Приключения алматинцев в Бишкеке или как Елена Никонова княжича на себе женила

MadinaR 2017 M04 16
1301
3
36
0

Без малейшей доли пафоса и иронии скажу, что ради этого стоит ехать в Бишкек. Лучше бы конечно, чтобы они сами сюда с гастролями и исполняли это каждую неделю, но тут уж как получится. Балет просто...

Кто был в Киргизии только вылазками на Иссык-Куль, да ещё и просто на выходные? Смело убирайте галочку в графе «я видел эту страну». Да что там Киргизию, с такими ночными перебежками и свою то в той части особо не рассмотришь. Но обо всём по порядку.

Если вдруг кто не в курсе, у нас существует «театральный туризм». Люди ездят специально на постановки в другие города и страны. Или же включают посещение театра в список того, что надо сделать, пользуясь случаем. Вот и наша группа отчаянных меломанов загорелась желанием воочию и воушию увидеть и услышать оперу А.Бородина «Князь Игорь» 15 апреля в Бишкеке. Причин для этого как минимум 3:

  1. в ГАТОБ «Князь Игорь» не идёт;
  2. предполагалось участие заслуженного артиста России, солиста Большого театра России Павла Черных и лауреата Международных конкурсов и солистки Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая Елены Никоновой;
  3. интересно узнавать другие театры.

Вот так мы и выехали в сторону Бишкека в субботу в 10 утра.

Обычно этот маршрут я преодолевала ночью в полном автобусе в компании, активно чествующей Святого Жумагула. Поэтому красоты, лежащие по обе стороны от дороги оставались незамеченными. А зря, ибо просто неописуемо. Это и холмы, и высокие горы со снежными вершинами, и пасторальные картины пасущихся овец, коров и лошадей. Особенно сейчас, когда травка нежно переливается свежим соком. Местами, конечно, невольно приходилось хмуриться от лицезрения горящего сухостоя, ну да не об этом сейчас.

Особый трепет охватывает на Кордайском перевале. И от крутых поворотов, которые в сочетании с безбашенными гонщиками заставляют в доли секунды уверовать, покаяться и полностью отдать себя воле чему-то большему. От красноватых каменистых склонов, от неистового ветра на вершине, гигантских ветряков и лежащих ниже линии горизонта белых вершин гор.

Сам Кордай тоже заслуживает отдельного внимания, а не беглого рассмотрения из окна. Особенно поразила такая особенность его архитектуры, как остроконечные крыши новых зданий.

Граница же располагает к пешим прогулкам через пункты проверки, отучает от маниакальной расположенности к фотографированию, а решётка бережёт от падения в бурную коричневую реку Шу. В целом всё спокойно и как-то по-семейному без излишнего столпотворения, заполнения непонятных бумажек и людей с автоматами.

Пропущу часть с прибытием в центр города, беглым знакомством с общественным питанием и памятниками на территории, сходной с нашим Арбатом, и сразу перейду к Кыргызскому национальному ордена Ленина академическому театру оперы и балета имени А.Малдыбаева.

Первое, что бросается в глаза, - это начавшаяся реконструкция фасада и композиция над входной группой из людей, следующих за знаменем, очевидно, в светлое будущее.

Говорят, что совершенно такое же здание театра в г.Тверь. Ну, наверное, за исключением тех самых людей, несущих функцию создания национального колорита.

В целом ощущение от самого театра как от помещения, что его строили умные и основательные люди. Об этом свидетельствует мрамор в колоннах, деревянные материалы в тех местах, где важна акустика.

Невозможно не отметить камерный зал. Кроме того, что он невероятно красив, у него потрясающая функциональность в плане продуманной акустики, рассадки людей и мест по бокам от сцены, которые лёгким раскрытием ширмы превращаются в удобное закулисье, закрытое от глаз наблюдателей с верхнего уровня холла. Очень хочется побывать там на концерте.

Ход времени при ограниченном финансировании тоже ощущается. Это и подтёки на потолке, и облупившаяся штукатурка.

Вообще поход в этот театр приучает к терпению и развитию интуиции.

В первом очень помогает Уборщицей давно забытый туалет, который после знакомства хочется развидеть и никогда туда больше не приближаться. Дело даже не в том, какой модификации устройства там стоят, а больше в их содержании. «Как можно упоминать о таком в посте о высоком?» - спросите Вы. Да, на самом деле искусство и бытовые условия - это абсолютно параллельные прямые. Однако, скажу я Вам, если отойти от рассмотрения деталей исполнения арий, а глянуть чуть шире на ситуацию, то две непересекающиеся в пространстве линии сливаются в одну. Особенно, если спектакль идёт три часа.

В развитии интуиции отлично способствует отсутствие звонков, напоминающих, что пора начинать двигаться в сторону своих мест. Об этом надо догадываться. Надо отдать должное, 90% зрителей это умеют. А ещё отсутствуют даже намёки на мониторы для субтитров. Как мне показалось, для этого даже не предусмотрено место. Впрочем, в оперном театре Ташкента такая же ситуация. Что тоже хорошо, так как автоматически снимается целый массив претензий к субтитрам в целом. Также нет никаких просьб от администрации театра перед началом спектакля. Ни о запрете использования мобильных средств связи (есть только наклейка с перечёркнутым мобильником на стене), ни о том, что вручать цветы во время выступления не нужно (как в оперном театре Ташкента). По мобильникам условие соблюдается так же, как и в других театрах, а со цветами так вообще на 100%. Производить фото- и видеосъёмку можно. Главное, чтобы это не мешало окружающим звуком и вспышкой.

Это была предыстория, а сказка то впереди.

Кстати, Бородин тоже знал толк в том, как рассказать часть, а уж потом дать увертюру и начать непосредственно саму оперу. Это я уже плавно перехожу к сюжету.

Итак, Князь Игорь (К.Кускаков) с родственниками (взрослым сыном от первого брака Владимиром (С.Жумашев) и шурином Галицким (Н.Суймоналиев)) выходит к народу попрощаться перед тем, как уйти на войну. Особо тепло и нежно расстаётся с молодой супругой Ярославной (О.Шутова). Пользуясь общим смешением народа от войска отошли два ратника Скула (Б.Алмабеков) и Ерошка (А.Истамбаев), чтобы остаться прикрывать тылы (пить, гулять и веселиться под руководством Галицкого).

Как все попрощались и уехали, так занавес закрылся, и началась чистая музыка, под которую перед глазами так и встают батальные сцены, встающие на дыбы лошади, и слышен лязг перекрещенных в бою мечей и сабель.

Бородин, режиссёр-постановщик (И.Сартбаев) и художник (М.Шарафидинов) сошлись в удачном трио, при котором закрывать занавес просто для смены декораций не требовалось вообще. Это обыгрывалось действием на переднем плане сцены, либо это была увертюра после предисловия.

Дальше показана сцена разгульного пьянства во главе с Галицким. Хор при этом отыграл самым наилучшим образом за всё время спектакля. Просто потрясающая достоверность с пьяными плясками (что касается мужской части) и делегацией девушек, требующих вернуть их подружку, которую Галицкий забрал для своих утех. Там же веселятся Скула с Ерошкой. Голоса их сильные и свежие.

Галицкий же просто великолепен!

Это как раз то самое нужное сочетание голоса и игры. Хорош, чертяка! Пусть даже и собирается упечь свою сестричку княгиню в монастырь, дабы самому бесконтрольно править. Такое ощущение, что его голос как рыба, которая может выпрыгивать над водой и какое-то время лететь, пробивается выше какой-то заслоны, ограничивающей других. Правда, в тихих частях его дуэта с Ярославной оркестр порядком заглушал, что даже мои соседи вслух посетовали, что не слышно. Может быть, есть какие-то недоработки с акустикой. Слышала, что сцену переделывали. Может быть, не хватает деревянных панелей вроде тех, что используют в новой постановке «Риголетто» в ГАТОБ, чтобы звук лучше летел в зал. Но факт в том, что когда поют с края сцены, слышно гораздо лучше (это было заметно по финалу).

Отдельное спасибо Ярославне. Она обладательница удивительно сочного, я бы даже сказала зычного сопрано, полного силы и мощи. Её роль полна противоречивых задач. Надо быть сильной, чтобы давать отпор своему братцу, встречать бояр, да и вообще быть на хозяйстве во княжестве. Но при этом оставаться маленькой и хрупкой девушкой в этом полном опасностей мире, где ей не на кого опереться и некому пожаловаться, в то время как к ней идут за защитой и подмогой. Особенно трогательна сцена, где она узнаёт, что супруг её в плену. Она падает в обморок, но потом тут же вспоминает, что спасение утопающих - дело самих утопающих, встаёт и продолжает быть на посту и.о. князя. Если знать, что сама солистка при этом в положении на большом сроке, то понимаешь, что уровень профессионализма в данном конкретном случае на высочайшем уровне, да ещё и с горкой.

А в это время в плену князь Игорь грустит о проигранной битве, судьбе государства и любимой жене. И даже не обращает внимания на красавиц половчанок, например, на одну из них (С.Гусарова).

Его же сын крутит любовь с дочкой хана Кончаковной (Е.Никонова). Кончаковна хороша. Просто восточная пантера с грацией и низким мурчанием хищницы. Кажется, что она всегда была в роли влюблённой ханской дочери, так достоверно передан образ. На самом же деле партия готовилась всего около трёх недель с великолепным концертмейстером ГАТОБ Асель Давлетьяровой.

Что же касается энергетики картины, то мне её не хватило. «Моей огромной любви хватит нам двоим с головою» (с) не прокатило. Для этого всё-таки нужны двое. Может из-за того, что представляю, как её бы показал тот же Балуан Беркенов из ГАТОБ. На таком роскошном музыкальном материале от страсти запылали бы одежды сцены, по залу проносились бы разряды, а зрители бы взмокли от чувств. Ну да ладно. История не знает сослагательного наклонения, как известно.

Что характерно, Кончак (П.Черных) как персонаж весьма мудр. Он прекрасно понимает, что внезапная любовь дочери может быть весьма полезна в политическом плане. Это он и объясняет принципиальному князю Игорю, которого привечает как гостя. Тут он поёт свою арию, на которой я чуть не расплакалась. Но не от охвативших чувств, а от горькой радости за нашего любимого баса Таира Тажи, который сейчас, насколько мне известно, в Вене. В прошлом году именно эту арию Кончака он исполнил на конкурсе Б.Тулегеновой для молодых солистов. Без грима и костюма, но до такой степени убедительно, что теперь не могу воспринимать другую подачу. Смотрю на сцену и вижу-слышу Таира Тажи. Это как в фильме Вуди Аллена «Вики, Кристина, Барселона», где Вики вышла замуж за кого хотела, но всё застилает образ мимолётного художника. Рада бы быть здесь и сейчас, но увы. Лучшее - враг хорошего, как говорится.

И вот в тот момент, когда нехватка любовного накала и тоска по Тажи достигли апогея, Кончак решил развлечь своих пленных гостей половецкими плясками.

Без малейшей доли пафоса и иронии скажу, что ради этого стоит ехать в Бишкек.

Лучше бы конечно, чтобы они сами сюда с гастролями и исполняли это каждую неделю, но тут уж как получится. Балет просто великолепный.

Не знаю, как они танцуют сюжетные спектакли с выражением характеров персонажей, но сама техника, да, и что уж тут  скрывать, внешние данные исполнителей просто потрясают. Всё это вкупе с мерзавцем Бородиным, разрывающим душу своим оркестрово-хоровым крещендо, даёт невероятный импульс понимания, зачем надо было так далеко ехать. Прилагаю прошлогоднее видео, но это лишь тень дирижёра (Н.Полотов) с палочкой на стенах зрительного зала, дающая намёк на то, что происходит вживую.

Прилагаю список исполнителей половецких плясок из программки (хозяйке на заметку: есть фамилии и артистов балета, и художественно-постановочной части театра, и концертмейстеров. Места на бумаге занимает совсем мало, зато след в истории от вклада этих важных людей остаётся):

Гзак - А.Садыркулов

Чага - М.Мацумота

Персидка - Я.Насырова, Д.Ласточкина

Воины - Ф.Садыркулов, С.Иманкулов, А.Темиралиев

Половчанки - А.Абдрахманова, А.Аднаева, Е.Белоус, О.Коробовцева, А.Мамбетахунова, Е.Носарева, В.Пак, Г.Саудабаева

Подруги Чаги - А.Акылбекова, А.Сатиева

Не успели передохнуть от восторга от половецких плясок, как на сцене появился новый персонаж - Овлур (А.Саралаев), тот самый крещённый половчанин, который помог бежать князю Игорю.

Вот тут стоит задержать своё внимание, ибо представляю Вам замечательный голос. Вангую, что перед нами будущий ведущий тенор театра. Если сбудется, пойду к Зелёному базару гадать за деньги. На самом деле чувствуется, что кроме голоса, у него ещё есть вдумчивый подход к своему персонажу, что заметно по интересному акценту, столь характерному для роли. Ещё добавить естественных движений, и цены ему не будет.

Сын князя сильно сомневается, стоит ли убегать с отцом, когда ему хочется жениться на Кончаковне, пусть и против воли родителя. В час икс секундой его промедления шустрая девушка воспользовалась и позвала стражу, чтобы задержали потенциального жениха. Кончак рассудил, что вместо пленника и грустной дочери лучше довольное дитя, замужем за княжичем. Довольная Кончаковна водрузила на свой трофей малахай, который до этого сорвал горделивый свёкр.

Плачущая Ярославна дождалась супруга, который после нежной встречи обошёл свои владения, и они вместе отправились править.

А мы, счастливые и довольные, поехали домой, чтобы скорее рассказать о нашем занимательном путешествии и о том, как Елена Никонова в Бишкеке женила на себе княжича.

За фотографии, чудесную компанию в поездке и предложение второй части оригинального названия поста спасибо Елене Петровой @petroblog.

 

Оцените пост

36

Комментарии

2
Зачотный пост. Мысленно аплодирую.
Читается легко, приколы прикольные, юмор легкий, не натужный.
"...на Зеленый базар, за деньги"....))
0
Спасибо. Очень приятно.
Тут, видимо, надо вставить рекламную паузу? :)))
Показать комментарии