«Лунный свет»: Еще раз о Великой красоте

Clair-de-la-Lune 2017 M02 20
573
1
12
0

Не позвольте вашему внутреннему скептику заставить вас пропустить "Moonlight". Это не тяжеловесная социальная драма о "черных кварталах" - это Вонг Кар-Вай и Теренс Малик вместе взятые...

"Все черные мальчишки в лунном свете кажутся синими..."

Прочтя синопсис фильма, удержитесь от закатывания глаз и заставьте своего внутреннего скептика умолкнуть - то, чем кажется "Лунный свет" по описанию, на деле и на десятую долю не соответствует правде. "Moonlight" - это действительно более чем достойный конкурент "Ла Ла Лэнда", и в некотором смысле он даже сильнее своего оппонента. Тот факт, что выход фильма совпал с прошлогодним предоскаровским скандалом насчет расового притеснения одновременно идет на руку фильму, и в то же время играет с ним злую шутку. "Лунному свету" не нужна помпезная шумиха - этот скромный и мудрый фильм совсем о другом.

Мальчик, подросток, мужчина. Три фрагмента из жизни одного человека.

В основе фильма - частично автобиографическая пьеса Тарелла Элвина МакКрейни. Режиссер фильма Барри Дженкинс, равно как и автор МакКрейни, вырос в бедных кварталах в Майами, и для каждого из них в этой истории масса всего личного. В фильме, сюжет которого прямо-таки напрашивается на морализаторство, социальные высказывания, мелодраматизм, создатели упорно отказываются паразитировать на благодатной теме и видеть трагедию.

Первая часть - мальчик, "Мелкий", как его дразнят. Молчаливый, отрешенный и безумно одинокий, он прячется от хулиганов в заброшенном доме, до тех пор, пока стена между ним и внешним миром не пробивается (буквально) другим человеком - местным наркодилером Хуаном. Тот отводит мальчика пообедать, позволяет переночевать в своем доме, дает денег... Нет, у него нет никаких помыслов. Просто он добр, и ему едва ли не единственному не наплевать на ребенка...

Вторая часть - "Шайрон". Ему уже 16, жизнь становится все невыносимее, и он постепенно теряет то хрупкое подобие семьи, что у него было. Однако в один вечер, вновь скрываясь ото всех, он встретит школьного знакомого, и поймет нечто еще. Однако на следующий же день все вновь изменится...

Третья часть - "Блэк". Уже взрослый мужчина, идущий по стопам Хуана, но напоминающий его только внешне. О том, что мучает его изнутри, он изо всех сил старается забыть, пока не получает звонок из прошлого...

Столь же изящно о тончайших переживаниях умеет говорить только Кар-Вай (и в фильме есть немало от его работ, в особенности в третьей части), а стиль и операторская работа чем-то напоминают фильмы Теренса Малика. Это не тяжеловесная драма о жизни в гетто - это триптих о взрослении и принятии себя, снятый тихо, нежно, и удивительно красиво. Головокружительная, плывущая и скользящая камера в сочетании с инструментальной музыкой превращают фильм в кинопоэму. Мы смотрим прямо в глаза героям, кружим вокруг них на улицах, наблюдаем за бегущими детьми под «Laudate Dominum» Моцарта, даже простая поездка по улице с высунутой из окна рукой становится шедевром. Диалогов совсем немного, но все они важны, и каждый из них запоминается. Впрочем, фильм прекрасно справляется и без них. Все эмоции героев ясны и понятны - все передается за счет музыки и игры света, так можно было снять весь фильм.

Прекрасные работы всех актеров, играющих Шайрона в разном возрасте: хотя все трое существенно отличаются друг от друга внешне, они столь органичны, что легко поверить, будто перед нами один и тот же человек.

В некотором смысле, истории параллельны и даже равноценны. В начале это ребенок, с опаской и страхом наблюдающий за миром со стороны, стесняющийся задать вопрос. Во второй части - подросток на пороге перемен, и потеря невинности (не физическая, а духовная) ощущается здесь со всей жестокостью. Этот момент, когда под давлением окружающего мира приходится переломить что-то важное внутри себя, что уже не вернуть. Третья часть в некотором смысле является лучшей, однако в ней же можно найти недостатки - впервые бросается в глаза схематичность повествования. Нам очень мало известно о Шайроне сейчас, как он пришел к этому, как живет - этот момент едва очерчен. С другой стороны, смысл не в этом. Пусть он меняется (прямо-таки радикально), внутри, под панцирем напускной самоуверенности, маскулинности и груды мышц, это все тот же робкий, неуверенный в себе мальчишка, так и не понявший, кто он в этом мире.

Персонаж Хуана Тарелл МакКрейни писал со своего знакомого (тоже наркодилера), с которым подружился в детстве - именно он вдохновил автора на создание пьесы. Что касается матери Шайрона, Полы - матери МакКрейни и режиссера фильма Барри Дженкинса обе были наркозависимы. И потому понятно, каким образом эти два персонажа так упорно вылезают за рамки стандартных второстепенных героев - за ними стоят реальные, близкие создателям фильма люди.

 

Махершала Али прекрасен, его персонаж покоряет с первых мгновений - он весь излучает уверенность, ненавязчивую заботу и доброту, единственно верно находя ответы на непростые вопросы и давая едва ли не самый важный совет в жизни мальчика. Его непростительно мало в фильме, но, возможно, так и задумано - именно поэтому мы столь остро ощущаем его нехватку после. Неудивительно, что взрослый Шайрон копирует Хуана во всем, вплоть до походки и манеры вести машину. Почти все сцены с ним и мальчиком сняты очень ярко, в размытии по диафрагме, так, что кажутся полусном.

Наоми Харрис, которой также немного в фильме, привносит в образ Полы удивительную мягкость и хрупкость. При всем желании персонажа не получается ненавидеть, хотя для этого есть все основания, и нет ни единого оправдания в ее адрес.

Одна из самых красивых и запоминающихся сцен во всем фильме - та, где Хуан учит Шайрона плавать. То, как ребенок впервые входит в воду, как его голову придерживают над поверхностью - словно при крещении. Совершенно невероятная "The middle of the world", пробирающая до мурашек. Ощущение переполняющего восторга, удивления и любви к миру - совсем как в раннем детстве. Вот чем выделяется фильм, несмотря на события, времена, обстоятельства - в нем нет ни капли ненависти. Вот что остается с героем до самого конца: несмотря на пережитое, он все также с восторгом и упоением может смотреть на мир. Где-то рядом слышен шелест океана, и этого достаточно, чтобы знать, что все будет хорошо.

Печальная история, как это ни странно, оказывается невероятно жизнеутверждающей. Не отворачиваясь от тем жестокости, агрессии, страха и одиночества, он говорит о другом - о боли взросления, о принятии себя, о чуде взаимопонимания, о красоте и любви ко всему миру, даже когда кажется, что в нем не осталось ни того, ни другого. Блестящая работа актеров, режиссера, сценариста, оператора, композитора... Фильм, который совсем не обязан был быть столь хорошим, но все же таковым является. Более чем достойный конкурент "Ла Ла Лэнда" - такому, в случае чего, и проиграть не жалко.

Оцените пост

12

Комментарии