Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
22:38, 27 февраля 2017

Анвара Садыкова: «Пора опровергнуть мнение, что у казахов не было своего танца»

Анвара Садыкова,  педагог-хореограф Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева, в январе этого года побывала в Таиланде, где участвовала в VII Международном фестивале музыки и танца 2017, который состоялся в городе Кампхэнгпхет.   Кроме Казахстана и Таиланда, в фестивале приняли участие еще такие страны как Китай, Индия, Лаос, Индонезия, Эфиопия и Турция. Анвара имела возможность познакомить участников и тайских зрителей с казахской музыкально-танцевальной культурой.

Blog post image

Анвара Садыкова

- Анвара, расскажите, пожалуйста, как вы оказались на этом фестивале.

-  Начало этой поездки было положено еще в 2014 году, когда в Алматы проходила международная конференция, посвященная 20-летию факультета хореографии Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. В конференции приняли участие известные деятели хореографического искусства: Ольга Розанова, Александр Полубенцев, Максим Валукин и другие. В конференции также с интересным докладом выступал Исмаил Йолчи из Турции – уникальный человек,  который изучает музыкально-танцевальный фольклор Турции и организовывает международные фестивали.

Blog post image

С Исмаилом Йолчи

 

Всех участников конференции мы пригласили и в наше училище. Исмаил бей увидел номера, которые я ставлю, отметил высокий уровень подготовки наших учеников и пригласил меня в Турцию. Так в  2016 году я со своими учениками и оказалась в историческом городе Амасья на международном фестивале тюркоязычных стран. Мы демонстрировали там свое танцевальное искусство. И  после этого мне предложили поехать в Таиланд с пропагандой казахского народного танца, чтобы я выступила и дала мастер-класс.

Blog post image

Открытие VII Международного фестиваля музыки и танца

- Здорово! И что же было самым ярким в этой поездке?

- Вы знаете, я была необыкновенно счастлива в Таиланде. Прежде всего, потому, что оказалась в кругу единомышленников, для которых сохранение традиций своей страны так же было важно.

Blog post image

Открытие VII Международного фестиваля музыки и танца. Руководители ансамблей восьми стран: Таиланд, Китай, Индия, Лаос, Индонезия, Турция, Эфиопия, Казахстан

Второе – в рамках  фестиваля я танцевала казахский танец, видела реакцию людей на казахскую танцевальную пластику, движения, слышала самые положительные отзывы.

Blog post image

Выступление на сцене RajamangalaUniversity

 

Ну, и третье - у меня была возможность самой посмотреть необыкновенные танцы стран Лаоса, Индонезии, Таиланда, которых я раньше не видела вживую.

Blog post image

С танцовщиками Таиланда

Меня несколько удивил китайский танец, он был представлен несколько иначе, чем мы привыкли видеть и исполнять его. Я думаю это связано с регионом, где проживают участники фестиваля.

Blog post image

С танцовщицами Лаосской Народно-Демократической Республики

Вот индийские танцы выглядели  так же, как мы привыкли видеть их в кино. Все-таки, в кино - это - не постановочные танцы, они в рамках этих движений живут и мыслят. Я вспомнила, как в детстве ходила с мамой в кино на индийские фильмы, какой каждый раз для меня это был праздник.

Была возможность самой посетить мастер-классы тайского и лаосского танцев.

Blog post image

В Королевской школе искусств во время репетиции спектакля

- Скажите, а для чего вы давали мастер-класс по казахскому танцу? Они хотят  в будущем его танцевать?

- Понимаете,  народный танец - это знакомство  со страной. Поскольку я -хореограф, то рассказываю о стране на языке танца. А для организаторов и участников этого фестиваля, повторюсь, самое главное – сохранение и пропаганда традиционной музыкально-танцевальной культуры всех стран.

Blog post image

С танцевальным ансамблем из Индонезии


Ведь фестиваль – это международная диалоговая площадка, где мы можем поделиться и своей национальной культурой, и опытом, и наладить дальнейшие творческие связи. На фестивале царила атмосфера счастья, добра, мира и уважения друг другу.

Blog post image

После выступления на VII Международном фестивале музыки и танца

 

- Интересно, а есть ли  в нашей стране ответственные за сохранение казахского народного танца? Может, это – миссия вашего хореографического училища?

- Можно сказать и так. Наше училище для того и проводит международные фестивали и конкурсы. Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева - это республиканский учебно-методический центр. У нас в программе обучения везде подчеркивается важность наследия. На государственных экзаменах в обязательном порядке есть номера, которые мы обязаны показать.

То есть, прежде, чем создавать что-то свое, наши ученики должны изучить наследие выдающихся казахстанских хореографов, которые оставили после себя золотой фонд. И это исполняется  не только на госэкзаменах, но и на отчетных концертах. Есть номера казахского хореографического наследия, которые входят в репертуар каждого концерта.

Blog post image

«КӨШ КЕРУЕН», музыка Н. Тлендиева, постановка М. Тлеубаева, государственный ансамбль народного танца «Алтынай», Алматинская областная филармония им. Сюунбая. Вечер памяти М.Тлеубаева, февраль 2017

 

Сейчас киностудия «Казахфильм» снимает документальный фильм об истории казахского танца. Для съемок этого фильма мы проехали по регионам Казахстана - Шымкент, Кызылорда, Семей и др. Конечно же были и в Астане. И я воочию увидела, как на местах развивается казахский танец. И, в каждом городе, наряду с постановками местных хореографов, у них в репертуаре есть и наследие наших мэтров – Шары Жиенкуловой, Даурена Абирова, Заурбека Райбаева, Булата Аюханова, Минтая Тлеубаева и др.

Blog post image

Последний съемочный день документального фильма. Съемочная команда слева направо: Алексей Кирюхин, Андрей Кирюхин, Валерий Балаков, Анвара Садыкова, Газиз Насыров, Нуржан Жуманов

 

Картина, в целом, оказалась очень неплохая. Люди на местах делают огромную работу по сохранению и развитию нашего культурного наследия. Уже пора опровергнуть это странное мнение, что у казахов не было своего танца.

- О! Эту версию я, кстати, услышала совсем недавно и она показалась мне более, чем странной. Как может произойти, чтобы у целого народа совсем не было своих танцев?

-  Конечно, это – странная версия. Давайте рассуждать логически. В Казахстан классический балет пришел в 30-е годы 20-го века. Абсолютно не наш вид искусства, которого до 20 века тут никогда не было. В наше училище в первые годы местные жители даже не отдавали учиться своих детей, потому что не понимали, что это такое.

Так вот. В 1934 году открылся Музыкальный театр, открылась первая музыкально-хореографическая школа, а уже в 1936 году на Первой декаде казахского искусства в Москве показали «Кыз-Жибек», где танцевала Шара Жиенкулова. Через два года мы ставим первый казахский балет «Калкаман и Мамыр». Если бы у нас не было  генетической предрасположенности к пластике тела, мы бы ни за что такой сложный вид, как балет, не освоили за такой короткий срок.

Blog post image

Шара Жиенкулова, картина Гульфайрус Исмаиловой, музей АХУ им.Селезнева

У Шары изначально не было базового образования, и откуда она могла взять эти самобытные движения? Откуда она придумала эту пластическую лексику? Это – генная память, что-то сработало на уровне интуиции и ощущения красоты.

И конечно, это произошло, прежде всего, благодаря  мощным песенно-музыкальным и танцевальным традициям нашего народа.

Я уже не говорю о фундаментальных научных трудах исследователей казахского танца, балета Л. Сарыновой, Д.  Абирова, Ш. Жиенкуловой, О. Всеволодской-Голушкевич и других, где ими приводятся неопровержимые данные о наличии танца в нашей культуре.

В фильме, надеюсь, это будет рассказано, показано, и мы, в том числе, будем опираться на труды наших исследователей. Другой вопрос – почему наш танец не был так развит, как у многих других народов? Почему в основном была развита монокультура – сольное исполнение? Не было массовых танцев. Ну, конечно, кочевой образ жизни сыграл свою роль. Сыграли роль и многочисленные войны. Ну, не до танцев во время войны было. Во многих трудах известных зарубежных этнографов, путешественников, особенно 17-18 вв. были постоянные упоминания о танцах, музыке, песнях, тоях, играх Великой степи.

Blog post image

Съемки документального фильма «Казахский танец». Фото Андрея Кирюхина

 

Петроглифы – наскальные рисунки, искусство и культура баксы (шаманов), институт батыров, искусство сал и сеpi – театр одного актера, многочисленное количество имен исполнителей 19 века, дошедших до наших дней – все это доказывает наличие яркой, самобытной танцевальной культуры  казахов.

Blog post image

Балет "Земля казахская" Анвары Садыковой, исполняют учащиеся АХУ им.Селезнева

На днях мы встречались и побеседовали с танцором Арыстан-ата, которому 80 лет. Из-за переселений его предков он оказался в Германии, а 20 лет тому назад вернулся в Казахстан. Он сказал: «Мой отец был танцором, и я продолжил его путь». То есть его отец родился в начале 20 века, и он был танцором, который тоже у кого-то до этого учился.  Арыстан-ата рассказывал нам, как в самой большой юрте, в которую вмещалось 100 человек, собирались люди, чтобы посмотреть представление. И у танцора-рассказчика был маленький пятачок в центре этой юрты размером с баранью шкуру. Область передвижения танцора была ограничена.  Поэтому в основном использовались движения плеч, глаз, рук и ног, но только на месте. Вот вам и еще один ответ, почему не было массовых танцев. Еще он рассказывал о танцах шаманов – женщин и мужчин, о том, как они двигались, через какую пластику тела они передвигались, рассказывая о болезнях или о будущем того или иного человека.

Blog post image

Балет "Земля казахская" Анвары Садыковой, исполняют учащиеся АХУ им.Селезнева


Новая история развития казахского танца начинается в 20 веке, уже, когда танец попадает на профессиональную сцену.

- Большое спасибо за ваш интересный рассказ и за подробное объяснение! Пожалуйста, расскажите, какие в ближайшее время в вашем училище будут интересные мероприятия.

- С 25 по 27 марта на базе Алматинского хореографического училища состоится четвертый фестиваль международных балетных школ «Орлеу», в котором будут участвовать школы  России, Турции, Башкирии, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Фестивали и конкурсы «Орлеу» проходят благодаря большой поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации.

Blog post image

На гала-концерте конкурса "Орлеу", ноябрь 2016 г.


На фестивале мы будем обмениваться опытом между балетными школами. Педагоги и профессора каждой из школ покажут и дадут свои мастер-классы. А ученики будут участвовать в этих мастер-классах. А потом состоится большой  гала-концерт, в  котором будут показаны ключевые концертные номера каждой школы. Мы делимся опытом. Фестиваль - это не конкуренция, это - обмен опытом.

Blog post image

На гала-концерте конкурса "Орлеу", ноябрь 2016 г.

Данный фестиваль мы посвящаем 85-летнему юбилею патриарха казахского балета Заурбеку Мулдагалиевичу Райбаеву. 25 марта на сцене учебного театра АХУ им. А. Селезнева состоится Гала-концерт, где будут представлены хореографические концертные номера в постановке Заурбека Райбаева в исполнении не только учащихся хореографического училища, ансамблей города Алматы, но ансамблей многих регионов Казахстана.

Blog post image

На гала-концерте конкурса "Орлеу", ноябрь 2016 г.

Семьей Заурбека Райбаева учрежден приз за лучшее исполнение концертного номера в постановке балетмейстера. 25 марта также состоится Международная научно-практическая конференция, круглый стол, посвященный и творчеству Заурбека Райбаева, и проблемам хореографического искусства в целом.

Blog post image

З.М. Райбаев, танец Золотого Орла

А 12 марта на сцене Государственного академического театра оперы и балета им. Абая пройдет вечер его памяти. Заурбек Мулдагалиевич внес колоссальный вклад в  балетное искусство и как артист, и как балетмейстер, и как педагог. Его балеты опережали свое время. Можно сказать, что он во многом определил пути развития казахского балета.

- Скажите, а могут ли участвовать в вашем фестивале просто желающие посмотреть, зрители?

25-26 марта зритель сможет свободно посетить все мероприятия фестиваля, а 27 марта на сцене Государственного академического театра оперы и балета им. Абая состоится Гала-концерт международных балетных школ, билеты на который будут реализовываться в училище.

Blog post image

На отборочном туре во время конкурса "Орлеу", 2016 г.

- Всего доброго и – до встречи!

Фотографии: Анвара Садыкова, Елена Петрова и из архива АХУ им.Селезнева.

12