Литература будущего или простая мистификация? О книге М.Пессл «Ночное кино»

Роман Ковалев 2017 M02 28
586
3
5
0

"Ночное кино" - это возможно первая ласточка литературы будущего, интерактивной и захватывающей, втягивающей читателя не только в процесс чтения, но и в куда более глубокие дебри придуманной истории.

На полках книжных магазинов ежедневно появляется сотня различных книг от всевозможных авторов с разными взглядами на жизнь и литературу, но редко бывает, чтобы какая-то книга оказалась в чём-то радикальной, в чём-то революционной и такой непохожей на всё остальное. Писательница Мариша Пессл создала именно такой роман. "Ночное кино" - это возможно первая ласточка литературы будущего, интерактивной и захватывающей, втягивающей читателя не только в процесс чтения, но и в куда более глубокие дебри придуманной истории.

Сюжет стартует с места в карьер. Существует некий загадочный и культовый режиссёр Станислас Кордова, снимающий так называемое "ночное кино", трудные для восприятия и дико мрачные фильмы об изнанке человеческой души. С другой стороны, свою деятельность ведёт бывалый журналист Скотт Макгрэт, которому звонит условный "Джон", чтобы сообщить о том, что деятельность Кордовы не ограничивается созданием уникальных фильмов, но и сопряжена с нелицеприятными вещами. Третьей стороной этого равнобедренного треугольника выступает дочь Кордовы Александра, которая обнаружена мёртвой с подозрением на самоубийство. Вопрос лишь в том, сумеет ли Скотт разобраться со всем происходящим и найти интересующие его и не только его ответы и ключи к разгадкам невероятных тайн.

Чтобы ощутить, как солнце греет плечи, сначала нужно погулять по тенистой стороне улицы.

Удивительным образом автору с самого начала удаётся создать уникальную мистификацию, убедительность которой просто поражает. Действительно может показаться, что речь в романе идёт о живущем где-то среди нас гениальном режиссёре с маниакальными наклонностями. Этакий Дарио Ардженто мефистофельского типа. Иногда даже появляется мысль оторваться от чтения и залезть в Гугл, дабы убедиться, что никакого Станисласа Кордовы на самом деле не существует. Но он действительно есть. Это поистине живой герой, вырывающийся за рамки двухмерного текста и чёрно-белых страниц. Мариша Пессл сделала его таковым, и с этим уже ничего не поделать.

Удались ей и другие образы, в частности дочь Кордовы. Опять же, удивительно, но героиня, о смерти которой говорится в самом дебюте книги, оказывается живее всех живых. Ей пленительный образ, окружённый ореолом загадочности похлеще её отца, её действия и её своеобразное видение действительности завораживают читателя, дают ему шанс на свою трактовку происходящего, если только на это хватит смелости.

Бог – скучный родственник, про которого не вспоминают – не звонят, не пишут, – пока не потребуется серьезная услуга.

"Ночное кино" этими самыми мистификациями, а также всевозможными подводными камнями сбивает с толку, путает читателя, не даёт ему понять, что происходит и вместе с тем не даёт оторваться от этого мира, который словно появление Кордовы в жизни его актёров, делает окружающую действительность ярче и насыщеннее.

Поработав с Кордовой, ты возвращаешься в реальную жизнь – а ей как будто добавили яркости. Красный краснее. Черный чернее. Ты чувствовал глубже, будто сердце твое разрослось, распухло, лишилось кожи. Ты грезил. И какие грезы!

В чём же новаторство автора и даже точнее сказать издателей? Именно издательский формат. В книге полно вкраплений с чёрными страницами, то и дело присутствуют фотографии, вырезки из газет, полицейские рапорты и медицинские карты, цитаты из журналов, записки и интернет-статьи. На страницах произведения можно найти специальные отметки, с помощью которых ваш смартфон может помочь ещё глубже окунуться в творение Пессл (послушать музыку покойной Александры, оказаться на "Чёрной доске", сайте поклонников Кордовы и т.д.) и почувствовать некую интерактивность и сопричастность к происходящему. Такими приёмами автор и издатель стирают границу между читателем и историей, давая им шанс насыщать друг друга.

Если отбросить в сторону эту мишуру, то получится вполне себе обычная книга с хорошим, но не выдающимся сюжетом и рядом заимствованных авторских приёмов, с порой странными и нереалистичными диалогами и небольшим провисанием в середине романа. Однако, в данном случае, ничего отбрасывать не стоит, ибо эта современная оболочка срастается с самой книгой и становится её неотъемлемой частью, делая её тем самым представителем потенциальной литературы будущего.

Самое главное, что удалось Пессл в "Ночном кино" это увлечь читателя, подарить ему эмоции, оставить ему возможность собственного уникальногое прочтения, а уже за одно это её стоить хвалить, а книгу заносить в список обязательной к чтению.

Клик

Хочу поблагодарить компанию «Меломан» за предоставленное произведение. Эту и многие другие книги вы можете приобрести в интернет-магазине компании, а также в магазинах торговой сети «Меломан» по всему Казахстану.

Оцените пост

5

Комментарии

1
Она оказалась новатором в интерактивном издательском формате. Классно когда книга живёт. Надо поискать её у себя. В Меломана много интересных книг но по интересной цене.
0
Если вы из Алматы, то есть магазин toot.kz там скидка 50%(= Правда выбор не очень широкий.
0
Я люблю "Ночное кино" Мариши Пессл, очень атмосферная книга, а читали первый роман Пессл "Некоторые вопросы теории катастроф" тоже весьма не плоха(=
Показать комментарии
Дальше