Предприниматель Раимбек Баталов о бизнесе в сельском хозяйстве и критериях успешности проектов
За прошлый год инвестиционная поддержка аграрного сектора выросла в полтора раза, до 253 млрд тенге. Но до четверти увеличилась и доля банковских кредитов в инвестициях. Доля сельского хозяйства в объеме всех инвествложений в экономику страны усилилась с 2,4% до 3,3%. Объем собственных средств аграририев в инвестициях в основной капитал вырос на 39%, до 53 млрд тенге. О том, как предприниматели «двигаются» сами и, не дожидаясь господдержки или одновременно с ней, поддерживают микробизнес и малый бизнес в Казахстане, рассказал владелец и председатель совета директоров Raimbek-Group Раимбек Баталов
- Собираетесь ли вы продолжать свои проекты, которые относятся к сельскому хозяйству и аграрной индустрии?
- Безусловно, мы продолжаем. На следующий год мы, в очередной раз, будем закладывать сад. Мы продолжаем работу по выращиванию сои.
- А где вы выращиваете сою?
- В Алматинской области, в Саркандском районе.
- А где перерабатываете?
- Мы ее пока не перерабатываем, а продаем разным переработчикам.
Как молочная компания, мы сотрудничаем со многими фермами, помогаем им. Своей фермы у нас нет, но мы работаем, в первую очередь, с небольшими хозяйствами – крестьянскими, личными подсобными хозяйствами.
В рамках сети Арзан мы сотрудничаем с такими важными, я считаю, можно назвать это кооперативами, как «Чиликские фермеры». Так что, сельское хозяйство для нас достаточно приоритетно.
Конечно, важно, чтобы была среда – условия, которые бы позволяли большему количеству крестьянских, фермерских хозяйств эффективно заниматься сельским хозяйством.
- Раимбек, среди тех проектов, которые вы ведете, для вас главный какой?
- Так как-то сложно сказать. Честно говоря, любой проект … Знаете, ничего простого не бывает. Каждый проект требует очень серьезных усилий, много времени. Много чем приходиться жертвовать. Я бы не отметил ни один. В любом случае, каждый проект, в частности, по продуктам питания – близкий. Сейчас новые линейки запускаем: кефир «Айналайын», начинаем производство соковых напитков уже с местными ингредиентами – травами, нашими, казахстанскими, яблоками, томатами. То есть, наконец-то, через 25 лет мы уже потихонечку начинаем использовать свое сырье.
- Вы начали свой бизнес четверть века назад?
- Четвертого февраля 2017 года официально будет 25 лет.
- Чуть-чуть не успели к 25-летию Независимости Казахстана.
- На самом деле, я чуть раньше начал бизнес, но юридически частное предприятие «Раимбек», название которого потом не менялось, только трансформировалось в ТОО, АО, живет 25 лет.
- Что для вас служит критерием успешности проекта?
- Есть финансовые показатели. Но успешность проекта – это еще, я считаю, создание тренда или примера, на основании которого развивается другой бизнес, малый и средний бизнес. Успешность надо смотреть все-таки в совокупности. Кроме доли рынка, ЕБИТДы, разных других показателей, важно то, насколько ты раскачал рынок, насколько ты создал рынок, насколько ты дал возможность заниматься этим и другим людям. Вот это я считаю успешностью.
- Вы рассчитываете на рост рынка в натуральном выражении? Новые рынки вы создали? Какие объемы у этих рынков?
- По данным наших аналитиков, рынок UHT (ультрапастеризованного - ultra-high temperature processing) молока в 2016 году составил около 210 млн литров. За год он немного вырос, на 2-3%. Основной формат – 1 литр.
- Какую долю рынка вы занимаете?
- Основные игроки на рынке (по убыванию): Агропродукт, RG group, Raimbek, Lactalis, Маслодел.
- А по сокам? Сказался ли нынешний кризис на рынке соков?
- Рынок JNSD сока в «картоне» в 2016 году составил около 160 млн литров. По сравнению с 2015 годом рынок «упал» примерно на 15%.
Основные игроки – Raimbek, RG, Pepsi Co, Coca Cola.
- То есть, вы счастливы как бизнесмен, когда у вас появляются последователи и чем их больше, тем лучше?
- Я счастлив как бизнесмен, когда мы делаем целую категорию (продуктов – авт.), когда это потребляют люди и в эту нишу идут другие предприниматели, которые вкладывают в похожее и занимаются бизнесом в этом направлении.
- Из тех людей, которые встретились вам на вашем пути, кого вы запомнили? Кто для вас сейчас наиболее дорог? Есть такие?
- Я с уважением отношусь ко всем тем ребятам, которые стартовали в начале 90-х и создавали свой бизнес, проходили через все трудности и испытания и прошли их. Это – та плеяда первых бизнесменов, которые были и есть у нас в Казахстане: Нуржан Субханбердин (банкир, член попечительского совета благотворительного фонда «Кус Жолы»), Нурлан Каппаров (основатель успешной частной компании «Акцепт»), Маргулан Сейсембаев (основатель компании «Сеймар», до конца 2009 года - председатель совета директоров АО «Альянс Банк»). Это – те ребята, которым – огромное уважение и такие – очень братские, близкие чувства.