Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
17:13, 18 февраля 2017

ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ ПРАВИЗНЫ В ДЕМОКРАТИИ

Blog post image«Что это за болезнь» - подумает читатель, бросив взгляд на заголовок. Старшему поколению понятно его подоплека, а молодежи, пожалуй, следует пояснить. Когда-то давно в парламенте революционной Франции слева сидели сторонники социалистических идей, требовавшие решительных перемен, а справа - респектабельные буржуа. Отсюда пошли термины «левые» и «правые». Социалистов, коммунистов и примыкающие к ним организации во всем мире стали называть левыми.

Придя к власти, некоторые левые в России стали проявлять ненужные, нелепые «левизности». Тогда их вождь Ленин написал книгу «Детская болезнь левизны в коммунизме»; детская - легкая, проходящая.

Blog post imageНыне у нас, после перестройки, порядки не левые, а правые, а в чем-то праворадикальные и, конечно, не без «детской болезни» правизны. Одной из таких болезней я бы считал боязнь и отказ от обращения «ТОВАРИЩ» (по-казахски ЖОЛДАС), имеющие значение дружеского расположения, равенства. Эти слови не придуманы «левыми». Они, правда, пользовались ими, но они - глубоко народные слова с незапамятных времен. В России когда-то оно употреблялось в значении помощник, заместитель, близкий человек, например, «товарищ министра», «товарищ прокурора»... А в народной героической песне «Варяг»: «Наверх вы, товарищи, все по местам...» это слово - не выдумка социалистов, не имеет политической, партийной принадлежности. Беспартийные Пушкин и Крылов тоже пользовались этим словом.

Blog post imageКазахское слово «жолдас», употреблявшееся до перестройки в значении «товарищ», происходит от корня «жол» (дорога), т.е. идущие вместе. В пршлые века европейцы подмечали, что в казахской степи в гостеприимной юрте за дастархан садятся рядом господин и его холоп. Да, потому что в пути казахи равны, жолдасы друг другу, что непозволительно у него дома. Есть казахские пословицы и поговорки со словом «жолдас». Вот одна из них в переводе: «И волк не делает зла своему жолдасу» (Қасқыр да қас қылмайды жолдасына).

Теперь, судя по обращениям друг с другом депутатов, чиновников бизнесменов в нашем обществе мы друг другу не товарищи-жолдасы, а господа-мырзалар. Мырза - богатый и щедрый, не скупится на подаяния, вельможа, а если женщина – «ханум». Может ли человек быть господином, вельможей без богатства и чинов? Герой приватизации Қажегельдин, например, в свое время откровенничал с журналистами: «Я очень богатый человек». Он, конечно, - господин. А я обращение в свой адрес «господин-мырза» воспринимаю как оскорбление. Один из язвительных приемов издевательства над человеком – незаслуженно, нарочито величать его тем, кем он явно не является. В последние годы не часто, но приходилось мне обращаться в официальные органы и частные секторы. Мне отвечают «господин-мырза Кумаров». В нашей армии и силовых структурах принято обращение «господин-мырза», может быть так надо, сержант солдату не товарищ, а если, не дай бог, им придется лежать в одном окопе под обстрелом, подниматься вместе в атаку...?

В темных уголках человеческой души может таится тщеславное желание быть господином. Кому-то это удается, а многим – нет. Но разве этично играть на этой струнке людей. Ведь, согласно Конституции РК, запрещается разжигание сословной розни. А документов, указов, постановлений, отменяющих обращение «товарищ-жолдас», нет.

Обращение «господин, господа» пошло гулять в перестроечные годы с экрана ТВ, с показа бурных дебатов, когда ораторы соревновались кто дальше других перестроился и с упоением бросали в зал «господа!», которое в старое время у нас было неприличным обращением, оно применялось только в дипломатии и высших сферах межгосударственных отношений.

Blog post imageСтыдиться ли нам нашего народного обращения «товарищ-жолдас»? Конъюнктурное подтрунивание над этими нашими старыми словами преходяще. Ведь никто не отказывается ни от сала, ни от мамалыги и от бешбармака тоже, хотя ими тоже подтрунивают над некоторыми народами. Не пора ли нам вернуться к нашим исконно народным дружелюбным обращениям к друг-другу «товарищ – жолдас»?

ГАББАС КУМАРОВ

1
945
1