Ревность

MadinaR 2017 M01 22
1016
15
44
0

Шедевральный спектакль "Флория Тоска" в ГАТОБ. Начнём с того, что состав был сильно обновлён. Претензий к предыдущему у меня нет. Но свежее звучание и подача оказались как никогда удачными.

Про оперу «Флория Тоска» Джакомо Пуччини написано много. У меня самой был пост, посвящённый постановке в нашем ГАТОБ. Стоит ли говорить, что она любима и известна до каждой нотки? Заслушана до дыр на байтах в МП3. Сами арии разобраны фильмами и мультфильмами так, что порой противно слушать очередной искорёженный вариант. И, тем не менее, снова пишу, ибо тому есть причины.

21 января 2017 года в ГАТОБ было просто шедевральное выступление!

Начнём с того, что состав был сильно обновлён. Претензий к предыдущему у меня нет. Но свежее звучание и подача оказались как никогда удачными.

Новый пастушок - Асем Аубакирова. Даже такую небольшую партию, притом вслепую, исключительно голосом, можно преподнести по-новому.

Новый тюремщик - басовое пополнение театра, лауреат конкурса Бибигуль Тулегеновой 2016 года, Ильяс Артагалиев.

Новый Скъяроне, жандарм - также басовое пополнение театра, Азамат Малышов.

Если честно, не вспомню, кто эти роли исполнял раньше, простите меня великодушно. В этом случае у меня удачно сочетается девичья память и старческий маразм. Но сейчас Роберти для меня как-то проявился. Из тени с репликами нарисовался живой персонаж. Даже то, как в конце он со Сполеттой смотрели вниз вслед прыгнувшей с крепости Тоске, создало ясную картину случившегося. Это успех, я считаю, когда своей спиной можно отобразить полное представление распластанного тела на камнях.

Новый Сполетта, полицейский - Дамир Садуахасов.

Вот уж кто у нас разноплановый артист, так это он. Вынюхивающий мерзавец, этакий шакал при Шерхане, получился отменный. Хотя до этого я его видела в довольно добрых и положительных ипостасях.

Новый (для меня) ризничий - Толеген Рахымбаев. Интересно было видеть после того же красавца в главной роли в Енлик-Кебек этого артиста в режиме «роль второго плана». Даже будто бы голос другой. За что отдельный респект, так это за то, что не погнушался и подождал 2 акта, чтобы выйти на поклоны.

Барон Скарпья, начальник полиции - звезда из столичного театра - Евгений Чайников.

Есть в американском кино злодей со стажем Дэнни Трехо, а в индийском - Амриш Пури. А у нас есть Евгений Чайников. И Жиренше (из оперы «Абай») он прямо как «я злой и страшный серый волк». А уж в «Тоске» он оказался ну до такой степени негодяем, ну до такой степени притягательным в своей просто невероятно потрясающе-великолепной мерзопакостности, что даже становится страшно за свою вменяемость, ибо ну как может нравиться такой персонаж?

Каждый жест, каждое слово просто пропитано исключительной натуральностью и верой в это. А такая убеждённость разве может не тянуть к себе? Я в физике не особо разбираюсь, но это что-то сродни чёрной дыре. Невероятная плотность какой-то непонятной тёмной материи тянет к себе, хоть и грозит полным поглощением вплоть до уничтожения. И на фоне этого ещё ярче сила Флории Тоски, её любви к Марио Каварадосси и уважения к себе, что смогла противостоять магнетизму Евгения Чайникова в образе.

«Va, Tosca!» в его исполнении просто наполнилась новыми смыслами и особой гадливостью намерений. А то, как он убрал руки с её плеч с такой характерной ухмылочкой и отошёл писать пропуск, просто неподражаемо! В этом обычном движении было столько презрения победителя, самоуверенности сильного и превкушения приятного, пусть и отложенного на несколько мгновений, что можно только предполагать, но всё равно не постичь, как он это делает.

Новый для меня Марьо Каварадосси, художник - Нуржан Бажекенов.

Скажу честно, ещё два года тому назад он для меня был идеален только в «Фаусте». Но теперь вижу и слышу, как образы любимых героев всё чаще принимают его черты, потому как артист он просто гениальный.

Его страсть и искренность заполняют всё пространство сцены и зала. Во время любовных сцен буквально искрит, будто от двух оголённых проводов.

Нет ни нотки фальши или натянутости. И он на самом деле не узнаёт своего старого знакомца - Анджелотти, когда тот выходит из капеллы. Просто удивительно!

Чезаре Анджелотти, республиканец - это бессменный Серик Аукатов.

Каждый раз поражаюсь, как он искренне ищет всё тот же ключ от капеллы. Он как знак стабильности мироздания в этой постановке. Встаёт солнце, будет весна, а Анджелотти - Серик Аукатов. И да будет так.

Флория Тоска, знаменитая певица -  лучшая Тоска на моей памяти - Гульзат Даурбаева.

Ей верю. Каждому жесту и взгляду, каждой фразе. Всё, что она делает на сцене, до такой степени искренне, уместно и верно, что до слёз. Одно только движение, когда она обтирает руки об юбку, что мне со второго, да и с первого раньше, ряда кажется, будто они на самом деле в крови.

Просто невероятно, как на грани её действия! Кажется, что если сделать шаг на сцену, то можно вывалиться именно в реальность описываемых действий именно в тот самый день 1800 года.

Отдельный реверанс хору.

Моя наилюбимейшая сцена по звучанию, это когда на переднем плане мягкий допрос Каварадосси, а за окном слышно Тоску с хором. Именно эту часть просто обожаю и готова слушать отдельно снова и снова. Но уж так вышло, что она по сюжету идёт в неразрывной связке с другим действием. Пользуясь случаем, очень сильно прошу заменить платьюшки для хора из первого действия, которые, похоже, взяты из старой постановки «Пиковой дамы» из сцены прогулки гувернанток.

Пожалуйста! Понимаю, что кризис и надо экономить, что будет новая постановка, а кучу тряпок не выбрасывать же. Но эти ночные сорочки в пол не к месту и в «Пиковой даме» были, а уж в «Тоске» ну совсем уж ни к чему, пусть даже и прикрытые плащиками.

Нельзя не сказать о том, что таких долгих оваций дирижёру перед началом второго акта даже как-то и не припомню. За пультом в этот вечер был Нуржан Байбусинов.

На мой дилетанский слух всё было замечательно. Те, кто разбираются лучше, сказали, что было идеально.

Да и вообще аплодисменты в конце не смолкали очень долго. Это была не премьера. По сути - рядовой спектакль. Но оказывается, что когда всё великолепно, никто не рвётся в гардероб. Все стоят и дружно хлопают.

На поклоны выходили снова и снова. Все вместе, группами, по одному, а овации не смолкали. Действительно, плохой публики нет. Плохая публика - это те, кто не пришёл, как написано в статье одного музыканта.

Но роскошный состав и исключительное исполнение - не все причины, из-за которых появился этот пост.

Напомню краткое содержание оперы.

Певица Флория Тоска и художник Марьо Каварадосси друг друга любят. Он расписывает храм. Для изображения Марии Магдалены использовал образ реальной девушки, очень светлой в своей печальной молитве. Флория безумно ревнует.

В капелле прячется бежавший из тюрьмы Анджелотти. Сестра, та самая рыцарина печального образа, приготовила для него женскую одежду. Каварадосии помогает ему укрыться на своей вилле.

Главный жандарм Скарпья умело использует оброненный Анджелотти приготовленный сестрой веер, чтобы разжечь ревность Тоски.

И ему остаётся лишь пустить ищеек за ней следом, чтобы получить зацепки к дальнейшему раскручиванию истории. Потом он при ней пытает Каварадосси, после чего она не выдерживает и выдаёт то, где укрылся беглец, тем самым подставляя всю честную компанию.

Скарпья всего лишь хочет получить ещё один трофей в свою коллекцию женщин, но Флория не считает «мгновения близости» с жандармом «ничтожной ценой» за жизнь любимого. Она получает пропуск для себя и Марио и убивает барона. Но и тот не так прост. Он на самом деле не дарил жизнь. Художника убивают по настоящему, злодеяние Тоски раскрывается, и она бросается с крепости вниз.

Я преднамеренно сделала именно такой акцент на сюжете. Раньше эта история мне казалась безумно трогательной и логичной. Сейчас же я смотрела и постигала 50 оттенков отношений между людьми, считающими себя парой.

Так уж вышло, что мне пришлось несколько суток наблюдать за работой нейрохирургов совминовской больницы. А именно Мынжылкы Сайлауовича Бердиходжаева и Марата Амангалиевича Саршаева. Они на работе бодрые и в хорошем расположении духа и в воскресенье, и в другие дни. Если не приходят на перевязку лично, то только, если заняты на операции. Кстати, эти самые операции случаются в день по несколько раз, а бывает так, что длятся по 14 часов. При мне одна из таких закончилась в 4 утра.

А вот теперь представьте их жён.

Муж ушёл на работу часов в 8 утра. В 6 вечера его нет. В 8 вечера его нет. И в 10 нет. И в 12 ночи нет. И телефон отключён. И в 2 ночи его нет. При этом надо понимать, что супруг не где-то там, а очень даже занят и ответить не может. В 6 утра приходит благоверный домой. Понятное дело, что встречать со скалкой в руках и допытываться «где шлялся» - вообще не вариант. Даже рассказать, что у ребёнка прорезался зуб, а ты сама видела чудную кофточку со офигительной скидкой, не получится. Единственное, что будет уместно, накормить, напоить и спать уложить. А самой тихо в садик детей отвести и на работу на цыпочках, потому как ему нужно быстро восстановиться и снова идти спасать людей.  И так каждый день, месяц за месяцем и год за годом.

Что говорите? Жёны декабристов? Эти избалованные дамы, которые всего то сменили часовой пояс? А так и продолжили попивать чаи в компании супругов? Ха! Вот жёны нейрохирургов - это я понимаю символ «настоящей жены».

А вот теперь представьте, если на сутки поместить в эти условия Флорию Тоску. Картинка сложилась?

Вот.

Морали никакой не будет. Это абсолютно разные сферы. И то, и другое лечит. И искусство, и оперативное вмешательство. Всё в своей части. Просто порой интересно, как буквально тонкая дорожка по улице Джамбула разделяет совершенно разные полюса одного и того же чувства - ревности.

 

Фотографии Елены Петровой.

Оцените пост

44

Комментарии

0
Бетховен, вы забыли перелогиниться..)
1
Точно! А я то думаю, что за прыщик, а оказывается кадык :))
1
Ага, я то до сих пор думал - что Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это муж и жена, а оказалось - это четыре разных человека.
1
Андрей Кораблев, не верь им. Они - один человек!
0
Ну что ж Вы так все тайны сразу выдаёте...
Показать комментарии