Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-4
05:54, 17 января 2017

Может ли женщина руководить частным предпринимательским ВУЗом?

Ректор AlmaU Алмагуль Канагатова понимает, что многие специальности ВУЗов станут неактуальными через 5-10 лет, и поэтому уже сегодня университеты должны  уходить от привычной инерции, и заданных стандартов и повышать свою роль и значимость в  системе инновационного развития городов, общества, бизнеса.

Blog post image

- Вы недавно стали ректором одного из крупнейших частных ВУЗов в Казахстане, и мне кажется, что ваш университет ближе всего стоит к рынку труда и улавливает запросы и тенденции.  Расскажите какие вопросы для вас сейчас актуальны как для управленца?

AlmaU  на рынке образовательных услуг уже 28 лет, имеет  прочную репутацию, свой фирменный стиль. 2 года назад было принято смелое решение ребрендинга университета (бывший МАБ)  и однозначно, это был новый виток спирали развития ВУЗа. Статусная роль университета значительно расширила географию сотрудничества с потенциальными партнерами на международном уровне.  Изменение названия университета позволило также связать  историю развития  города  Алматы и историю развития AlmaU  в единое целое. Ведь подобные университеты есть в мире: Гарвард, Сингапур, Кембридж, где  являются визитными карточками своих городов.

Я получила кредит доверия от основателя и президента университета Асылбека Кожахметова, по сути я сегодня сама вышла из зоны комфорта, понимаю задачи и цели, которые надо реализовать. Знаю внутреннюю жизнь университета, понимаю, как она устроена и по каким законам существует и то, что надо менять существенно.

AlmaU - предпринимательский университет, поэтому стимулирование предпринимательской культуры и философии, формирование в нем научного и инновационного хаба – это наш основной приоритет.  В управлении университетом с одной стороны, органично существуют традиции свободного академического сообщества, но, при этом мы точно знаем, что лучшие университеты давно попрощались со своей исключительно образовательной функцией.  Поэтому, с другой стороны, инфраструктура, учебные программы, управление, стиль коммуникаций, KPI  обладают свойствами, характерными для управленческих систем предпринимательских университетов.

Сегодня мы работаем над тем, чтобы  повысить роль AlmaU   в системе инновационного развития города, страны,  интеллектуальной и образовательной экономики. Мы развили дальше  тройную  спираль  развития  Генри Ицковица (государство - бизнес – университет) и добавили четвертую нить спирали – общество. Мы понимаем, что университет должен быть частичкой города и общества, в котором мы живем, а не быть обособленной территорией. Наши студенты должны   участвовать в городских проектах и в общественных движениях, помимо получения знаний в стенах аудиторий.  Именно поэтому, мы открыли необычный Атриум с прозрачной крышей над головой  для проведения городских эвентов. Гордостью  университета является  «Creative Zone» - площадка для реализации инициатив и стартап проектов студентов. Примечательно, что студенты сами придумали макет креативной зоны и успешно ею управляют в настоящее время. В целом считаю, что количество талантов, обеспеченность ресурсами и система управления – эта триада характеристик, которая позволит AlmaU   быть конкурентным сегодня.

Одна из интересных задач, которой я сейчас занимаюсь – это открытие элитной школы инженерного менеджмента. В последние годы существует тенденция по массовому выпуску инженеров, не имеющих  фундаментальную  управленческую подготовку. Современному Казахстану необходимы менеджеры с инженерным бэкграундом и этот пробел мы решили восполнить. Эксперимент на обучение по  2-м специальностям поддержан  Министерством образования Республики Казахстан:            «Software Engineering - Программная Инженерия»; «Business Analytics and BigData – Бизнес аналитика и Глобальные данные». В декабре 2016 г. мы объявили перевод студентов из казахстанских вузов 1-2 курсов на эти востребованные специальности и специально для этого выделяем 20 грантов.  В идеале через четыре года  мы хотим выпустить первых IT-специалистов-менеджеров, которые будут развивать  не только современные IT-продукты и услуги,  но и будут прекрасными управленцами – лидерами. Стажировки и практика будут осуществляться в вузах-партнерах университета в Сингапуре, Израиле, Франции. В самой школе мы создаем современную  лабораторию, оснащенную качественным и передовым IT оборудованием.

 

- Вы создаете и инвестируете в новые направления, реагируете на спрос рынка труда. Фактически в этом и будет заключаться статус автономии, которые должны получить в ближайшем будущем все ВУЗы Казахстана?

Стандарты и стандартизированность  упрощают развитие университетов,  у вузов страны сегодня, к сожалению, имеются идентичные  предложения, одинаковые программы и специальности.  Автономность вузов позволит разрабатывать «авторские» востребованные инновационные  программы, будет гибкий подход в управлении, появятся новые специализации и специальности.  Верим, что министерство примет правильное решение и процесс автономии доведет до логического завершения.  К примеру, по принципам автономии у нас работают все школы внутри университета. Так школами руководят деканы, которые самостоятельно управляют своим бюджетом, сами планируют свою деятельность и различные учебные и общественные проекты.  Как вы видите в моем кабинете нет очередей, чтобы что-то решить, подписать или получить одобрение.  Каждый руководитель должен управлять своим временем, знаниями, бюджетом и пространством. Иначе его должность руководителя – простая формальность. Когда мы говорим про предпринимательский вуз, то это означает наличие своего KPI у каждого сотрудника, начиная от обычного сотрудника и заканчивая ректором.  И наш ежемесячный заработок полностью зависит от того, какие проекты, идеи мы реализовывали помимо стандарта, требуемого минимума.

- А есть ли у вас четкое понимание в каком формате Министерство образования видит автномию ВУЗов?

- Сейчас министр образования – это человек из бизнеса, более того, из сферы частного образования, который также создал вуз и понимает какие сложности, плюсы и минусы есть у системы. Я понимаю, что сейчас есть риски дать автономию национальным ВУЗам, которые десятилетиями фондировались за счет государства и эти государственные вузы должны будут конкурировать с частными университетами за студентов на рыночных условиях.

Автономия создает клиенториентированность, открывает возможности для работы с партнерами и бизнесом. И студенты вас выбирают, потому что выпускники востребованы рынком труда.

Откровенно говоря, я пока ничего не видела никаких программных документов или положения об автономии, или пока нас не привлекали для совместного обсуждения, для дачи рекомендаций. Возможно мы все получим какой-либо конечный продукт, и скажут: вот это автономия. Со своей стороны мы готовы к обсуждению положений об автономии, чтобы рассказать о своем опыте или видении.

- Хорошо, что Вы понимаете - специальности ВУЗов не успевают за рынком труда, реальность меняется очень быстро. Ведь по исследованиям, 50 процентов новых специальностей новых экономик фактически просто не существовали 10 лет назад. А университеты реагируют очень медленно, продолжая двигаться по рельсам, проложенным 50 лет назад.

- Возможно те специальности, которые изучают сейчас студенты  будут неактуальными через 5-10 лет, поэтому мы понимаем, что нужно не обучать специальности, а давать навыки, которые могут быть универсальными.

Университеты однозначно должны не столько давать знания и навыки, сколько формировать активное отношение к жизни, приучать студентов к ответственному поведению, личностному развитию.  На мой взгляд, одной из ключевых компетенций будущего станет умение решать сложные нестандартные задачи, потому что стандартные смогут решать компьютерные программы на базе искусственного интеллекта. Через лет 10 искусственный интеллект станет основой для развития робототехники, IT, медицины и т.д. Второй же ключевой компетенцией будет комплекс личностных компетенций – гибкость ума, коммуникации, социальный капитал.

Учебные программы  вузов должны быть гибкими и  подвижными, иметь инструментальный и прикладной характер. На всех специальностях мы даем базовые знания по бизнес-коммуникациям, умению создавать бизнес-планы, английский язык с сертификацией. Не имеет смысла готовить отдельно финансистов, логистов, рестораторов, у которых нет навыков управления, нет развитых лидерских качеств, нет социальной ответственности.  Согласитесь, если  вы  знаете иностранный язык, если умеете работать с бизнес-планами, можете выстраивать коммуникации, навыки создавать и управлять командой, вы не растеряетесь, если изменится профессиональная среда.  В любой среде необходимы люди с навыками, а не с дипломами.

- Кстати,  о дипломных  работах, которые просто называют искусством копипаста…

- Мы вообще отказались от дипломных работ, студенты готовят  бизнес-проекты. В идеале кафедры должны взаимодействовать друг с другом, к примеру, ресторатор логист и финансист смогли вместе скоординировать и создать общую командную дипломную бизнес-работу.

 

Для этого, в каникулярное время мы провели реконструкцию части аудиторий. Прошло время индивидуальных занятий в малых группах, нам нужны большие аудитории, чтобы студенты могли знакомиться. Чтобы все учебные столы были «подвижными», их можно было  расставлять так, как будет удобно студентам и преподавателям, что они могли работать в группах. Данная мобильность инфраструктуры развивает дизайн мышления и креативность. Соответственно, рождается творчество, открываются новые возможности у студентов.

Мы также мотивируем, чтобы преподаватели создавали «авторские» силлабусы, чтобы студент получил их и у него «слюнки текли», ему изначально хотелось изучать этот предмет,  чтобы предмет  отзывался на его нужды. Это очень важный момент.   Силлабус – визитная карточка преподавателя.  Мы позиционируем «открытое мышление», «открытые занятия», двери в учебных аудиториях  должны быть всегда открыты для всех. По сути каждый желающий должен иметь доступ к знаниям и к лекциям наших преподавателей. Это ведь интересный опыт.

Тогда у студента будет реальное право выбора курса, выбора преподавателя. Наш университет будет и дальше развивать кредитные технологии.

Также мы внедряем flip занятия, т.е весь основной материал студент получает заранее в онлайн режиме, в личном кабинете, на занятии же он сможет рассматривать проблемные вопросы с преподавателем, решать кейсы и т.д

Преподаватели могут дополнительно предлагать  курсы для родителей: курсы по конфликтологии, по медиации. Если занятия в университете могут идти до 12 ночи, это будет классно. Если у вас есть идея, мы готовы сказать да.

- Многие студенты не могут самостоятельно учиться или у нет мотивации, поскольку школьный опыт и среда по сути не развивают у него таких навыков. Как все это отражается на качестве абитуриентов?

- Я бы не смотрела так однозначно на школьную среду. Из-за того, что в стране появилась сеть КТЛ, сеть Назарбаев Интеллектуальных школ, частных школ,   дети, которые там обучаются, владеют новыми современными   технологиям, у них замечательные учителя с  новыми методиками. Со своей стороны, они очень мотивированы на получение новых знаний, они амбициозны и когда они приходят в университеты и видят преподавателей, которые просто «рассказывают» презентацию, не хотят включать мозги, не хотят меняться, у таких студентов через 2-3 занятия начинается «скука». Ведь те же презентации уже есть в ютубе, им становится не интересно. «Я прихожу для того, чтобы получить иное общение и иные знания, которых нет в открытом доступе», - говорят они.   Поэтому через месяц или год, такие студенты уезжают за рубеж, потому что там им интереснее. Они ищут любые гранты, у них высокая мотивация учить языки, и все потому что им интересно. В результате, есть риск того, что в посредственных университетах останутся - посредственности, потому что им нужны дипломы, чтобы родители были спокойны.

Есть также категория студентов, которые приезжают из регионов. Такие за год могут развить себя, быстро учатся, у них есть высокая мотивация. И если мы с ними не работаем, не даем правильные инструменты, у них также падает мотивация.  По сути «потухшие глаза» студентов – это не только вина школ, это вызов для самих университетов.  Поэтому мы рады, что наши попечители дали возможность нашим студентам пройти оплачиваемую практику в реальных компаниях и на производствах. Это другой подход – нужно, чтобы молодые люди могли себя реализовать уже на студенческой скамье. По сути, это наша общая миссия – дать возможность реализоваться молодым людям.

 

- Многие онлайн-проекты замеряют такой показатель – время пребывания на сайте или на онлайн-платформе пользователей, по сути такой же показатель можно ввести и в университетах, для понимания вовлечения студентов…

- Когда у нас появилась  «Creative Zone», время пребывания студентов увеличилась однозначно. Но это, кстати, хороший показатель эффективности, поэтому я думаю, что мы сможем провести такую аналитику для себя.

По сути, мы преследуем такую цель. К примеру, сейчас мы работаем над «школой превосходства». Идея проста – мы хотим дать возможность студентам посещать любые лекции и курсы, которые он желает пройти помимо тех, что предусмотрены рабочей программой.  Фактически – наша задача создать условия, чтобы студенты могли взять максимум знаний, связей, навыков в стенах университета

 

- А еще во многих вузах не совсем прозрачная система бонусирования преподавателей и руководителей. Многие просто ограничиваются заполнением среди студентов анонимной обратной связи по качеству преподавания.  Почему бы не ввести  в частном ВУЗе прозрачную систему   бонусирования, где студенты «виртуальными деньгами» могут сами решать как бы они распределили эти «виртуальные деньги» в виде бонусов преподавателям после закрытия семестра?

- Интересная идея. Думаю, что ее стоит протестировать, в свою очередь, это создаст хорошую конкуренцию среди преподавателей (смеется – прим.автора).

- Казахстанский бизнес мало инвестирует в образовательную инфраструктуру, практически все объекты – школы, университеты, колледжи – все эти здания были построены в советское время, и однозначно их недостаточно для того, чтобы вместить в себя новые идеи и новые концепции. Государство не делает массовых инвестиций, и бизнес также. Что на ваш взгляд стоит сделать, чтобы сделать инвестиции в образовательную инфраструктуру более привлекательной?

- Мне кажется, что многие казахстанские бизнесмены уже готовы инвестировать в образование, и скоро мы услышим о новых интересных проектах в этой сфере. Скорее всего, это будут школы, потому что у университетов все-таки больше регулирования, ограничений, требований.

К примеру, мы активно работаем с успешными казахстанскими бизнесменами, которые входят в наш попечительский совет. Они активно принимают участие в создании стратегии ВУЗа, потому что понимают - они могут реально внести свои улучшения в рамках одного частного вуза.

Им интересны инновации, которых нет на образовательном рынке. Такие личности являются важными для учебного заведения, потому что они дают хорошую экспертизу рынка труда.

- Многие ведущие университеты уже выложили весь контент в бесплатный доступ. Так за что же абитуриенты должны платить, что поступить в университеты?  Как вы считаете, какую ценность будут иметь высшие учебные заведения?

- Наше общество еще не готово к таким радикальным изменениям,   новые образовательные форматы, в последние годы распространяются очень быстро. В частности, онлайн-обучение набирает темпы, которое сделало ненужным личный контакт студента и профессора. Но, есть устоявшийся менталитет родителей, что образование, должно осуществляться в рамках обозначенного пространства, с участием педагогов, сама ценность диплом является особо актуальной.   Конечно, со временем все это останется в прошлом.  Менталитет, дисциплина, либо отсутствие самодисциплины, не позволяют студентам, самостоятельно изучить огромный пласт предложений в инете. Большинство людей записываются на всевозможные курсы, ждут системных решений и дисциплины. Для самостоятельного развития нужна воля. Эта культура также со временем выработается.

На мой взгляд, основная ценность университетов будущего – это создание коммуникационной ауры – человек «социальное животное», он должен вращаться в обществе себе подобных, нам нужна социализация, нужно правильное общение. Интеллектуальное коммуникационное и «живое» общение не заменит машина. Создание такой неповторимой среды – будет главной задачей университетов.   Университет - это комьюнити единомышленников, друзей.  И еще главная задача университетов— выпускать из своих стен людей, способных проявлять заботу по отношению к другим людям и миру в целом.

 
-4
1096
1