Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
00:25, 28 декабря 2016

Международное усыновление в Казахстане

Blog post imageАКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Александр Югай, 2 курс, АЭП.

 

Институт усыновления  имеет свою богатую и интересную историю, с древних времен и до наших дней. Особый интерес вызывает усыновление детей иностранцами. В связи с  тем, что в Европейских странах произошел спад  рождаемости, а так же ухудшение экономики в странах  Юго-Восточной Азии   с  конца XX века  получил своё распространение институт  международного усыновления.Blog post image

Международное усыновление (удочерение) – это такой юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми, такие семейно–правовые отношения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления [1, 34].

В соответствии с текстом  Конвенции о правах ребёнка, международное усыновление может применяться, «если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещён в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным» Так же  Конвенция отмечает, что страны-участницы обязаны обеспечить, «чтобы в случае усыновления ребёнка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны»[2, 65]. Таким образом гражданам республики предоставляется в этом вопросе преимущество перед иностранцами.

Чаще всего усыновители приезжают из США, где уже проживают более двух с половиной тысяч казахстанских детей. Также наших детей усыновляют граждане Ирландии, Канады, Бельгии, ЮАР, Израиля и Франции. Так как усыновить ребенка в экономически благополучных странах очень сложно, а зачастую и невозможно. К примеру, в Швеции  нет детских домов, а развитая система социальных пособий во многих странах  исключает из практики такое явление, как «социальное сиротство». У нас из года в год растет число детей, брошенных родителями. Обесцениваются  понятия  брака, семьи и  материнства.Blog post image

В Казахстане международное усыновление стало устойчивой практикой с 1999 года. С этого времени наблюдается неуклонный рост числа казахстанских детей, обретших новых родителей и покинувших страну. Если в 1999 году иностранные граждане усыновили (удочерили) 196 детей, то в 2002 году – уже 883, а по итогам 2005 года, по официальным данным, 1022 маленьких казахстанцев стали иностранными гражданами. За последние 15 лет иностранными гражданами было усыновлено около 9000 казахстанских детей [3].

Процедура усыновления в нашем законодательстве прописана достаточно отчетливо, а сам процесс предполагает обязательное судебное решение. В законе прописано что  граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, иностранцы, претендующие на усыновление ребенка, подают в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан письменное заявление о желании усыновить ребенка, а также справки о доходах, семейном положении, состоянии здоровья, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости, об отсутствии судимости, о личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемые специально уполномоченными иностранными государственными органами и организациями по усыновлению. После предоставления документов в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан и при согласии усыновителя на усыновление ребенка усыновитель должен иметь с ребенком непосредственный контакт не менее четырех недель.

Усыновители, являющиеся гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими за пределами Республики Казахстан, и иностранные усыновители обязаны в первые три года после вступления в законную силу решения суда об усыновлении через каждые шесть месяцев, в последующие годы – не реже одного раза в год до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста представлять в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан отчеты об условиях жизни, обучения, воспитания и о состоянии здоровья усыновленного ребенка.

Усыновители, являющиеся гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, и иностранные усыновители представляют отчеты через загранучреждения Республики Казахстан, находящиеся в стране проживания усыновителя и ребенка. [4].

Казалось бы, работа данного механизма не должна вызывать никаких сбоев, но на практике  без них, не обходится.

Судя по информации Генеральной прокуратуры, часто не учитываются требования закона, предписывающие иностранным усыновителям иметь непосредственный контакт с усыновляемым им ребенком не менее четырёх недель. Отсутствует должный контроль за уже усыновленными детьми.

В связи с этим в октябре 2014 года  48 должностных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности за отсутствие информации о том, где находятся казахстанские дети, усыновленные иностранцам, что чиновники не владеют информацией о местонахождении 673 казахстанских детей.

В надзорном ведомстве отметили, что должностные лица по актам прокурорского реагирования привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. В их числе есть сотрудники Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки.

В  ходе пресс-конференции по вопросам международного и казахстанского усыновления председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Раиса Шер, сообщила что Казахстан ужесточил процедуру усыновления для иностранцев и упростил ее для своих граждан. Одно из основных нововведений заключается в том, что теперь зарубежные усыновители не могут подбирать себе самостоятельно детей в детских домах Казахстана. Делает это Комитет по правам детей [5].

На фоне событий в США, когда была выявлена целая череда издевательств приемных родителей над усыновленными детьми из России, более строгий подход к усыновлению в Казахстане выглядит оправданным.

Таким образом, согласно последним поправкам в закон  усыновление разрешается при наличии в семье усыновителя условий для нормального физического, психического, духовного и нравственного развития, воспитания и образования ребенка. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;  лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;  лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законами Республики Казахстан обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения; лиц, не имеющих постоянного места жительства; лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации; лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент усыновления; лиц без гражданства; лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав; лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан; лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах [4].

В последнее время в практике международного усыновления замечены случаи насилия над приемными детьми и некоторые из них получают широкую огласку.

В 2004 году супруги Мэйотт усыновили и привезли в американский городок Уайтинсвилл двух детей из Казахстана - 13-летнего брата и 8-летнюю сестру, а в  2013 году Джозефа и Линду Мэйотта присяжные признали виновным в растлении приемных детей  Суд американского города Вустер (штат Массачусетс) приговорил супругов Джозефа и Линду Мэйотт, которые были признаны виновными в изнасиловании несовершеннолетних приемных детей из Казахстана, к 16 и 22 годам тюремного заключения.

Очень интересную информацию сообщил в ходе пленарного заседания Мажилиса парламента РК  в ноябре  2014 года  депутат  Турсунбек Омурзаков по  его словам, наблюдается недостаточность государственной поддержки процесса обретения сиротами семьи. В настоящее время опекунам и попечителям ежемесячно государством выдается около 18 тысяч тенге на ребенка. Патронатные родители получают заработную плату - от 35 тысяч плюс те же 18 тысяч тенге на ребенка. С января 2015 года усыновители будут получать разовую поддержку в размере около 150 тыс тенге. 
Бывают случаи, когда работники детских домов препятствуют усыновлению детей. По данным Генеральной прокуратуры РК, по вине должностных лиц органов опеки и попечительства, исключивших из централизованного учета 1858 сирот, дети были лишены возможности быть усыновленными и обрести семью. Бытует мнение, что детским домам не выгодно способствовать усыновлению, во-первых, из-за подушевого финансирования детских домов, во-вторых, из-за возможности коммерциализации процесса, 
по данным МОН РК, в год на содержание одного ребенка в детском доме государство тратит 1,5 млн тенге. При этом условия содержания не всегда соответствуют затраченным средствам, а также имеются факты приписок усыновляемым детям тяжелых заболеваний, а также фиктивных расписок об отказе потенциальных казахстанских усыновителей от того или иного ребенка с целью передачи их иностранцам»[5].

Если почитать форумы где наши граждане которые сталкивались с процедурой усыновления описывают свой опыт то видно что на практике они сталкиваются с большими проблемами, порой работники детских домов просто затягивают процедуру усыновления не смотря на все предоставленные документы, и даже не утруждаются объяснить подобные задержки. Бытует мнение что эти службы просто хотят заработать на процедуре усыновления.

Многие считают что, нельзя законодательно запрещать  усыновление казахстанских детей иностранцами. Это будет нарушением принципов демократии. Считают, что Казахстанские госорганы должны следить за каждой семьей усыновителей и этим должны заниматься  органы, которые занимались усыновлением и,  наше министерство иностранных дел. Потому что они становятся гражданами только по достижении 18 лет. А до этого они являются гражданами Казахстана.

Из всего вышеуказанного  видим, что,  не смотря на четко прописанные в законе условия, порой государству сложно контролировать их четкое исполнение на местах, в практике. Конечно,  государство сталкивается с массой проблем связанных с международным усыновлением, уже неоднократно законодательство по этим вопросам корректировалось. Конечно же, очень сложно контролировать условия жизни усыновленных детей за пределами нашей республики в связи с этим в практике имеют место   подобные случаи.

Мое мнение заключается в том, что наше государство должно выбрать для себя четкую линию поведения по данному вопросу, если  соглашаемся с тем что не способны создать для детей сирот  хороших условий для полноценной жизни, что содержать этих детей для государства экономически не выгодно и институт международного усыновления для государства и этих детей это хороший выход. Тогда  должны позволить приемным родителям по своему усмотрению воспитывать отданных нами  детей согласно законам той страны в которой они фактически проживают, и страна их проживания должна после усыновления брать на себя ответственность за этих детей в полной мере, без нашего вмешательства. Но если же  считаем что  в состоянии содержать наших детей что эти дети наше достояние, а не обуза, то  не должны позволять иностранцам усыновлять и увозить наших детей, исключение конечно же должно быть    для родственников  ребенка если они проживают в иностранном государстве либо являются иностранными гражданами.  Должны  как можно больше условий создавать для наших граждан при усыновлении, продвигать вперед институт патронажного воспитания в нашей Республике.

Считаю что если государство эти 1,5 млн. тенге или хотя бы 1млн тенге в год  давали бы семьям которые усыновили детей число желающих значительно бы увеличилось и государству было бы гораздо проще контролировать условия жизни этих детей у нас на родине и вдобавок ко всему  позволило бы сэкономить на детских домах. Тем более что международная практика уже существует и хорошо себя зарекомендовала.

В своем послании Нурсултан Абишевич Назарбаев заявляет: «В мирное время мы имеем тысячи сирот - наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа. Дети - наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они не должны быть бесправными. Как Лидер нации, я буду требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец и государство должно заботиться о нем» [6].

В нашей жизни все возможно, нельзя быть уверенным что наши дети не попадут в подобную ситуацию, мы как граждане  Казахстана хотим быть уверенными что наши дети и их права будут защищены, гарантированы нашим  государством, знать что в случае если ребенок останется сиротой его  не отдадут в чужую страну с чуждыми нам законами и моральными принципами, что государство сделает все возможное чтобы наши дети  имели  возможность жить в достойных условиях, будет контролировать условия жизни в которых живут такие дети и будет защищать их. Тем более в наше время, когда человеческая жизнь обесценивается,  растет преступность во всем мире,  торговля людьми, торговля органами, сексуальное рабство и распространение педофилии, этот вопрос требует от нас большего внимания.

Хочется надеяться на то, что с развитием нашего государства отпадет необходимость отдавать наших детей за пределы Республики, что в скором времени  сами сможем создать  достойные условия для  развития детей-сирот, оказание высококвалифицированной медицинской помощи.

Список используемой литературы:

1. Ануфриева Л.П. Международное частное право; в 3-х Том 2, Особенная часть:Учебник -2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательство БЕК; 2002. – 288 с

2. Конвенция о правах ребенка: принята 20 ноября 1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник международных договоров СССР. - Вып. XLVI. - М., 1993. – 178 с

3. Специалист Управления юстиции Костанайского района Костанайской обл.  Нелля Айманова. Международное усыновление  //www.adilet.gov.kz

4. Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 года № 518-IV http: //adilet.zan.kz

5. Айгерим Тукушева.  Казахстан ужесточил процедуру усыновления для иностранцев http: // www.bnews.kz

6. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» http://www.akorda.kz

 
1
7079
1