Между книгой и фильмом: «До встречи с тобой»

Clair-de-la-Lune 2017 M02 5
590
0
9
0

Ясно, что изначально создатели картины пытались сказать нечто большее, нечто важное - о том, что у всех есть собственное право на жизнь и даже смерть...

Идея "обреченной любви" была популярна всегда, как в кино, так и в литературе. От "Истории любви", "Умереть молодым", "Сладкого ноября", "Осени в Нью-Йорке" до "Спеши любить" (у Спаркса половину книг можно поместить под такое название - сюжет все равно примерно одинаков), "Не сдавайся" и "Виноваты звезды" - в последнее время историй на подобную тематику становится все больше. Роман Джоджо Мойес "До встречи с тобой" вышел в 2012-м году и пользовался огромным успехом у публики. Еще через 3 года вышло продолжение истории, спустя еще год - экранизация первой книги. И если книгу критиковали лишь некоторые, то к фильму было куда больше претензий - что, впрочем, не помешало ему выиграть зрительскую премию "People's Choice Award" в номинации "Лучшая драма".

26-летняя Луиза Кларк всю свою жизнь живет в том же маленьком городке, в котором родилась, в том же доме вместе со своей семьей, встречается с парнем (скорее уже по привычке), не имеет особенных целей в жизни и работает официанткой в кафе. Оставшись без работы (в книге на дворе 2009-й), она безуспешно ищет новое место, пока не находит объявление о работе сиделкой у молодого мужчины, чья семья владеет половиной города. Из-за аварии, случившейся несколько лет назад, он прикован к инвалидному креслу. Как вскоре выясняется, ему требуется не сиделка, а, скорее, компаньонка...

Что выгодно отличало книгу от множества других любовных историй, так это, пусть и не самое глубокое, но все же погружение в деликатную, и потому "неудобную" тему квадриплегии и особенности жизни людей со специальными потребностями. Более того, Мойес даже рискнула поговорить о теме свободы выбора между жизнью и смертью. Однако далеко в своей смелости книга не заходила, и потому многие моменты были "заполированы", пересказаны вкратце, либо от третьих лиц, к которым позже не возвращались. Трюк неплохой, но не слишком нужный - он никак не развивает персонажей, не продвигает сюжет и не несет никакого особенного смысла. (Что лично для меня поднимало вопрос - почему было не показать хотя бы одну главу глазами Уилла?) Казалось, что Моейс боится, что читатели чересчур погрузятся в меланхолию: вместо того, чтобы рассказать и показать, что творится в душе у героев, мы отходим и смотрим на происходящее со стороны.

К слову о героях: нам очень-очень мало известно о Уилле - вся его жизнь "до" сводится к куцему вступлению, нескольким фотографиям, одному видео и паре рассказов о путешествиях. А вот то, чем он жил, каким он был, к чему стремился, помимо приключений и острых ощущений, о чем мечтал - ничего этого нет. Мы знаем, что он хорошо проводил время, и что у него была девушка. Что касается Луизы - она представляется чрезвычайно мрачным, замкнутым и занудным персонажем, особенно в начале. У нее нет друзей, только младшая сестра, с которой отношения граничат на уровне ненависти и любви (кстати, обычно эту стадию годам к 20 уже преодолевают, или я ошибаюсь? Уж к 27 точно должны!) и парень, который ее, в общем-то, устраивает. Но здесь Лу дают хотя бы какое-то объяснение, какое-то прошлое - травму, что удерживает ее на месте. Правда, причина не слишком внятна и потому не особенно убедительна, на мой взгляд. В остальном героине дают не слишком четкое описание - мы знаем, что она не отличается ослепительной внешностью, умом или смелостью. На самом деле, наши герои эгоцентричны, и начинают "просыпаются" только в тот момент, когда понимают, что в мире есть проблемы, помимо их собственных, причем буквально у них под носом.

Кроме того, несмотря на то, что книгу часто относили к любовным/сентиментальным романам, либо романтическим драмам, в ней на удивление мало собственно любви. Не слишком понятно, откуда берется эта влюбленность. Отношения в духе "ментор-ученица" есть, постоянное подтрунивание друг над другом тоже, но по-настоящему счастливых, ничем не омраченных моментов в книге очень мало, и непосредственно самих слов о любви в книге практически нет. С какой-то точки зрения может даже подуматься, что признание героини - это лишь еще один рычаг, чтобы вернуть герою желание жить. И, в принципе, это тоже играло истории на руку, выделяя среди прочих. Может Луиза - не самая отважная героиня, а Уилл - едва ли герой девичьих грез, история все же увлекала. Язык повествования прост, но приятен. И хотя Кларк под конец истории все же не слишком меняется, а скорее просто выполняет то, что обещала сделать, мы знаем, что впереди ее ждут перемены, и что с ней все будет хорошо. И что это была не очередная история любви, а почти удавшаяся попытка сказать нечто большее.

А потом вышел фильм - и неожиданно проявились ранее не замеченные недостатки.

Основной проблемой фильма стал сценарий, написанный той же Мойес. Весь, абсолютно весь драматизм, печаль и трагедию ситуации существенно смягчили, "отполировали" и залили огромным количеством "красивостей", карамели и ванили. "Приглаженные" эмоциональные моменты не резонируют, как должны, и сюжет кажется набором банальностей, нежели логичным развитием истории. Первые две трети фильма так вообще смахивают на милую романтическую почти комедию. Предугадываются абсолютно все сцены: и непонимание в начале, и неожиданное потепление, и болезни, и даже совместный отпуск на Маврикии (роль которого в фильме играет Майорка). История превращается в смесь "Неприкасаемых" (которые "1+1") и "Красавицы и чудовища".

Бойфренд главной героини (почти неузнаваемый Невилл из всех "Гарри Поттеров") превратился в совершенное клише, заставляя гадать, как они умудрились встречаться почти 7 лет - над его головой разве что не хватает неоновой надписи "абсолютно неподходящий парень".
Убрали предысторию Луизы, и вообще значительно переписали ее характер, превратив в ходячий позитив. Это подходит героине Эмилии Кларк куда больше, но вместе с тем лишает ее части характера: мы опять-таки ничего о ней не знаем, кроме того, что она жизнерадостная, добрая и мечтает заниматься модой (вроде как). И заимствует гардероб у Минни Маус, но это соответствует книге. Уиллу также ничего не добавили ни по части истории, ни по части характера, разве что дали нам один яркий проблеск того самодовольного очарования, каким, должно быть, обладал герой прежде - в сцене дня рождения Луизы.

Картина старательно манипулирует зрителем во всем, вплоть до чересчур буквальной музыки, от Эда Ширана до Imagine Dragons: вот вам грустная песня на грустный момент, вот "тяжелая", потому что герои раздражены, вот романтичная, а вот грустно-счастливая на титры.

При всем при этом фильм старательно отворачивается и отводит взгляд, когда дело доходит до наиболее тяжелых и "неудобных" моментов. После выхода картины многие люди, живущие с подобным диагнозом, что и Уилл, высказали свое неодобрение к показанной истории героя. Некоторые даже были оскорблены, поскольку увидели несколько снисходительное к себе отношение - как будто смерть лучше, чем такая "ограниченная" жизнь. Конечно, ясно, что ничего такого не имелось в виду, но все же возмущение можно понять.

В книге Луиза постоянно сталкивается с мнениями окружающих о том, что подобная жизнь слишком тяжела. Единственным адекватным персонажем, относящимся к Уиллу, как к полноценной личности, является одна из гостей на свадьбе (в фильме эта роль стала лишь камео Джоанны Ламли, опять-таки не неся никакой смысловой нагрузки). Именно за это критиковали книгу, но когда дело доходит до столь тонких материй в фильме, тот явно спотыкается и обходится со сложной темой еще более неловко. Вся эмоциональная честность истории держится только на упоминании вещей, которые предположительно дают нам осознать всю невыносимость жизни Уилла. Единственным прямым и искренним моментом остается признание на пляже. Однако сделано оно слишком поздно и слишком неожиданно, и потому упрямая твердость главного героя кажется почти бесчувственностью. А затем фильм вновь "прячется" обратно.
Кроме того, все исследования Луизы сводятся к простому монтажу в библиотеке и своей комнате, а голоса других людей, борющихся с болезнью, которые есть в книге, в картине даже не упоминаются.

И все же на некотором уровне кино "срабатывает" так, как нужно, и не в последнюю очередь благодаря актерам.

Из плюсов: убрали несколько лишних персонажей и сюжетных линий (роман отца Уилла на стороне, все многочисленные переезды Лу и ее склоки с сестрой). Кроме того, нам все-таки вывели историю любви, которой не хватало в книге.

Эмилия Кларк неплоха, хотя зачастую перегибает с эмоциональностью и мимикой - наша героиня улыбается все время, до ушей, вне зависимости от того, счастлива ли она или раздавлена горем. Но все же Кларк удается вытащить естественную теплоту и юмор сквозь искусственную "милоту". Сэм Клафлин также неплох, в нескольких сценах так вообще замечателен. У них с Кларк определенно есть "химия", которая, опять же, теряется из-за манеры повествования, и потому проблескивает лишь изредка, в трех-четырех сценах - как правило, в моменты очередных дружеских препирательств и подтруниваний друг над другом. К примеру, в сцене с бритьем в ванной, или в той же сцене танца на свадьбе (кстати, в принципе интересно снятый момент - герои на переднем плане, а остальной мир кружит где-то позади). Отлично сыграны и объяснение на пляже, и финальное прощание.

Замечательны актеры на второстепенных ролях, идеально поддерживая фильм и добавляя глубины персонажам, которые, по идее, были "картонками". Джанет МакТир и Чарльз Данс (в этой роли на несколько градусов "теплее", чем обычно), Брендан Койл и Дженна Коулман - все умудряются сделать даже чуть больше, чем от них требовалось.

Диалоги также неплохи, хотя и не слишком запоминаются. Картинка ярка и наполнена медово-золотистым цветом, в чем-то напоминая давнюю "Пенелопу".

На выходе получилось милое кино, оставляющее после себя приятное и светлое впечатление. Печаль в том, что фильм не рискует идти в глубокие темные воды, а жаль - хоть немного, но должен был. Кларк и Клафлин - хорошая пара, но материал, с которым они работают, урезает весь потенциал ленты. Фильм безобиден до такой степени, что проходит на грани "слезовыжималки" - он хочет, чтобы вы плакали, но не хочет, чтобы вы страдали. У него есть свои моменты, но тема и посыл до аудитории не доходят. Ему отчаянно не хватает бьющегося сердца - вместо этого мы имеем грустную поп-рок песню.

Фильм должен был рискнуть выйти за рамки романтически-комедийной мелодрамы, а не приковывать себя к ним цепями. Ясно, что изначально создатели картины пытались сказать нечто большее, нечто важное - о том, что у всех есть собственное право на жизнь и даже смерть, что, вероятно, даже у настоящей любви есть свои пределы. "Живи смело", говорит Уилл в прощальном письме, однако сам фильм на смелость не решается. В итоге история, которая вполне могла бы стать чем-то большим, забудется достаточно быстро. Если ищете какого-то высказывания или откровения - посмотрите лучше "Море внутри" или "Скафандр и бабочку". Если же хотите хорошо и приятно провести время, не обременяя себя тяжелыми мыслями - смотрите "До встречи с тобой".

Оцените пост

9