раз.

 

Оцените пост

0

Комментарии

0
Увеличенный формат типичен для BD же
Показать комментарии
Дальше