Электроавтобус как альтернатива газу и дизелю: выгодно и воздух не портит

1283
26
0
22

В начале 2017 года под Алматы запущено первое на пространстве СНГ производство экологически чистых пассажирских электроавтобусов. Это вообще принципиально новая техника.

В начале 2017 года под Алматы запущено первое на пространстве СНГ производство экологически чистых пассажирских электроавтобусов. Это вообще принципиально новая техника. Запас хода такой машины со всеми включёнными электропотребителями (освещение плюс отопление или кондиционирование салона) составляет 70 км – вполне достаточно для одного «круга» по маршруту в масштабах такого города как Алматы. А полная зарядка батареи на конечной остановке потребует всего 8 минут!

Предыстория проекта, как сообщает в своей статье «Форбс.кз», лежит в плоскости наукоёмких разработок, которыми занимается научный госхолдинг «Парасат». Холдинг, входящий в группу КазНИТУ имени академика Сатпаева, развернул в Алматы завод по сборке электроавтобусов. В основе проекта лежала идея наладить выпуск электроавтобусов и создать на базе завода собственное научно-конструкторское бюро, которое будет заниматься их совершенствованием. Анализ показал, что 99% всех электроавтобусов, эксплуатирующихся в мире, выпускается в Китае, где из-за катастрофической экологической обстановки в мегаполисах государство активно субсидирует производство электромобилей. Китай уже несколько лет активно переходит на электроавтобусы, а к 2020 году там хотят полностью отказаться от дизельного городского транспорта.

В холдинге «Парасат» изучили деятельность нескольких ведущих китайских производителей электротранспорта (а их в КНР около 600), ознакомились с различными технологиями производства аккумуляторов для таких машин автобусов и остановились на компании Higer. Дело не только в том, что это ведущий производитель городских и туристических автобусов в Китае и второй в мире, но и в том, что Higer работает в альянсе со шведской компанией Scania, обладающей лучшими разработками в сфере сохранения энергии для электромобилей. Как результат, у Higer одна из лучших в мире батарея для автобусов. Ттитано-литиевый аккумулятор дает городскому автобусу Higer запаса хода на 70 км, но самое главное, что он может стремительно заряжаться. 70 километров –достаточный запас для одного рейса по маршруту: в Алматы, например, средняя длина маршрута не превышает 34 км. При этом аккумуляторы Higer спокойно работают при низких температурах, не теряя своей ёмкости при морозах до –30 градусов и обеспечивая автобусу движение со скоростью до 120 километров в час. Время зарядки аккумулятора – не более 8 минут, а чаще значительно меньше. То есть, пока автобус на конечной остановке набирает пассажиров, дожидаясь графика, батарея успеет полностью зарядиться.

«Парасат» и Higer заключили договоры о совместном строительстве завода в Алматы, а также о передаче технологий и совместной научной деятельности. Последняя подразумевает совершенствование действующих технологий: учёные будут работать над тем, как ещё больше удлинить пробег и сократить цикл зарядки. При этом 51%-ная доля в совместном предприятии принадлежит китайской стороне, на неё возложена и ответственность за качество продукции. В рамках проекта китайская сторона передала в Казахстан патент на электроавтобусы – то есть алматинскому заводу теперь принадлежит полный эксклюзив на все модели Higer на всей территории СНГ. Электроавтобусы, собираемые в Казахстане, теперь получают название Quazar и уже имеют всю необходимую сертификацию для продаж и эксплуатации на территории ЕврАзЭС.

Сейчас завод в Алматы полностью готов к работе, здесь уже собрана первая пара тестовых автобусов. На первых порах сборка будет простой, но со временем в компании намерены её усложнить, увеличив казахстанское содержание. Планируется изготавливать в Казахстане стёкла, кузова автобусов и их IT-начинку. Что немаловажно – завод универсален: при необходимости здесь можно выпускать не только электрические автобусы, но и газовые, и дизельные. На начальном этапе мощность предприятия составит около 300 машин в год при работе в одну смену. Если объём заказов вырастет, то можно будет запустить вторую рабочую смену и выпускать до 1000 автобусов в год при полной загрузке. Сейчас на предприятии трудятся 25 сотрудников, но уже при получении первого заказа штат будет увеличен до 55 человек.

Пока на новом предприятии будут выпускаться два автобуса – 8,5-метровая версия на 53 пассажира и 12-метровая на 110 пассажиров. Гарантия производителя на батарею Quazar составляет 20 тысяч циклов зарядки – то есть примерно на 1 миллион километров пробега. Основная ценовая нагрузка создаётся именно за счёт батареи: она стоит очень дорого. Электроавтобус будет обходиться покупателю примерно $40 тыс. дороже дизельной европейской машины, но при этом в эксплуатации затраты на него в разы дешевле. Например, на день работы на городских маршрутах при пробеге в 300 км дизельному автобусу при нынешних ценах нужно топлива на 22 тыс. тенге, электроавтобус же потребит электричества на 3200 тенге. Естественно, для зарядки на конечных точках маршрутов потребуется соответствующая инфраструктура.

Представители компании уверяют, что затраты на обеспечение такой инфраструктуры в казахстанских городах будут минимальными. Частично такая инфраструктура, например, в Алматы есть – электроподстанции для троллейбусов и трамваев стоят и работают. Достаточно лишь подключить к ним зарядные устройства, проложив кабели к конечным остановкам. Мощностей хватит, чтоб заряжать 500 автобусов одновременно.

Сопоставляя расходы на инфраструктуру, также легко убедиться в преимуществе электрического варианта. Если строительство газовой заправки обходится в 1 млрд. тенге, то установка зарядной станции для одновременной зарядки 10 электроавтобусов потребует не более 16 млн тенге. Фактически же необходимости в одновременной зарядке чаще всего нет – автобусы могут заряжаться по очереди, по мере выхода на маршрут.

Для районов, где нет электротранспортной инфраструктуры и возникает риск перерузок электросети, тоже существует решение: там можно устанавливать контейнер-накопитель электричества. Он может заряжаться ночью при дешёвой и избыточной электроэнергии, а днём раздавать электричество электроавтобусам.

В общем, новые технологии постепенно меняют нашу жизнь. И будет неплохо, если пассажирский транспорт в таких загазованных городах, как Алматы, станет полностью электрическим. Собственный завод позволяет уверенно прогнозировать, что так оно и будет.

Открой Для Себя Казахстан

Оцените пост

22

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему