Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
21
02:24, 10 января 2017

«Бедный мальчик». Печальные размышления о статусе учителя в Казахстане

Очередной школьный скандал с избиением семиклассника разгневанной учительницей облетел новостные ленты. Преподаватель химии школы № 9 села Байсерке уже уволена за рукоприкладство. Сегодня начальник управления образования Алматинской области Ляззат Базаркулова сообщила подробности инцидента. Оказывается, тот самый мальчик незадолго до произошедшего ударил дочь учительницы, а женщина не выдержала и прибежала в класс, где лично разобралась с обидчиком своего ребёнка.

Вроде бы типичная, банальная бытовая история. Личное разбирательство отца или матери с обидчиком своего ребёнка – ситуация весьма распространённая у нас. По-другому подчас просто нельзя восстановить справедливость. Представьте, что на попытку цивилизованно разобраться, обсудить проблему с родителями обидчика те отвечают агрессией, а в полиции отмахиваются. И что Вы будете делать? Если защитить ребёнка некому, эмоции часто берут верх. Это нормально. Все мы – живые люди. А особенно здесь можно понять мать. Материнская природа сильнее правил и ограничений. Хотя в данном случае, возможно, мама-учительница ни с кем и не разбиралась. Эмоции взяли верх, тормоза отказали – это заметно по ролику, где сразу две коллеги не в состоянии остановить женщину, наносящую семикласснику удар за ударом.

Конечно, такое поведение нельзя оправдать. В любом случае для начала следовало бы разобраться, а такой ли уж плохой этот мальчик, действительно ли он виноват. И бил ли? А может быть, просто немного толкнул?

Как бы там ни было, эта неприятная история даёт повод в очередной раз поднять старую болезненную тему. Да-да, о положении учителя в нашей стране. О его статусе, о том, почему такое незаслуженно пренебрежительное отношение к людям этой профессии. Да, зарплаты учителей за последнее время неоднократно повышались, хотя и нынешний уровень их вряд ли соответствует тем колоссальным умственным, физическим и эмоциональным перегрузкам, которые приходится испытывать педагогу. Вы смогли бы за один день провести 4-5 уроков в первую смену и ещё 2-3 во вторую, в таком режиме «нон-стоп»? Причём – к каждому уроку надо ещё подготовить план, подобрать материал, тетрадки проверить... А детишки все – разного возраста, темперамента, воспитания. Сейчас ты работаешь с малышнёй, а через час – уже с подростками пубертатного возраста, у которых в голове не геометрия или химия, а что-то совсем другое. С психованными юнцами, которые сначала делают, а затем думают, что они сделали...

Нет, они – конечно, хорошие. Просто таковы физиологические и психологические особенности данного возраста. И к тому же, всех одной линейкой не измеришь. Один в восьмом классе уже весит под 100 кг и выглядит как бравый мачо, а у другого ещё и пушок на губах не вырос, и голосишко писклявый, да и интересы – не те совсем. Какие ему школьные дискотеки, ему ещё в машинки играть... Ты же обязан всё это учитывать, подобрать психологический подход к каждому, мотивировать...

А девчонки? Вы знаете, какие они в этом возрасте? Ударить девочку – да, это верх неприличия со стороны семиклассника. Но и она ведь могла запросто ляпнуть ему что-нибудь такое, такое, ТАКОЕ... А ты поди разберись между ними, кто прав. Научи каждого быть мудрым и правильным. И предмету ещё научи, этой химии или литературе. Ведь тесты на ВОУД никто не отменял, и если будет плохой результат, то по шапке получать – тебе. А эти детки могут и матом с тобой разговаривать, и оскорблять, и в классе вытворять чёрт-те-что, а ты – терпи, глотай оскорбления, ну и подходы, подходы ищи. С каждым ребёнком умей правильно наладить контакт, с каждым возрастом – свои методики работы, к каждому ребёнку – свой ключик... А их пять классов в первую смену и три во вторую.

И так каждый день.

Вы смогли бы? Вы выдержали бы такой марафон хотя бы недельку? Это вам не отчёты-балансы в офисе сводить. Это – такой экстрим каждый день, в режиме нон-стоп. И они годами живут в таком ритме. Причём, Вы знаете, за какую зарплату?!

А чуть что, случись у педагога вот такой срыв, когда нервы уже не выдерживают, когда наглость этого мальчика зашкаливает за все мыслимые пределы... Так сразу тебе и увольнение, и досудебное расследование, а там и суд, глядишь... Не посадили бы ещё в тюрьму. А если осудят, пусть даже условно, то это всё, пипец, финиш всей жизни. Попробуй устройся где-нибудь со справкой о судимости.

Конечно, детей бить нельзя, что бы они там ни вытворяли, как бы себя ни вели. Работаешь в школе, значит терпи, держи удар. Если выдержишь при таком отношении государства к учителю – будешь работать. Ну, а не выдержишь – увольнение и суд. Се ля ви, профессию сам выбирал!

Да, конечно, рост зарплаты – это для учителя уже стимул. Как-никак, но всё-таки уже не за 60 тысяч тенге терпеть весь этот экстрим. Подумали бы вот ещё в Минобразования об учителе как о человеке. Подумали бы, как создать ему условия, позволяющие хоть немного снимать этот стресс. Может быть, психологи в наших школах нужны не только детские, но и взрослые, чтобы помогали самим педагогам выдерживать колоссальные нервные нагрузки и правильно реагировать на провокации? Может быть, стоит создать в школах такие комнаты релаксации, как на крупных предприятиях, где после трёх-пяти уроков подряд учитель мог бы хоть немного расслабиться?

А главное, на наш взгляд, что следует сделать как можно быстрее – это продумать такую юридическую систему гарантий для учителя, которая позволяла бы ему чувствовать себя защищённым. Это, кстати, распространённая практика на Западе. Нужно, чтобы в случае оскорбления или провокации со стороны какого-нибудь мальчика-мажора, или со стороны его родителей, педагог мог рассчитывать на реальную поддержку. Чтобы он знал, что за его спиной стоит государство. И чтобы те мажорики также знали: учитель – это не тот, об кого можно вытирать ноги.

Это ведь не так сложно сделать. Практика показала, что достаточно оснастить школу системами видеозаписи, позволяющими чётко (с хорошим звуком и разрешением) фиксировать всё происходящее в классах, в коридорах и спортзалах. Такие системы прекрасно дисциплинируют. Мы-то с вами знаем, что ребятишки любят снимать на видео реакцию учителя, которого сами же и довели до истерики. А что этому предшествовало – это они не любят снимать. На собственные выходки, с которых этот учительский «беспредел» начался, на свои маты, на оскорбления, на всякие дерзости-мерзости – на это у мальчиков, как правило, не хватает заряда батарейки...

А когда в каждом классе стоят по 3-5 камер, покрывающих всё пространство, то они зафиксируют всё от начала до конца. И прежде чем выкладывать в YouTube очередной «угарный компромат» на столь нелюбимую училку, ты ещё подумаешь о последствиях. А что будет, когда директор, завуч, школьный инспектор и твой папа посмотрят всё это с самого начала?! Сейчас некоторые продвинутые гимназии уже оснастили такими системами, и теперь там удивляются: какие ребята сразу стали вежливые, спокойные, воспитанные!

Вообще статус учителя – понятие обширное. Здесь всё начинается даже не с зарплаты, а с отношения общества. Когда учитель в Казахстане станет Учителем, человеком уважаемым и достойным? Когда даже в мыслях у ученика не будет допустимым неуважительное или провокационное поведение по отношению к нему? Когда у нас наконец-то перестанут использовать школьных педагогов как «в каждой дыре затычку», грузя их чем угодно: разносом по квартирам приглашений на выборы, смотрами и парадами на праздники, конкурсами песни и пляски, дежурствами в детской комнате полиции и прочей дребеденью, не имеющей никакого отношения к учебному процессу?

Увы, если это когда-нибудь и произойдёт – то, наверное, очень и очень не скоро.

Открой для себя Казахстан

Blog post image
 
21