Популярность сериала распространилась молниеносно - о нем заговорили все и сразу. Многие даже считают его лучшим творением Netflix, которое, в отличие от иных примеров, имеет большой шанс не потерять свой запал после первого сезона.
Что представляет собой завязка истории? В тихом маленьком американском городке Твин Пикс Хокинс по пути домой, после вечера игры в "Подземелья и драконы", пропадает мальчик по имени Уилл Байерс. Тем временем из расположенной в окрестностях секретной правительственной базы, замаскированной под электростанцию, сбегает девочка со странным именем Одиннадцать... Что дальше? Дети на велосипедах, уставшие от жизни полицейские, почти обезумевшая от горя мама, старшие братья и сестры со своими проблемами, ученые и неудавшиеся эксперименты, и что-то очень злое и пришедшее из "не отсюда"...
"Stranger Things" - это большая-пребольшая и очень красивая ностальгическая "солянка" для всех, кто помнит теплые "ламповые" 80-е. Все в хорошем темпе и всего в меру. Оторваться невозможно (да и зачем?): вы "прилипнете" на все 8 серий. Одно огромное признание в любви к целому культурному пласту, и в особенности к научной фантастике 70-80-х. На каждом повороте, в каждом кадре, начиная с неоново-красных титров в духе обложки "Куджо", отсылки то к Спилбергу и его "Инопланетянину" и "Близким контактам третьей степени", то к Карпентеру ("Нечто"), то вновь к Кингу (одна из серий даже названа в честь "Тела" - рассказа, легшего в основу "Останься со мной"), то к Ридли Скотту и "Чужим", "Звездным войнам", Толкину, а то и к Гильермо дель Торо. Чрезвычайно увлекательно: вот "Секретные материалы", вот "Твин Пикс", вот "Салимов удел" с "Сиянием", а вот мальчишки из "Goonies" встречаются с "Кэрри" того же Кинга, и все это под Jefferson Airplane, The Clash и Joy Division. А еще велосипеды, приставки, дисковые телефоны, "уоки-токи", странноватые прически, странная одежда и еда - сквозь призму времени все это покрывается тонкой патиной, словно смотришь на старые фотографии.
Однако создатели играют честно. Ностальгия - одна из основных движущих сил сериала, но, несмотря на аллюзии и отсылки ко множеству других фильмов, книг и проч., "Stranger things" стремится рассказать свою собственную историю, и делает это очень и очень хорошо. В то время как основная история идет достаточно бойко и даже весело, флэшбеки дают нам несколько иную картину: они не столько проясняют сюжет, сколько проливают свет на самих персонажей, показывая их уязвимость, шрамы, которые каждый стремиться скрыть, при этом не размениваясь на дешевые приемы, и не стремясь "выдавить" из зрителя слезы. Авторы сериала очень хорошо осознают и горе взрослых, и страдания и сомнения детей. При этом братья Даффер не чураются юмора, благодаря чему история не ощущается тяжеловесной. Она органична, увлекательна и - что является редкостью для современных телешоу, - лишена цинизма.
Каст идеален, насколько это вообще возможно. Дети и подростки прописаны отлично, в особенности дети - и играют все замечательно. А вот взрослые поначалу нарочито нарисованы простыми, грубыми мазками - что, впрочем и понятно. Для детей все происходящее - сказка, где есть монстры, принцессы, рыцари и волшебники, для взрослых - сплошная паранойя напополам с хоррором.
Конечно, во многом это сборник клише, и что будет дальше становится ясно максимум с середины. Однако сериалу с успехом удается сделать то, что не слишком удавалось всем сезонам "Секретных материалов" - подарить нам достаточно убедительный открытый финал, разрешив большинство загадок и оставив на руках несколько хороших зацепок на будущее.
Что выделяет это шоу среди всех? Оно оригинально. Пугающее, и иной раз даже страшное, но без жестокости. Ностальгическое, но не пустое. Необычное и забавное сочетание юмора и хоррора без глупых ужимок. Четко понимающее разницу между данью уважения и прямым заимствованием, от похожих проектов "Stranger Things" отличает неподдельная, искренняя любовь к тому времени и всему, что с ним связано. Мы все это знаем, мы видели это уже сотни раз, потому что безумно любим - и нам этого очень не хватает.