Как экономика влияет на рынок труда, а рынок труда на образование?
Продолжаю свою серию публикаций о том, что происходит со сферой образования в Казахстане и в каком она состоянии. На этот раз, я хочу рассказать о рынке труда и образовании, о том, что мне удалось узнать через официальную статистику.
Последние 2 года проходят для экономики Казахстана под знаком упадка и стагнации.
В 2015 году рост ВВП почти в 3 раза - до 1,2%, если сравнивать с ростом ВВП на 4,2% годом ранее. В прошлом 2016 году расширение экономики страны составило всего 0,1%.
На этом фоне уровень занятости в РК падает. Если в 2015 году еще был намечен хоть и слабый, но рост в 1%, то в 2016 году численность занятых в экономике сократилась на тот же 1%.
Рынок труда отреагировал незамедлительно.
Из-за резкого ухудшения ситуации человеческий капитал из бизнес-среды начал перетекать в сектор наемного труда. Предпринимательский класс в Казахстане по итогам 2016 года существенно сократился.
Смотрите сами, в 2016 году число самозанятых уменьшилось на 114 тыс. чел., а наемных работников выросло на 66 тысяч человек.
И это не единственная плохая новость или новая реальность, с которой будут иметь дело казахстанцы в этом году!
Вашему вниманию, топ-7 фактов и трендов, которые вы должны знать о том, что ждет человеческий капитал в нашей стране и что на него влияет:
1) Поскольку сам по себе рынок занятости сужается, то есть, на рынке больше предложения рабочей силы, нежели спроса, то это дает возможность работодателям замораживать и снижать размеры заработных план. Если в цифрах, то сначала в 2015 году реальные зарплаты упали на 7%, затем в 2016 году на 3%. Фактически падение реальных зарплат - на 10 процентов за 2 последних года, при этом уровень реальной инфляции и повышения стоимости жизни вырос более, чем на 15 процентов.
2) Что еще делают работодатели? Они выбирают «золотую серидину» среди наемного персонала. Помимо снижения зарплат, они сокращают дорогих и низкоквалифицированных сотрудников, делая упор на наборе кадров со среднеспециальным образованием.
3) В прошлом году, работодатели также пошли на очень популярный шаг по сокращению расходов, урезав инвестиции в обучение кадров. Инвестиции в дальнейшее обучение кадров в масштабах всего Казахстана только в 2015 году срезались на - 15%.
4) К сожалению, в Казахстане система подготовки кадров за счет госфинансирования заточена на поставку специалистов под уже существующие механизмы работы, но не способна воспроизводить кадры для появления новых секторов и ниш в экономике. На фоне глобального переформатирования профиля рынка труда (автоматизация целых отраслей экономики) конкурентоспособность рынка занятости РК будет и дальше падать, не успевая за мировыми тенденциями.
5) Как на глобальные изменения экономики реагирует государство? Государство пытается усилить подготовку специалистов для несырьевого сектора (технологии, производство, сервисное обслуживание на промпредприятиях), однако, с другой стороны, значительная доля грантов и госзаказа идет на воспроизводство кадров в тех областях, где наблюдается переизбыток трудовых ресурсов (образование, сельское хозяйство). Фактически система высшего образования в рамках госзаказ концентрируется в 2 направлениях: подготовке профессиональных кадров для промышленности и для социальных секторов экономики (образование и здравоохранение). 25% выпускников, обучающихся на грантах - кадры для сферы образования и 13% - работники для области здравоохранения.
6) Сам по себе рынок труда в сфере образования итак очень велик. Образование по количеству работающих в нем - третий по размеру в экономике РК. Число занятых в отрасли превысило 1 млн человек. Но несмотря на то, что в сфере образования работает больше всего людей после торговли, вклад отрасли в формирование национальной экономики - один из минимальных. Организации образования производят всего 3,5% ВВП Казахстана!
7) Зарплаты в сфере образования низки из-за низкой рентабельности, низкой производительности труда.
Смотрите сами: за год один сотрудник, занятый в образовательной отрасли оказывает услуг на 1,2 млн тенге при стоимости затрат на его содержание в 992 тыс. тенге. Меньше зарплаты учителей только у работников в сельском хозяйстве.
Очевидно, что система «образование-рынок труда-экономика» работает также как плохо сходящиеся друг с другом детали ЛЕГО. Фактически традиционная экономика давит на рынок труда, система образования далека от реалий экономического рынка. Эту уже приводит к коллапсу качества социальной жизни в стране.
Инвестиционные вливания, которые могут качество изменить систему, периодичны. Например, резкий рост интереса государства и бизнеса к сфере образования проявился 3 года назад, когда объем инвестиций в поддержку отрасли увеличился сразу на 42,5%. Однако в 2015 году активные инвествливания в образование прекратились, в результате приток инвестиций сократился.
Ну и напоследок. Доля республиканского бюджета, которая идет на образование оставляет более 30%. Это затраты налогоплательщиков! Фактически это то, что мы вливаем в один конец трубы. С другой стороны трубы мы получаем то, что вклад образовательных организаций в ВВП страны составляет всего 3,5%.
Мне кажется, вот по сути и главный KPI должен быть для Министерства образования - увеличивать вклад в ВВП. Тратить государственные деньги ведь можно бесконечно!