Из-за ухудшения экономики, человеческий капитал начал миграцию из предпринимательства в наемный труд!

Бота Жуманова 2017 M02 8
1078
2
22
0

Организации образования содержат 1 миллион казахстанцев, но при этом производят всего 3,5% ВВП Казахстана.

Как экономика влияет на рынок труда, а рынок труда на образование?

Продолжаю свою серию публикаций о том, что происходит со сферой образования в Казахстане и в каком она состоянии. На этот раз, я хочу рассказать о рынке труда и образовании, о том, что мне удалось узнать через официальную статистику.

Последние 2 года проходят для экономики Казахстана под знаком упадка и стагнации.

В 2015 году рост ВВП  почти в 3 раза -   до 1,2%, если сравнивать с ростом ВВП на  4,2% годом ранее. В прошлом  2016 году расширение экономики страны составило всего 0,1%.

На этом фоне уровень занятости в РК падает. Если в 2015 году еще был намечен хоть и слабый, но рост в 1%, то в 2016 году численность занятых в экономике сократилась на тот же 1%.

Рынок труда отреагировал незамедлительно.

Из-за резкого ухудшения ситуации человеческий капитал из бизнес-среды начал перетекать в сектор наемного труда. Предпринимательский класс в Казахстане по итогам 2016 года существенно сократился.

 

Смотрите сами,  в 2016 году число самозанятых уменьшилось на 114 тыс. чел., а наемных работников выросло на 66 тысяч человек.

И это не единственная плохая новость или новая реальность, с которой будут иметь дело казахстанцы в этом году!

 

Вашему вниманию, топ-7 фактов и трендов, которые вы должны знать о том, что ждет человеческий капитал в нашей стране и что на него влияет:

1)       Поскольку сам по себе рынок занятости сужается, то есть, на рынке больше предложения рабочей силы, нежели спроса, то это дает возможность работодателям замораживать  и снижать размеры заработных план.   Если в цифрах, то сначала в 2015 году реальные зарплаты упали на 7%, затем в 2016 году на 3%.  Фактически падение реальных зарплат - на 10 процентов за 2 последних года, при этом уровень реальной инфляции и повышения стоимости жизни вырос более, чем на 15 процентов.

2)       Что еще делают работодатели? Они выбирают «золотую серидину» среди наемного персонала. Помимо снижения зарплат, они   сокращают дорогих и низкоквалифицированных сотрудников, делая упор на наборе кадров со среднеспециальным образованием.

 

3)       В прошлом году, работодатели также пошли на очень популярный шаг по сокращению расходов, урезав инвестиции в обучение кадров.  Инвестиции в дальнейшее обучение кадров в масштабах всего Казахстана только в 2015 году срезались на - 15%.

 

4)       К сожалению, в Казахстане система подготовки кадров за счет госфинансирования заточена на поставку специалистов под уже существующие механизмы работы, но не способна воспроизводить кадры для появления новых секторов и ниш в экономике. На фоне глобального переформатирования профиля рынка труда (автоматизация целых отраслей экономики) конкурентоспособность рынка занятости РК будет и дальше падать, не успевая за мировыми тенденциями.

 

5)       Как на глобальные изменения экономики реагирует государство? Государство пытается усилить подготовку специалистов для несырьевого сектора (технологии, производство, сервисное обслуживание на промпредприятиях), однако, с другой стороны, значительная доля грантов и госзаказа идет на воспроизводство кадров в тех областях, где наблюдается переизбыток трудовых ресурсов (образование, сельское хозяйство).  Фактически  система высшего образования в рамках госзаказ концентрируется в 2 направлениях:  подготовке профессиональных кадров для промышленности и для социальных секторов экономики (образование и здравоохранение). 25% выпускников, обучающихся на грантах - кадры для сферы образования и 13% - работники для области здравоохранения.

 

6)       Сам по себе рынок труда в сфере образования итак очень велик. Образование по количеству работающих в нем - третий по размеру в экономике РК.  Число занятых в отрасли превысило 1 млн человек. Но несмотря на то, что в сфере образования работает больше всего людей после торговли,  вклад отрасли в формирование национальной экономики - один из минимальных. Организации образования производят всего 3,5% ВВП Казахстана!

 

7)       Зарплаты в сфере образования низки из-за низкой рентабельности, низкой производительности труда.

Смотрите сами:   за год один сотрудник,  занятый в образовательной отрасли оказывает услуг на 1,2 млн тенге при стоимости затрат на его содержание в 992 тыс. тенге. Меньше зарплаты учителей только  у работников в сельском хозяйстве.

Очевидно, что система «образование-рынок труда-экономика» работает также как плохо сходящиеся друг с другом детали ЛЕГО.  Фактически традиционная  экономика давит на рынок труда, система образования далека от реалий экономического рынка. Эту уже приводит к коллапсу качества социальной жизни в стране.

Инвестиционные вливания, которые могут качество изменить систему, периодичны. Например,  резкий рост интереса государства и бизнеса к сфере образования проявился
 3 года назад, когда объем инвестиций в поддержку отрасли увеличился сразу на 42,5%. Однако в 2015 году активные инвествливания в образование прекратились, в результате приток инвестиций сократился.

Ну и напоследок. Доля республиканского бюджета, которая идет на образование оставляет более 30%. Это затраты налогоплательщиков! Фактически это то, что мы вливаем в один конец трубы. С другой стороны трубы мы получаем то, что вклад образовательных организаций в ВВП страны составляет всего 3,5%.

Мне кажется, вот по сути и главный KPI должен быть для Министерства образования - увеличивать вклад в ВВП. Тратить государственные деньги ведь можно бесконечно!

     

Оцените пост

17

Комментарии

-4
Кстати, недавно смотря статистику затрат по данной статье расходов, заметил, что очень существенная доля расходуется на проведение всяких "мастер классов" и "семинаров", различных гос. служащих и бюджетников, или иных категории населения.

Что является пустой и бесполезной тратой средств.
0
На мой взгляд, материала больше, чем было заявлено в заголовке поста. Констатация факта миграции человеческого ресурса, сравнение ВВП и ИФО, основные тренды, анализ тенденции изменения доли в госбюджете. Немного сумбурно, хотя понятно, что хотели сказать. Или может я ошибаюсь Бота, но хочется, чтобы было как всегда вы это умеете делать хорошо. :-)))
Показать комментарии
Дальше