«Манчестер у моря»: Невыносимая легкость бытия

Clair-de-la-Lune 2017 M02 19
671
6
18
0

Очень тихий, скромный и человечный фильм. Мастерски балансируя на грани драмы и комедии, но ни разу не впадая в шаблонность или чрезмерность, он постепенно, незаметно сжимает ваше сердце все сильнее..

"Manchester by the sea": "Время не лечит...". Маленькие трагедии в поэзии повседневности.
 

Ли, угрюмый и неразговорчивый слесарь, живущий в Бостоне, получает звонок из родного города - его старший брат в больнице, умирает от сердечной недостаточности. Спустя еще пару дней после приезда выясняется, что согласно завещанию, он становится опекуном своего 16-летнего племянника.

 

Не позволяйте собственным ожиданиям обмануть вас - это очень тихий, тонкий, скромный и человечный фильм. Не будет ни громких монологов, ни одухотворенных речей, ни напыщенной сентиментальности. Не идеальный, иногда в чем-то не слишком стабильный, одновременно отстраненный и глубоко личный, словно подсматриваешь фрагменты чьей-то жизни - к нему хочется возвращаться, передумывать и пересматривать.

"Манчестер у моря" - это тот редчайший случай, когда нелинейное повествование только играет фильму на руку. Многочисленные флешбеки позволяют нам постепенно проникнуться и историей, и персонажами, накладывая все новые и новые фрагменты повествования и оттенки эмоций. Несмотря на внушительный для драмы хронометраж, фильм не выглядит затянутым - наоборот, кажется, что мы могли бы смотреть еще и еще. В этом мастерство режиссера и сценариста фильма Кеннета Лонергана. Мастерски балансируя на грани драмы и комедии, но ни разу не впадая в шаблонность или чрезмерность, он постепенно, незаметно сжимает ваше сердце все сильнее.

 
 

Главный герой - мрачный, равнодушный, молчаливый и косноязычный, отталкивающий всех и вся, не ищущий ни жалости, ни любви, ни даже простой симпатии. Поначалу он лишь раздражает - трудно сопереживать тому, кому на это наплевать, не так ли? И даже узнав, какую трагедию пережил Ли, понимать и жалеть его все равно не слишком получается. Однако все тихо, исподволь меняется, и после сцены, вынесенной практически во все афиши, вы уже не можете осуждать, потому что не имеете на это никакого права, потому что можете только догадываться об истинной глубине его горя. Не обо всех переживаниях можно (да и нужно ли?) говорить. Но и жить так - невозможно, немыслимо и невыносимо.

И вместе с тем, хотите вы того или нет, жизнь продолжается, мир не стоит на месте, и с этим рано или поздно придется считаться. Когда Ли волей-неволей втягивает в жизнь мальчика, он смотрит на нее исподлобья и с удивлением, словно давным-давно забыл, что так бывает. Возвращение домой не дается легко и безболезненно, перемены не происходят внезапно и сразу, и вновь брать на себя ответственность за чью-то жизнь весьма и весьма непросто. Однако он вспомнит, и в какой-то момент даже сможет удержать парня на краю, не давая тому погрузится в ту же пучину отчаяния и одиночества, в которой прибывает сам.

Невероятно тонкая актерская работа Аффлека - нарочито неяркая, и все же ясная и пронзительная до боли. Передать вынужденное "очерствление" души, пустоту, малейшие детали в мимике, движениях, жестах, даже просто в молчании, которые куда выразительнее и глубже любых слов. Он - словно бомба, готовая взорваться, боль и гнев под внешне спокойной поверхностью. И на каком контрасте идут сцены из прошлой жизни - болтливый, обезоруживающе открытый, источающий пьяное добродушие и обаяние, безответственный, но все же преданный и любящий муж, отец и дядя.

Ничем не уступает ему Лукас Хеджес, прекрасно дополняя и точно отображая все нюансы, а иной раз даже украдкой "ворующий" сцену. Его персонаж - тонкая смесь уязвимости и невежества в любом развитом не по годам подростке. Идеально сыграны все их совместные сцены, удивительно точно передана атмосфера после смерти брата/отца, когда никто не знает, что нужно делать. Кайл Чендлер, играющий брата Ли и появляющийся только во флешбэках, привносит удивительно сильную, человечную и трогательную ноту в повествование. Мишель Уильямс, у которой от силы 4 появления (6 минут экранного времени в целом) за весь фильм, играет уместно сдержанно, однако их совместная с Аффлеком сцена почти без слов заслуживает обоим все мыслимые актерские награды.

Как это ни удивительно, картине хватает и юмора - иной раз сухого, неловкого и мрачноватого, но все же. И вместе с тем, фильм не забывает о самом Манчестере (что в Массачусетсе) - он поэтичен в своей повседневности, словно пропитан холодным воздухом, ветром, запахами талого снега и моря в его серо-голубой палитре.

 

"Манчестер у моря" пронизан удивительным человеческим пониманием трагедии и скорби, которое передается и зрителю. Нам не дают никакого решения или ответа: иногда боль утраты и чувство вины, разъедающие изнутри, слишком велики, иные раны не излечить, некоторые вещи не пережить и не искупить - иногда не остается ничего. И только посмотрев в лицо правде и признав это "ничего", можно примириться с дальнейшим существованием и пытаться жить дальше. Простой, трогательный, печальный, по-настоящему "живой" и пронзительно-проникновенный без грамма фальши, мимоходом забирающий с собой часть вас самих - вот как нужно снимать драму.

Оцените пост

18

Комментарии

0
Простой, скучный, посредственный, предсказуемый, затянутый...а так да, нормальный фильм :)
1
У каждого свои фломастеры) Для меня (по эмоциональной нагрузке) "Манчестер у моря" наравне с "Прибытием". Проняло до мозга костей.
0
Заинтриговали ладно, надо посмотреть)
0
Я согласен, что в плане эмоций он хорош, и был бы идеальным фильмом, если бы он шёл минут 30-40, но, увы, Остапа понесло
0
Полностью с вами согласен, фильм отличный, просто он не для всех, на взрослое восприятие.
Показать комментарии