Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
9
12:28, 07 декабря 2016

Козырные тузы. Второстепенные персонажи в фильмах, затмившие главных героев

Главный герой является своего рода обложкой и рекламой, по которой зрители судят и идут на фильм и нередко произведение называют в его честь. В сравнении с остальными действующими лицами его образ прописан с особой тщательностью и раскрыт подробно для придания ему глубины и достоверности, чтобы мы понимали мотивацию его поступков и испытывали к нему симпатию. Но порой из-за того, что его наделяют исключительно положительными качествами или исполняющему ключевую роль актёру недостаёт харизмы, он получается предсказуемым и скучным и внимание на себя обращают неоднозначные злодеи, создающие конфликт, или персонажи, служащие своего рода фоном.

Бывает так, что они участвуют в нескольких сценах, не влияя на общий сюжет, но выходят такими яркими и запоминающимися, что фильм ассоциируется именно с ними, а не с теми, кому уделено заметно больше экранного времени. Такое распространено в сериалах, где не входящий в основной состав персонаж, изначально задуманный как появляющийся лишь на одну или пару серий, полюбившись публике, обретает собственное шоу (например, "Зена - королева воинов" ответвление "Геракла", а "Дарья", в свою очередь, "Бивиса и Баттхеда"). Рассмотрим случаи из мира кино. Сюда не попали актёры, номинировавшиеся и завоевавшие "Оскар" и "Золотой глобус" за лучшую роль второго плана, иначе список был бы намного длиннее.

Blog post image

Норман Бейтс (Энтони Перкинс), "Психо" (1960)

Классический черно-белый фильм безумного гения Альфреда Хичкока, снятый по роману Роберта Блоха, удивил убийством в середине повествования главной на первый взгляд героини Мэрион Крейн (Джанет Ли), укравшей деньги из банка, где она работала, и скрываясь от полиции, решившей переночевать в расположенном на окраине города мотеле. Последним, кто видел её перед гибелью, был хозяин заведения, вежливый и застенчивый молодой человек Норман Бейтс, проявлявший к ней интерес, что вызвало резкое недовольство его находящейся за кадром властной матери, вероятно, заколовшей ножом бедную девушку (учитывая, что зловещий силуэт, видный в знаменитой сцене в душевой, отчётливо женский).

После фокус смещается в сторону любовника и сестры Мэрион, расследующих её исчезновение, что приводит к шокирующей развязке. Фильм имел определяющее значение в истории кино, заложив основы жанров триллер и хоррор. Режиссёр мастерски передал тревожную и местами жуткую атмосферу, держа зрителя в напряжении и страхе за счёт художественных приёмов, впоследствии ставших клише, и загадочности персонажа Перкинса. Актёр идеально показал двойственную натуру Бейтса, но роль, за рамки которой он не смог вырваться, негативно сказалась на его карьере. Он вернулся к прославившему его образу в продолжениях "Психо" (у шедевра Хичкока есть целых три сиквела, вышедших в 1980-х после его смерти).

Blog post image

Леонард Лоуренс (Винсент Д'Онофрио), "Цельнометаллическая оболочка" (1987)

Честный фильм о войне во Вьетнаме, выставляющий её с неприглядной для американцев трагической стороны. Первая его половина отражает суровые армейские будни через подготовку новобранцев, проводящих тренировки под руководством комендор-сержанта Хартмана. Рональд Ли Эрмей крайне убедителен и естественен в этом образе благодаря тому, что на самом деле служил инструктором в морской пехоте. Приглашённый техническим консультантом на съёмки, он так впечатлил режиссёра Стэнли Кубрика своими отборными ругательствами, что роль написали специально для него. За неё Эрмей был выдвинут на "Золотой глобус", после чего начал активную кинокарьеру.

Главным героем является рядовой и затем военный корреспондент по прозвищу "Шутник" (в исполнении Мэтью Модайна), оказывающийся во второй половине фильма в зоне боевых действий. Но помимо него выделяется полноватый и неотесанный Леонард Лоуренс, которого Хартман нарекает "Гомером Пайлом" (по имени туповатого персонажа старого сериала) и подвергает мощному психологическому давлению, стремясь сделать из него совершенную машину для убийства. В итоге тот доводит навыки обращения с оружием до автоматизма, но, не выдержав унижений, сходит с ума и ... впрочем, посмотрите сами. Роль стала дебютной для Д'Онофрио, набравшего ради неё тридцать два килограмма, что считается рекордом среди актёров.

Blog post image

Гарланд Грин (Стив Бушеми), "Воздушная тюрьма" (1997)

Недооценённый актёр, пребывающий в эпизодических ролях, но способный своей невротичной манерой игры украсить любой фильм, в боевике Саймона Уэста воплотил образ самого опасного из отъявленных преступников, угнавших самолёт, перевозивший их в тюрьму строгого режима. На борту находится отбывший срок рейнджер Кэмерон Поу, задумавший помешать планам захватчиков, притворяясь одним из них, чтобы вытащить себя и заложников из передряги и наконец встретиться со своей женой и дочкой, которых он не видел много лет. Излишняя правильность главного героя не позволила Николасу Кейджу открыто выражать эмоции в своих лучших традициях.

Из-за этого его персонаж блекнет на фоне колоритных уголовников и прежде всего Гарланда Грина. Глядя на этого щуплого мужчину, сложно поверить, что он кровожадный убийца, на чьём счету множество жертв и из них большинство детей. Но он пугает не на шутку, отличаясь маниакальным спокойствием, как в моменте, где остаётся наедине в пустыре с маленькой девочкой. При этом Грин заинтриговывает и очаровывает, отпуская философские фразы, одна из которых: "Странная ирония, кучка идиотов танцует в самолёте под песню, ставшую хитом благодаря авиакатастрофе" (имеется ввиду звучащая в сцене Sweet Home Alabama печально известной группы Lynyrd Skynyrd), врезалась в память зрителям.

Blog post image

Стив Стифлер (Шон Уильям Скотт), "Американский пирог" (1999)

Фильм братьев Вайц имел огромный успех в прокате и обрёл культовый статус. Он выступил основателем жанра молодежной порно-комедии, породив массу подражателей, а также собственных не столь удачных продолжений в 2000-х. Фирменным элементом серии стал откровенный и местами физиологический юмор на тему секса, за который отвечает обаятельный хулиган Стифлер. В первой части он похотливый старшеклассник, издевающийся над главными героями Джимом, Кевином, Озом и Финчем и высмеивающий их по поводу отсутствия у них бурной половой жизни, но при этом сам ухитряется постоянно попадать в щекотливые ситуации.

Будучи душой фильма, Стив так понравился целевой аудитории, что в сиквелах его роль значительно расширена. В них он хоть и в весьма натянутых отношениях с остальными, особенно с Финчем, не раз помогает своим друзьям решать проблемы, правда, порой впутывая их в неприятности. Но образ стал клеймом для Шона Уильяма Скотта. Как и почти все звёзды "подросткового" кино, актёр не смог проявить себя во "взрослых" проектах из-за того, что его воспринимали как Стифлера. Кроме того, не стоит забывать и про Надю (Шэннон Элизабет), одноклассницу Джима, перед которой ему было невозможно устоять. Но он не был бы собой, если бы не облажался.

Blog post image

Ртуть (Эван Питерс), "Люди Икс: Дни минувшего будущего" (2014)

Седьмой фильм в серии экранизаций комиксов Marvel о команде мутантов снял режиссёр первых двух Брайан Сингер, наделив его мрачностью и сумбуром. Их разбавляет своим кратким присутствием персонаж, способный бежать со скоростью света и останавливать время. Росомаха, Зверь и Чарльз Ксавьер просят его помочь вызволить Магнето из тюрьмы, с чем он справляется без труда. Но затем вместо того, чтобы использовать почти неограниченные возможности Ртути, его оставляют не у дел. Жанр супергеройского кино грешит подобными логическими нестыковками, ведь упор ставится на визуальные эффекты, а не сюжет. Так что лучше не задумываться над его запутанностью и ещё раз насладиться сценой, где Ртуть предстаёт во всём блеске.

Blog post image

Гарри Харт (Колин Ферт), "Kingsman: Секретная служба" (2015)

Комедийный боевик Мэтью Вона по мотивам комиксов явно вдохновлён Бондианой и пародирует её штампы, но представляет собой намного более жёсткое и увлекательное зрелище. Агент британской разведки, смахивающий внешне и манерами на одного персонажа, отдавая дань уважения и долг сослуживцу, пожертвовавшему жизнью для спасения отряда, вербует его сына, неблагополучного юношу Эггси и учит того тонкостям профессии шпиона. Ферт не только вчистую переигрывает новичка Тайрона Эджертона, что немудрено, но и демонстрирует отменную форму в экшн-сценах. К сожалению, когда его героя неожиданно выводят из сюжета ближе к концу, динамика и элегантность фильма тут же теряются.

Blog post image

Бонус: Джессика Рэббит, "Кто подставил кролика Роджера" (1988) и Джа Джа Бинкс, "Звёздные войны: Эпизод I" (1999)

Революционный фильм Роберта Земекиса, снятый в стиле нуар и сочетающий игру живых актёров и "мультяшек", подвергся критике за жестокость и эксплуатацию сексуальной тематики в образе Джессики Рэббит. Воплощая архетип роковой красотки, она является женой титульного персонажа и подозреваемой в убийстве бизнесмена, в чём обвиняют её мужа, проводящего своё расследование вместе с детективом Эдди Валиантом (Боб Хоскинс). По мере развития событий за надменной наружностью Джессики обнаруживаются её доброта и искренняя любовь и верность Роджеру. Она занимает верхние строчки в списках самых желанных киногероинь (больные ублюдки, хотя она действительно хороша!)

Другой анимированный персонаж вызвал диаметрально противоположные чувства у зрителей. Во вселенной своей космической саги Джордж Лукас придумал множество героев, ставших символами поп-культуры (прежде всего это касается тех, что задействованы в оригинальной трилогии). Для положившей начало серии приквелов "Скрытой угрозы" режиссёр ввёл в сюжет неуклюжего и болтливого гуманоида Джа Джа Бинкса. Да, он выглядит как плохой спецэффект и вступает в контраст с серьёзным тоном фильма, чем привёл в ярость фанатов. Но, положа руку на сердце, кто сразу вспомнит, что в первом эпизоде "Звёздных войн" одну из ролей исполнял Лиам Нисон и как звали его джедая? А то, что там был Джа Джа Бинкс, знают все. То-то!

9
1089
3