Малый бизнес и образование! Почему министерство образования должно отдать предпринимателям школы?

1397
12
0
5

Малый бизнес видит в образовании - немонополизированную нишу и активно растет. Им нужно больше возможностей в виде школ. Посмотрите на цифры!

Частный бизнес может управлять образовательными объектами, лучше чем государство. Это подтверждают цифры из сектора дошкольных учреждений. Следующий шаг Министерства образования  – отдать малому бизнесу в доверительное управление школы!

Прежде чем выдвинуть гипотезу о том, что школы нужно отдавать в частные руки в доверительное управление, сначала давайте посмотрим, как частный сектор смог преобразить дошкольное образование. Ведь как известно, больше всего контрактов по концессии в образовании было именно там.

Для начала немного оптимистичной общей статистики по рынку образования и бизнесу.

Вы знали, что  в работающем бизнесе Казахстана каждая восьмая компания задействована в системе образования?

Более того, если в других отраслях последние 2 года есть стагнация и сокращение бизнес-активности, то количество активных организаций в образовании увеличилось за год (2016) на 4,7%, до 15,8 тысячи!  А к началу  2017 года в стране было зарегистрировано 20,7 тысячи компаний, занятых в образовательном сегменте!

 

Что здесь важно?

 

Почти 88% от всех зарегистрированных юрлиц в сфере образования - малые компании. За 2016 год их доля выросла (по итогам 2015 было 87,3%), тогда как доля крупных предприятий снизилась с 0,9 до 0,8%, средних - с 11,8 до 11,3%. Это значит, что именно малый бизнес является основным игроком, нет на рынке никаких крупных образовательных холдингов и конгломератов.

 

При этом доля работающих компаний от зарегистрированных составляет сразу 76,3% (в целом в Казахстане лишь 34,8% от всех зарегистрированных предприятий активны).

 

Также по итогам 2016 год в обучающей сфере было зарегистрировано 7,3 тысячи индивидуальных предпринимателей - сразу на 24,1% больше, чем в 2015 году.

 

Таким образом, образовательный рынок – это реальный бизнес, а не чья-то монополия. И это очень важно сохранить, потому что бизнес смог предоставить важные услуги для населения.

 

Посмотрите сами.

 

Организации дошкольного образования смогли вовремя оптимизировать свои расходы и увеличить конечную прибыль. По итогам 2015 года прибыль до вычета КПН в этом сегменте составила почти 3 млрд тенге, показав рост за год на 47%. Двумя годами ранее сектор зафиксировал чистый убыток в 931 млн тенге.

При этом государственные детсады и образовательные дошкольные центры показывают менее эффективное управление расходами, чем частный сектор.

В 2015 году расходы государственных дошкольных учреждений составили 129 млрд тенге против 41 млрд тенге в частных детсадах и мини-центрах.

Теперь что касается прибыли…

Всплеск активности  бизнеса в дошкольном сегменте отмечался в 2014-2015 годах, когда частные дошкольные организации стали показывать рекордные уровни прибыльности.

Примечательно, что данный всплеск приходится на наиболее сложные для экономики года, отмеченные, в том числе, сокращением объемов господдержки образования. Частный сектор показал, что в условиях кризиса более эффективно управляет своими расходами, чем госДО.

После "провального" 2013 года с чистым убытком в 1,3 млрд тенге, частный сектор уже в следующем году получил прибыль в размере 1,2 млрд тенге. В 2015 году частные ДО зафиксировали новый рекорд по прибыли (1,4 млрд тенге).

На данный момент частные дошкольные учреждения формируют 54% всей совокупной прибыли в секторе.

По сути, опыт с дошкольными учреждениями показывает положительный опыт, поскольку услуги частных структур востребованы. Таким образом может пойти и развитие школьного сегмента.

В настоящее время школьное образование формирует менее 2% всех текущих доходов в образовании. Причина в том, что в сфере школьного образования все еще доминирует госсектор.

Частные школы есть, но их доля очень мала. По итогам 2015 года, они смогли сгенерировать доход   более  20 млрд тенге, но это всего лишь  3% всех доходов в секторе.

Как вы видите потенциал просто колоссальный, учитывая, что спрос на качественное школьное образование среди городского населения растет.

Уверена, что министерство образования просто обязано обратить внимание на эти цифры, особенно, ради интересов будущего поколения детей. И учитывая тот факт, что невозможно сейчас за счет бюджета делать большие вливания в образовательную инфраструктуру. Государственные расходы на образования итак слишком высоки, даже по сравнению со странами ОЭСР (почти в 2 раза)!

 

Пусть это сделает частный бизнес, а для этого им нужно просто создать условия.

В свою очередь, частный бизнес в школьной среде в рамках конкуренции создаст лучшие условия для учителей школ, в том числе, по уровню заработных плат.

Вы только посмотрите, каков уровень доходов учителей в Казахстане по сравнению с Россией и странами ОЭСР.

А теперь посмотрите на численность учителей и работников в Казахстане.

Думаю, что реально будет невозможно догнать этот уровень доходов учителей только за счет государственного бюджета, единственный выход – дать больше возможностей частному сектору, который сможет преобразить и статус учителей, и школьную инфраструктуру, не говоря уже об образовательном контенте.

Оцените пост

5

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему