место в рейтинге
  • 97009
  • 42
  • 3
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Инновационный Казахстан: выбор приоритетов

В республиканских масс-медиа активно обсуждаются вопросы развития национальной экономики, перспективы устойчивого роста, движения в мировое экономическое пространство и региональной интеграции.

В преддверии 25-летия Независимости Казахстана эти вопросы тесно перекликаются с достигнутыми результатами. А они впечатляют – переход к экономическому развитию на рыночных принципах; децентрализация системы управления народным хозяйством и проведение комплекса административных реформ; предоставление самостоятельности для всех субъектов экономики и их дальнейшая демократизация. В достижении этих успехов прежде всего заслуга Лидера нации – Президента РК Нурсултана Назарбаева, который как опытный лоцман вывел экономику из прорыва и обеспечил закрепление полученных результатов.

Вместе с тем Глава государства находится в постоянном поиске – куда вести наш корабль дальше, и его выбор однозначно определен – это инновационный Казахстан. За короткое время и на этом пути достигнуты значимые результаты. По итогам статистического наблюдения за 2015 год инновации имели 2 585 из 31 784 обследованных хозяйствую­щих субъектов. Инновационная активность по продуктовым, процессным, организационным и маркетинговым инновациям составила 8,1%. Наиболее весомый вклад по всем видам инноваций внесли крупные предприятия. По сравнению с предыдущим 2014 годом увеличился объем произведенной инновационной продукции, поставленной на экспорт. За период менее чем 10 лет созданы национальная и региональная инновационные системы с сетью технополисов, технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, формируются инновационные кластеры, действуют национальные институты развития, в том числе Национальное агентство по технологическому развитию АО «НАТР» и Национальный инновационный фонд и др.

Вместе с тем невозможно быстро создать всю сеть инновационной инфраструктуры, которая в ведущих странах мира формировалась десятилетиями. Для координации работы разработаны Концепция инновационного развития Казах­стана, реализуются государственные стратегии и индустриально-инновационные программы. Их основные положения приведены в соответствие с требованиями Стратегии-2050 и в системном виде отражены в ГСП «Казахстан-2020». Но путь к построе­нию модели наукоемкой экономики требует все новых и новых корректировок инновационного курса страны, а также его четкого законодательного обеспечения.

В сфере производства во второй индустриальной пятилетке поставлена задача стимулировать развитие несырьевого экспорта. К 2050 году Казахстан должен полностью обновить свои производственные активы. Их необходимо привести в соответствие с новейшими технологическими стандартами. Необходимо изжить сдерживающие факторы инновационного развития. И прежде всего пассивное отношение бизнеса к инновационной деятельности; недостаточность мер и инструментов ее государственной поддержки; некачественный менеджмент и дефицит инновационных менеджеров и др. В связи с этим поддерживаю те пуб­ликации казахстанской печати, в которых рассматриваются проблемы поиска резервов для инновационного роста, а главное – таких, которые не требуют значительных вложений из средств республиканского бюджета.

В ходе инновационной модернизации страны недоработки регио­нального и отраслевого менедж­мента, а также менеджмента самих предприя­тий и предпринимательских структур ощущаются особенно остро. По нашему мнению, инновационный Казахстан должен быстрее получить новый корпус промышленных, отраслевых и региональных менеджеров, так как именно от них зависит инновационное ожидание будущего национальной экономики.

На IX Астанинском экономичес­ком форуме, прошедшем в мае 2016 года, отмечалось, что глобальная экономика стоит на пороге нового мира – происходят тектонические и фундаментальные изменения в ее развитии. В геополитике, экономике и финансовой системе наблюдается целый ряд комплексных вызовов. В том числе в текущем году отмечается резкий спад роста стран БРИКС и развивающихся рынков, слабый рост мировой экономики. Многие аналитики утверждают, что наступил конец суперцикла цен на сырье, имеет место замедление глобальной торговли. Мы также являемся свидетелями возрастающих рисков финансового кризиса и спада развивающихся рынков. Происходят процессы обесценивания валют, волатильность финансовых рынков, период низких инвестиций и оттока капитала из развивающихся стран, снижается влияние Европейского и других международных и региональных союзов на мир и др.

Ожидать, что эти фундаментальные изменения закончатся сами по себе, когда придет время, бесперс­пективны. Как и надежда на то, что каким-то образом удастся преодолеть возникающие экономические и геополитические риски. Наоборот, именно сейчас нужно думать о том, как снизить их воздействие на устойчивый и стабильный рост Казахстана. Поэтому вопрос о том, какие экономические и политические реформы необходимо проводить для смягчения последствий мировых кризисов и достижения положительного влияния новых трендов, не является праздным.

В преддверии 25-летия суверенитета страны невозможно обойти и вопросы о том, как будет развиваться в перспективе национальная экономика. В частности, как главные структурные вызовы в мировом хозяйстве могут повлиять на ситуацию в экономике Казахстана.

Мы все хотим быстрее знать ответы на вопросы, что являются главными характеристиками и ключевыми драйверами ускорения? Какие именно новые модели роста и структурные реформы необходимо проводить Казахстану как стране с развивающейся экономикой? Ведь очевидно, что падение цен в сырьевом секторе, членство в ВТО и Евразийском экономическом союзе, инициатива Экономического пояса Шелкового пути и другие факторы создают новые условия для отечественного частного сектора и предполагают его работу в постоянно меняющейся бизнес-среде. Поскольку такого опыта у наших предпринимателей нет вообще, или мало, то без государственной поддержки тут не обойтись. А в целом нужно руководствоваться новыми правилами игры для частного сектора и всех бизнес-структур.

Все это означает, что, принимая новые законы или изменения и дополнения в действующие законы, депутаты должны точно знать, как Правительство и бизнес собираются приспосабливаться к новым условиям. В том числе как будет учитываться замедление мирового экономического роста, какие с их стороны будут приняты действия для активизации роста национальной экономики. Свое видение решения названных проблем мы связываем с актуализацией мер по инновационному развитию казахстанской экономики. Затрону только некоторые из ключевых моментов инновационной модернизации Казахстана.

Путь к инновационному Казах­стану уже определен и имеет свои направления и ориентиры. Контуры национальной модели инновационного развития Казахстана формализуются в виде наукоемкой модели экономики с опорой на человеческий капитал. Приоритетными направлениями являются разработка инновационных проектов и коммерциализация технологий, масштабное привлечение в экономику прямых инвестиций, прежде всего зарубежных.

В стране сформированы или создаются базовые инновационные площадки, часть которых приобрела международный статус. В том числе это G-Clobal, Астанинский экономический форум, ЭКСПО-2017, Назарбаев­ Университет и др. В Казахстане успешно реализуется эффективная инновационная политика как важная составная часть государственной экономической политики. Для реализации данной политики разработаны и реализуются государственные программы. Начата реализация Пяти основных институциональных реформ, затрагивающих ведущие отрасли экономики и систему государственного управления, разработан пошаговый алгоритм действий Правительства «100 конкретных шагов» и др. Благодаря реализации этих документов, а главное – разработке Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы (ГП ИИР), программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», удалось скорректировать целевые установки Стратегии-2050 с условиями современной кризисной ситуации в глобальной экономике.

В инновационном развитии Казахстана нельзя ограничиваться достигнутым, необходимо расширять и модернизировать меры по углублению наукоемкой модели экономики. Само это понятие должно быть более четко конкретизировано на всех уровнях и должно быть понятным для всех субъектов хозяйственной системы – от предприятия до отрасли, регио­на, кластера, специальной экономической зоны и т. д. Кроме того, необходимо определить показатели соответствия наукоемкой модели и основные критерии перехода к такой модели. Прежде всего эти показатели должны быть отражены в системе измерения Комитета (Агентства) по статистике РК.

Для реализации наукоемкой модели нужно иметь не только соответствующие технологии, но и инновационные ресурсы. Человеческий капитал, безусловно, главный ресурс инновационной экономики. Пришло время более четко дифференцировать понятие «человеческий капитал» и все то, что за ним стоит. Очень важно сформировать новый слой современных инженеров и инженерно-технических работников, но ведь вместе с ними нужны и рабочие нового склада – с техническим складом ума, без которых невозможна разработка и реализация инновационных проектов. Кроме того, нужны инновационные менеджеры, которые должны в совершенстве владеть информацией о рынках, знать, какие нужны ресурсы, откуда привлечь инвестиции, куда направить выпущенную продукцию и т. д. Важно уточнить компетенции, необходимые для нужд современного производства, и определить целевые заказы на подготовку инновационных работников и управляющих.

Инновационная экономика нуж­дается в развитии новых форм концентрации и кооперации производственных ресурсов. На смену традиционной отраслевой и территориальной концентрации приходят новые формы – кластерной организации, агломерации, специальной экономической и индустриально-экономической зоны и другие. Хотя эти понятия употребляются в наших стратегиях и концепциях, до сих пор нет ясности – какой будет структура наукоемкой экономики Казахстана. Сколько процентов в ней будут составлять кластерные формы, сколько СЭЗ и НИЗ, сколько агломераций и центры экономического роста? А также неизвестно, какие модернизации ожидают отраслевые и территориальные экономические структуры. Ответы на эти вопросы пока не дает и казахстанская экономическая наука.

В инновационном развитии Казахстана должна повышаться роль международного сотрудничества. В будущем внешнеэкономические связи будут развиваться на интеграционной основе. Мне, как участнику Межпарламентской комиссии, можно привести много примеров о развитии делового и инновационного сотрудничества между Россией и Казахстаном. Такое сотрудничество позволяет использовать взаимно накопленный опыт и развивать его в дальнейшем на синергетической основе, что требует также и всемерной поддержки со стороны руководства двух государств. В сфере казахстанско-российского сотрудничества главным достижением последних лет является создание ЕАЭС. Для эффективной работы Евразийского экономического союза создана необходимая законодательная база, обеспечено свободное передвижение товаров и услуг, капитала, рабочей силы, имеются все условия для свободной конкуренции всех производителей и для всех стран-участников на пространстве экономического союза.

Поэтому считаю, что дальнейшее сотрудничество двух стран должно в первую очередь укрепляться в инновационной сфере. К этому нужно активно привлекать государственные институты развития, создавать совместные научно-технологические центры и подключать отечественные научно-технологические центры, в том числе уже действующие в Астане и Алматы. Определяющим понятием инновационного сотрудничества должен стать превентивный или опережающий подход, вне которого невозможно достичь инновационных результатов.

В рамках развития массового предпринимательства очевидно, что для инновационной экономики Казах­стана нужно формировать структуры инновационного бизнеса. Наряду с уже изложенными в казахстанской печати предложениями на этот счет, которые обоснованы казахстанскими учеными (О. Сабден), а также НПП «Атамекен», считаю важным отразить в проектах их концепций и стратегий позиций по внедрению и расширению использования предприятиями инновационного менеджмента. Введение этих позиций будет способствовать реализации названных концепций. В целом это позволит создать реальные условия для решения стратегической задачи – ускоренного роста экономики с опорой на МСП. Поэтому предлагаемые концепции и стратегии развития инновационного предпринимательства должны быть доработаны Правительством и уполномоченными государственными органами. Им нужно придать статус официального документа, обязательного для исполнения всеми участниками и заинтересованными организациями.

Следующим важным аспектом развития инновационного Казахстана является принятие системных мер в части формирования информационного пространства, адекватного требованиям инновационной экономики. Отдельные примеры работы электронного правительства, в том числе и электронных акиматов, полезность ЦОНов для населения и ЦОПов для предпринимателей не вызывают сомнения. Мы с удовольствием воспринимаем такие нововведения, как «умный транспорт», «электронный дневник» в школах и другие новшества. Однако эту работу необходимо дифференцировать по уровням и привести в систему с точки зрения обслуживания инновационного Казахстана. В частности, создание в регионах информационно-инновационных площадок типа G-Clobal, безусловно, важно для глобального общения и построения коммуникаций.

Названные инициативы должны быть продолжены на региональном и внутринациональном, а также и на национальном (республиканском) уровнях, где можно было бы также эффективно обсуждать соответствующие проблемы. По нашему мнению, от административных реформ в системе государственного управления пора переходить к реформированию регионального, отраслевого менеджмента, а также менеджмента самих предприятий и всех предпринимательских структур. От того, насколько инновационным будет управление на этих уровнях, сегодня в значительной мере зависит будущее казахстанской экономики.

Таким образом, за четверть века наша страна сделала мощный экономический рывок и должна выйти на новый уровень экономического роста. Инновационный Казахстан – это следующая ступень, на которую необходимо подняться республике, чтобы в запланированные сроки войти в число 30 наиболее развитых государств мира и реализовать свою глобальную стратегию. В целом все вышеперечисленное свидетельствует о том, что у Казахстана есть много резервов для осуществления нового инновационного роста, в том числе и такие, которые не требуют значительных капитальных вложений и средств республиканского бюджета.

Источник: kazpravda.kz

30 ноября 2016, 23:24
2401

Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

Самый большой провайдер в стране: методы работы с клиентами от «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 33287
  • 194
Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

Бесспорные доказательства – путь к упрощенному судопроизводству

В Казахстане введен институт упрощенного (письменного) судопроизводства, который позволяет повысить доступность правосудия и сократить сроки рассмотрения дел.
mark_iceberg
20 нояб. 2017 / 15:49
  • 15435
  • 3
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 16812
  • 372
Новшества на орбите уголовного правосудия

Новшества на орбите уголовного правосудия

Недавно я приняла участие в международной конференции по модернизации уголовного процесса, прошедшей в Бурабае. В чем значимость данных реформ для обычного казахстанца?
mirabeisenova
20 нояб. 2017 / 16:22
  • 12271
  • 3
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 12025
  • 59
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 8393
  • 57
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 7743
  • 87
Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

Атамбаев под занавес президентства сделал всё, чтобы сжечь мосты

На своей итоговой пресс-конференции в понедельник уходящий кыргызский президент говорил не об итогах своей деятельности, а о «плохом» Казахстане.
openqazaqstan
21 нояб. 2017 / 18:36
«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

«Смех сквозь слезы», или 7 причин не любить Алматы

Жизнь в Алматы не всегда сладкая, как сахарная вата и мультики субботним утром. В этой ироничной статье автор блога «Almaty — My First Love» расскажет о семи причинах не любить Алматы.
AlmatyMyLove
20 нояб. 2017 / 13:12
  • 2629
  • 70