Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
09:11, 18 января 2017

Sherlock begins (Сезон 4)

О четвертом сезоне "Шерлока", и о финале в частности.

Само собой, внимание - дальше будут спойлеры!

Итак, поехали - теперь уже можно).

В целом по сезону: мы и впрямь (на первые две серии) вернулись к Конан Дойлу, что не может не радовать. Вернулись расследования, вернулась логика (логика в духе "Шерлока", но все же). И "Шесть Тэтчер", и "Шерлок Холмс при смерти" во многом следуют оригинальным рассказам (второй - практически дословно). А самое главное - появилась единая история, плавно переходящая из первой серии во вторую.

Первый эпизод неплох, второй так вообще тянет на один из лучших во всем сериале. Наконец угомонили визуальные эффекты, которые в третьем сезоне прямо-таки "выпрыгивали" на зрителя в половине сцен (в особенности грешил этим первый эпизод). Дополнили историю Мэри, добавили несколько неожиданных черт Джону и страданий Шерлоку. Наконец-то перестали абсолютно все беды мира сводить к Мориарти и выдали нам весьма неплохого злодея. Было и трогательное прощание супругов Уотсон, и признание вины как Шерлоком, так и Джоном, и наконец-то badass-миссис Хадсон, заполучившая больше экранного времени, нежели в любом другом эпизоде. Не забыли и про Молли (изрядно повеселили появления обеих во второй серии). Словом, отличный блок, в котором хватило и юмора, и драмы, и моральных дилемм, и искренности, и даже wtf?!-момента.

Кстати, имя Эвр ("Eurus" в оригинале) - по всей видимости, кивок в сторону Эвруса Лина, режиссера "Слепого банкира" и многих эпизодов "Доктора Кто", "Торчвуда" и проч., с которыми долгое время работали Моффат и Гэтисс.

 

Blog post image

 

И все это приводит нас к финалу. А возможно даже, к Финалу. Хотя, как знать.

 

Минусы:

- Выстрел в Ватсона не имел никакого смысла.

- Тот факт, что Эвр с такой легкостью обвела вокруг пальца Майкрофта и Шерлока. То, что Шерлок никак не смог продедуктировать ее действия можно списать на тот факт, что его память блокировала все воспоминания о сестре, но вот Майкрофт ничем не оправдан. И вообще - встреча с Мориарти в качестве рождественского подарка - и он согласился?!

- Моффат и Гэттис явно фанатеют от "бондианы". Начиная с третьего сезона отсылок в ту сторону все больше и больше.

- По факту, все моменты "убей его и я не убью ее" или "вынеси приговор" очень явно намекали, какими будут последствия решений.

- Немного жаль, что "Обряд дома Месгрейвов" использовали именно так. Все-таки, рассказ был интересен, равно как и "Пляшущие человечки". "Тремя Гарридебами" и "Делом Глории Скотт" так уж и быть, пожертвовать можно.

- Серьезно, Мэри, сколько у тебя там еще посмертных записок? Или вы с Мориарти договорились?


Плюсы:

+ Пранк над Майкрофтом в начале - этакое забавное краткое вступление, поясняющее все возникшие вопросы из предыдущих эпизодов. Кстати, тонко намекает нам на то, что чувство юмора у Холмсов вполне себе семейное. (И, да, в зонтике у Майкрофта все-таки клинок и пистолет - фанатские теории подтвердились)

+ Вся часть с дроном, включая взрыв и прыжок из окна. Честно говоря, даже жаль, что его включили в промо-ролик - часть эффекта потерялась.

+ Да, и почему все забыли про миссис Хадсон с пылесосом и Iron Maiden в наушниках?

+ "Пираты" и Майкрофт в гриме.

+ Эпический Мориарти под "I want to break free" - очень в духе персонажа. Как мы, оказывается, по нему скучали))

+ На самом деле, все первые минут 40, вплоть до начала непосредственно "финальной проблемы"

+ Игра Шиан. Эвр получилась этакой смесью Ганнибала Лектера (с его немигающим взглядом), девочки из "Звонка" и самого Шерлока (в оригинале Эвр постоянно использует те же интонации, что и Шерлок в моменты дедукции).

+ Работа оператора. Мориарти и Эвр в отражениях друг друга - замечательный образ.

+ Серия во многом концентрируется на Майкрофте: фильм, который он с таким восторгом пересматривает в начале, его "леди Брэкнелл", спектакль с переодеванием, его самопожертвование, дабы искупить предыдущие прегрешения. Да, и тот факт, как на него "наезжают" родители, пока Шерлок не вступается. И Марк хорош - и в драме/хорроре, и в особенности в комедии.

+ Сцена с Молли была бы чуть уместнее где-нибудь во втором сезоне (поскольку персонаж все же эту стадию несколько "прошел"), но по эмоциям и актерской игре уж очень хороша.

+ Джон в антишоковом одеяле - как отражение самого первого эпизода сериала и Шерлока в аналогичных обстоятельствах.

+ Скрипичный дуэт, переходящий в основную тему сериала.

Blog post image

 

Первые минут 40 (собственно, вплоть до начала самой "финальной проблемы") увлекательны и динамичны. Но затем все потихоньку начинает чересчур наслаиваться: нам дают одну эмоциональную дилемму за другой, "придавливая" смертями, виной, последствиями, открывая "твисты" один за другим, под конец выдавая еще один большой поворот, в то время как мы сами еще пытаемся понять, нравится нам все происходящее или нет. И в итоге - никакой финальной резолюции. Вроде бы должно вот-вот случиться нечто важное - и не случается. Получилась этакая смесь "Большой игры" (финал первого сезона - тут вам и загадки на время, и даже ребенок с бомбой имеется) и тихого семейного воссоединения прямиком из "Пилы". Или "Молчания ягнят" (Эвр-Лектер, "держись на расстоянии от стекла", "каннибалы в здании", Джон в колодце). Или даже "Лечебницы Аркхэм" (закрытая больница, захваченная Джокером, куча загадок, транслируемая с экранов телевизоров, прыжок Шерлока на лодке в духе Бэтмана).

Жанр хоррора всегда стремиться показать самое ужасное, что есть в людях, однако финальный эпизод демонстрирует прямо противоположное: намерение Джона быть "хорошим солдатом", самопожертвование Майкрофта и пистолет у подбородка Шерлока. Эвр хороша как злодейка, вот только все, что нам о ней известно мы знаем только со слов Майкрофта и по ее взаимодействию с Шерлоком, но ничего о том, какой она является на самом деле, и потому в финале столь резкая перемена в ней выглядит неубедительной. Кажется, нам собирались показать окончательно решенный для Шерлока извечный спор между умом и человечностью, позабыв, что для зрителей все стало ясно еще во втором сезоне. Нам только объяснили, почему он решил отгородиться от всех человеческих привязанностей - в принципе, вполне обоснованно. В итоге по-настоящему нам раскрывается только Майкрофт (правда, для этого ему приходится стремительно поглупеть, а под конец вообще на время исчезнуть).


Blog post image

 

Актерская игра во всем эпизоде идет на высоком уровне, но все же выделяется именно сцена с Молли и Шерлоком. Это, пожалуй, одна из лучших сцен Луизы Брили за весь сериал, и определенно лучшая сцена Бена в этой серии. В ней множество нюансов - здесь и страх, и гнев, и стыд, и печаль, и угрызения совести. Вся палитра эмоций на лице Шерлока: реакция, когда Молли не берет трубку, то, как отчетливо он осознает, что причиняет ей боль, и одновременно как задевают его ее слова о жестокости; как она требует Шерлока сказать их первым, и у него не получается сделать это сразу, пока он наконец не произносит их просто, "как есть", сама двусмысленность этого момента - и как все это не имело смысла. Вот это было прекрасно! И с точки зрения сценария и, конечно, точки зрения актерской игры. Трудно поверить, что эту сцену написали в последний момент.

Самый главный минус: у серии нет никакой серьезной привязки к предыдущим эпизодам, и никакой финальной резолюции. Все остались теми, кем были, там, где были изначально. Даже квартира на Бейкер-стрит приходит к прежнему виду. Великий план Мориарти (помните финал третьего сезона? Его лицо на всех экранах Лондона?) оказывается как минимум "пшиком". Развития персонажей нет, их только немножко помучили и отправили обратно, забыв обо всем, что было.

После столь мрачных и тяжелых предыдущих эпизодов, мы в итоге выходим на самый безопасный вариант: Эвр - не злодейка, Шерлок в полном порядке, Молли вроде бы счастлива, Джон прекрасно справляется без жены, Лестрейд счастлив, потому что Холмс наконец запомнил его имя и т.д. А самое главное: "Шерлок" как-то забыл, что изначально он был все-таки детективом с блестящими героями. Словно создали стеклянную стену, а потом провели сквозь нее, при этом усиленно убеждая, что "никакой стены тут никогда и не было". НО! Серия держится на эмоциях. И, возможно, в этом и был смысл - показать, что сериал все-таки об эмоциональном, нежели интеллектуальном.

В своем недавнем интервью Моффат объяснил, что хотел привести Холмса и Ватсону к тому, какими мы привыкли их видеть - пара взрослых мужчин, настоящих друзей, раскрывающих вместе преступления. Все сезоны были для нас лишь предысторией. "Важна сама легенда", и потому финальный эпизод заканчивается кадром из первого сезона, и выбегают наши герои из здания с табличкой "Rathbone Place", что является отсылкой к Бэзилу Рэтбоуну, чей Шерлок в свое время вдохновил Моффата и Гэтисса на создание сериала.
Blog post image
И, хотя финальный монтаж трогателен, не покидает ощущение, что где-то там позади кто-то бегает с мегафоном, крича: "Это может быть Финал! Так что быстро, заставим всех плакать!".

Итог: хорошая серия, но все же не слишком подходящая для финала сезона, и уж тем более для Финала. Требуем еще спецэпизод! А лучше - сезон! Мы не успели попрощаться!

P.S. : Тем более, что нас, кажется, услышали.

9
528
6