Yvision.kzYvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
6
02:06, 08 февраля 2017

МИДЗОГУТИ, ПОЧЕМУ ТЫ СЖЕГ «ЗОЛОТОЙ ХРАМ»?


Blog post image

Позади осталась череда американских, русских, европейских и китайских авторов, пора взяться и за «японца» - решили павлодарские книгоманы. Решили, да и прочитали «Золотой храм» японского писателя Юкио Мисимы. Я же расскажу о том, как прошла встреча, на которой участники делились мнениями, а также выясняли, что же все-таки хотел сказать своим романом писатель и, главное, зачем его герой сжег храм?

Юкио Мисима - личность противоречивая, а под конец писательской карьеры и эпатажная. Чего уж стоит тот факт, что свою жизнь он окончил как и полагается настоящему самураю. Да, вы угадали, он сделал себе харакири. И это не шутка, а самая настоящая правда. А еще он создал самую настоящую военизированную группу, руководителем которой и был. Этот роман писатель загорелся написать после того, как известный в Японии памятник архитектуры «Кинкаку-дзи», называемый также «Золотой храм», был сожжён психически нездоровым буддийским послушником. В итоге книга была издана в 1956 году.

Blog post image

Мечей и копий в попытках ответить на вопрос, что хотел сказать своим романом писатель, на встрече поломали немало. То, что события, описываемые в книге, действительно были, не упрощало задачу – ведь не просто так решил именитый автор написать об этом факте, а наверняка пытался вложить какую-то идею!

Главный герой - страдающий заиканием мальчик Мидзогути, которого родители отправляют обучаться духовному ремеслу при храме «Кинкаку-дзи». Наслышанный от отца о великолепии «Золотого храма», он с детства мечтал встретиться с предметом своих вожделений. Однако встреча не принесла ожидаемого результата. Подряхлевший храм, с потертой позолотой, не «раскрыл» ему свою красоту. Тогда он мысленно создает свой «виртуальный» «Золотой храм», и это творение для него по-настоящему прекрасно. Причем, при его создании он избирает поистине перфекционисткий подход, оттачивая до безупречности воображаемый храм.

Blog post image

Мы словно видим два мира. Один – внутренний мир главного героя, с «Золотым храмом» в центре, как неким концентратом Прекрасного и одновременно средоточием стабильности, к которому он прибегает в минуты волнения. И второй мир - внешний, это обычный мир, наполненный человеческой суетой, сокурсниками и прочими людьми, и их взаимоотношениями.

При всей своей отстраненности от окружающих, повзрослевший парень понимает – от внешнего мира ему никуда не деться. Но при его попытках соприкоснуться с ним, вырваться в реальную жизнь возникающий перед ним образ «Золотого храма», как злой рок, пресекает его попытки. Так, неоднократно «Храм» мешает ему сблизиться с девушками.

Друзей у Мидзогути всего двое. Собой они словно символизируют две стороны человеческой натуры – темную и светлую. Цурукава представляет светлую, а Касиваги темную. Но Цурукава гибнет от несчастного случая (хотя и есть подозрение на суицид), как и умирает пресловутое хорошее в Мидзогути, от чего он мучается:

«Смерть Цурукава была в моей жизни событием куда более значительным, чем смерть отца. Хоть, сблизившись с Касиваги, я и отдалился от прежнего товарища, теперь, лишившись его, я понял, что с этой потерей оборвалась единственная нить, связывавшая меня с миром светлого и ясного дня. Я рыдал, оплакивая навек утраченные свет, день, лето…».

В тоже время, страдающий косолапостью студент Касиваги, - представляется следующей ступенью взросления. Расчетливый и хитрый сокурсник становится для него проводником в реальную, хоть и не лишенную пороков, жизнь.

Но даже помощь Касиваги не может разрушить табу в виде храма, и объект восхищения постепенно превращается в объект ненависти, и теперь главная цель – сжечь источник восхищения и одновременно мучений.

Blog post image

Предположений о мотивах героя участники клуба выдвигали великое множество. Высказывались мысли, что автор хочет через него донести мысль о недолговечности рукотворной красоты, о ее несопоставимости с красотой природной.

Кто-то сравнивал роман по степени нагнетания негатива с «Посторонним» Альбера Камю.

Прозвучала даже мысль о сходстве с «Преступлением и наказанием» Ф. Достоевского - фраза «Тварь я дрожащая или право имею?» хорошо бы объясняла мотив поступка героя. К слову, по сюжету Мидзогути даже читал книгу с таким названием, но там она оказалась почему-то принадлежащей перу другого (!) автора.

Ну, а может все баталии зряшные, а автор просто рассказал о психически нездоровом человеке, пытавшемся «по-своему» решить свою проблему? Ведь есть же такой распространенный в психологии способ - выписать на листок все негативные моменты, а потом сжечь его, таким образом, как бы сняв некий блок.

Так или иначе, задуматься автор заставил, и большинство сошлось, что свое место в мировой литературе роман занимает заслуженно. Однако средняя оценка по десятибалльной шкале, увы и ах, не перескочила за "7". Уж слишком нелегко читать витиеватые рассуждения героя. А какую оценку дали бы вы этому роману?

А вот и те ребята, что бились над раскрытием загадки произведения:)

Blog post image

Blog post image

6
2493
0