Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
01:15, 16 февраля 2017

Личный опыт: И я когда-то была стажером

Сейчас самое время, когда старшекурсники проходят практику и уже пытаются определиться, куда пойдут и чем будут заниматься после окончания университета.

Если вспомнить университет, то я хорошо себя помню на последнем семестре. Уже работала частично, в лаборатории при университете, в принципе, знала,чем буду заниматься ближайший год. Повезло, что это была благоприятная среда: в команде были все мои друзья, работа и дипломная работа были тесно связаны - был уют и комфорт. А еще рядом были старшие товарищи, которые могли направить и дать установку.

Недавно на работе столкнулась со стажерами, как-то невольно вспомнила себя. Это не первый год, когда к нам приходят студенты, но с одним из них мне пришлось самой работать. И тут в голове родились несколько простых рекомендаций, которые решила написать, может быть, они будут полезны кому-то.За моими плечами не такой и большой трудовой опыт, около 6 лет, и за это время приходилось самой учиться у старших коллег, и делиться знаниями с младшими.

Уже будучи студентом, я практиковала преподавание (это не моя основная деятельность) - давала индивидуальные занятия по математике школьникам, одним словом, занималась репетиторством:). Уже тогда придерживалась принципа, что не буду решать ученикам их домашние задачи! Мы в основном решали то, что я готовила не из школьных учебников. Суть не в том ведь, чтобы задачи были похожи, а в том, чтобы ученик понял тему и мог зашарить вовремя:) И через некоторое время я начала расстраиваться из-за того, что отдачи со стороны учеников нет. Под отдачей имею ввиду то, что приходилось одно и то же по несколько раз повторять. И начинаешь ведь злиться из-за этого, думаешь, куда уходят все твои старания, объяснения! С детьми еще понятно, они могут не по своей воле заниматься, может это родители заставляют, а в голове у них еще игры, сверстники и прочее... А когда вопрос приходит к студентам, это ведь уже один шаг и дипломированные специалисты!

В итоге, укорачивая свой текст, выделяю моменты:

  1. Когда приходишь на практику/стажировку, необходимо понимать, что это не школа/университет. Да уже в университете сразу надо бы забыть про школу,  никто не будет нянчиться с тобой. И всякие уговоры "Апай,..."/"Агай,..." пора прекращать! Здесь(в компании) нужно быстро адаптироваться и не рассчитывать на то, что с тобой кому-то очень радостно сидеть и все разжевывать :) Да, есть исключения, когда кому-то нравится объяснять и делиться знаниями. Кому-то как я, напишу нескромно:) Я всегда рада поделиться тем, что знаю, не проблема, если есть время. Надо понимать, что отношения со временем установятся, но в начале должна быть субординация. Тут каждый сам в ответе за себя.
  2. Как бы скучно это ни было, но в начале почти любой офисной работы дают почитать книжки, инструкции, какие-то папочки перебрать на полках. Это все необходимо пережить и немного серьезно отнестись к делу, так как в этих бумагах и можно увидеть спецификацию работы, выучить парочку слов-терминов, которые будут постоянно использоваться в работе.
  3. Быть малость назойливым, проявляя свой интерес к предметной области, и задавать вопросы рядом сидящим старшим товарищам. Конечно, все должно быть в меру, так как можно просто надоесть! Опять вернусь к п.1, что людям нет дела до тебя, если хочешь набраться опыта, нужно собраться с мыслями и силами и постоянно быть в поиске информации. Не только читать, но и брать небольшие задания практические, смотреть что делают другие.
  4. Когда тебе дают задание, будь добр, отнестись с ответственностью к нему. Это не очередная лабораторная работа, которую можно скатать или скачать. Качество выполненной задачи покажет твой уровень как интеллектуально, так и твой характер. Если даже ты не смог 100% выполнить задания, но уже твои попытки и наброски покажут, что тебе интересно, что ты уделил время, искал решение! Не надо ждать до последнего. Если не понятно, то сразу спроси. Как говорят, лучше спросить и показаться глупым, чем не спросить и остаться глупым.
  5. К сожалению, не везде в ВУЗ практикуют публичные выступления, или деловую переписку и все другие фишки, которыми мы пользуемся на работе. Но согласитесь, все проходят азы делопроизводства на 1 курсе. Надо учиться грамотно составлять свою речь и письмо. Если не знаете, почитайте статьи. Сейчас можно найти и видео-уроки и все что хочешь,чем только не насыщен интернет. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Тебя не поймут, пока ты не построишь понятную речь, без слов-паразитов, с четкими словами и объяснениями. Я не призываю говорить сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, напичканными умными оборотами и терминами. Но в той области, куда ты пришел работать, люди используют свой лексикон, и то, насколько четко ты излагаешь свои мысли, показывает твой уровень. Опять же есть старшие коллеги, посмотри по сторонам, понаблюдай, как они разговаривают, как пишут письма. Ведь есть еще понятие деловой этики... Да просто вежливая форма обращения уже чего стоит.

Тебе очень повезет, если найдешь хорошего наставника-коллегу изначально, с кем можно будет развиваться и на кого равняться.

Все приходит с опытом, нужно пережить, пропустить через себя все трудности, испытания, и не забывать делать выводы из происходящего, так сказать, вынести плюсы и минусы для себя. Нет идеального рецепта, ингредиента :) Не переставайте развиваться!

5
456
0