Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
13:00, 20 января 2017

Гарри Поттер и Проклятое дитя или Что бывает, когда фанаты требуют продолжения

Восьмая книга о Гарри Поттере - не книга как таковая, а текст пьесы, идущей сейчас в Лондоне, с перспективой перебраться на Бродвей. И, на самом деле, этот факт объясняет некоторые недостатки текста, но недостаточно, чтобы оправдать его полностью. И проблема даже не в переводе.

Внимание: дальше будут спойлеры!

Blog post image

Фанаты, продюсеры и прочие годами умоляли Джоанн Роулинг написать продолжение, несмотря на то, что у нас на руках уже была цельная, законченная история, где добро победило зло, все сюжетные линии были завершены, и впереди героев ждало только светлое будущее. 
К чести Роулинг, "Проклятое дитя" писала не она сама, а сценарист Джек Торн и театральный режиссер Джон Тиффани, вроде бы под присмотром автора - и это очень многое объясняет.

 

Blog post image

Потому история плоха. Именно как пьеса - как литературный материал, - она плоха. Как театральная постановка - да, ее бы хотелось увидеть, чтобы собственными глазами посмотреть, как будет оживать давно знакомое волшебство. В зале с публикой она наверняка "работает" прекрасно, многие сцены хороши именно в таком ключе "присутствия", да и актеры своим мастерством "вдохнут жизнь" в эти реплики. Но, честно говоря, этот материал хорош только в формате спектакля: много действия, которое быстро развивается и не дает надолго задуматься над логикой того или иного решения, актеры, которые многое могут вложить в материал именно в "живом" исполнении. Да и увидеть, как вся хорошо знакомая и любимая магия совершается на твоих глазах - бесценно.

Но если пьесу все же решат экранизировать (как уже собираются, вытягивая из нее не один и не два, а сразу три (!) полноценных фильма), то придется звать Роулинг и переписывать все заново, иначе недостатки истории начнут выбегать изо всех щелей словно тараканы.

Blog post image

Минусы: Во-первых, чувствуется, что писала в основном не Роулинг, а два других автора. Сюжет примитивен и скроен сразу из нескольких полуфанатских задумок, кое-как прилаженных друг к другу. Идея с маховиком времени вообще вырвана из неоткуда: в свое время Роулинг весьма изящно использовала этот предмет для спасения двух жизней, чтобы затем спрятать обратно и уже больше никогда не доставать. Однако в пьесе он превращается в основной двигатель повествования, вызывая множество вопросов, главный из которых - как можно быть настолько глупыми? Параллельные временные линии, где Гермиона превращаются в злобную одинокую преподавательницу Хогвартса, Рон - в подкаблучника, а благородный Седрик Диггори - в Пожирателя смерти (?!). Здесь отчаянно не хватает писательского таланта Роулинг: будь эта история написана в прозе (но именно под ее авторством), пусть даже в формате рассказа, она не казалась бы столь нелепой. Во-вторых, персонажи "Проклятого дитя" - картонки. Неживые, ненастоящие. Занудная Гермиона, вечно неуверенный в себе Гарри, Рон так вообще просто передвижная декорация. Абсолютно "плоские", и ничуть не изменившиеся за все прошедшие 20-с-чем-то лет, и никакие шутки по ходу повествования этого факта не исправят. И потому диалоги - просто скучный перебор информации по сюжету. В-третьих, Роулинг никогда не "тыкала" читателя носом в морали, а здесь вам неустанно "швыряют" их прямо в лицо. Оригинальные романы говорили обо всем, что важно для детей, с чем сталкивается каждый человек по мере взросления - об одиночестве, об отношениях с родителями и друзьями, о потерях и страхах, о том, какого это - быть непохожим на других. Здесь те же самые идеи выдернуты и втиснуты куда придется, свалены в одну общую кучу вперемешку с мелкими деталями жизни основных героев: в итоге получаем безбожный, нелепый кавардак, лишенный всякого обаяния.

Blog post image

Плюсы: Скорпиус Малфой - главный плюс во всем этом картонном мире. Собственно, именно его можно назвать главным героем пьесы. На удивление обаятельный, понятный, честный и отважный персонаж, не лишенный противоречий. На самом деле, складывается ощущение, будто за вторым и третьим актом Роулинг следила более внимательно: именно там Скорпиус начинает раскрываться, превращаясь из "а-ля Рон" в главного героя во всех смыслах. А затем снова "сливается" в четвертом. Еще один плюс - Северус Снейп, дань уважения персонажу и самому Алану Рикману чувствуется и здесь. + Сцены Драко и Скорпиуса и Драко и Гарри - вот это было трогательно.

Blog post image

В итоге: смотреть "Гарри Поттер и проклятое дитя" в театре наверняка интересно - здесь множество сцен, отданных на откуп фантазии художников-постановщиков, специалистов по спецэффектам, звукорежиссерам и прочим. Но очень явственно всей истории не хватает "души", искренности, обаяния этого волшебного мира, которые присущи оригинальным романам. На выходе получаем продолжение, смотреть которое, может, и можно, но читать - совершенно необязательно.

1
423
0