Данный пост является своего рода продолжением одного из моих ранних топов. Я долго откладывал его, потом вовсе позабыл и вот теперь решил исправить упущение. Из-за того, что материала не хватало, пришлось пойти на хитрость и взять из старого поста два первых фильма 2000 года. Но зато я добавил туда два новых. Сюда не включены музыкальные фильмы (были отсеяны "Круглосуточные тусовщики" про продюсера Тони Уилсона, "Контроль" про Иэна Кёртиса, лидера Joy Division, и "Рок-волна" про пиратское радио) и попали только те, что я видел. Не знаю, делали ли блогеры Pop'Corn и YviMusic подобные рейтинги, но это и неважно. Вашему вниманию мой список двадцати лучших саундтреков с участием Various Artists к фильмам 2000-х.
Большой куш (Snatch), Великобритания, 2000
К сожалению, последний великий фильм Гая Ричи, ставшего мужем (а вернее, подкаблучником) Мадонны, песня которой Lucky Star «по блату» была зачислена в саундтрек «Большого куша». Его украшением стали Golden Brown, песня The Stranglers и инструментальная Fuckin’ In The Bushes группы Oasis, как нельзя лучше подошедшие к сценам кулачных боев цыгана Микки в исполнении Брэда Питта.
Брат 2, Россия, 2000
Всё лучшее, что было в русском роке в конце 1990-х и начале 2000-х, звучит в саундтреке ставшего не менее культовым, чем оригинал, фильма, центральной песней из которого стала «Полковнику никто не пишет» группы Би 2. Больше подобного уровня кино в СНГ не снимали, что, возможно, связано с гибелью Сергея Бодрова-младшего, да и популярность русского рока пошла на спад, что лишний раз доказывает эпохальность «Брата-2»
Пляж, (The Beach), США, 2000
Приключенский триллер Дэнни Бойла оставил в смешанных чувствах, но саундтрек производит хорошее впечатление. В первой половине фильма, когда персонаж Леонардо Ди Каприо прибывает на остров и жизнь в идиллически устроенной общине кажется ему настоящим раем, звучат плавные композиции под завораживающие виды океана. Но во второй, когда он понимает, что это всего лишь утопия, и начинает сходить с ума, музыка становится более пугающей с языческими мотивами.
Почти знаменит (Almost Famous), США, 2000
Во многом автобиографическая работа режиссёра и сценариста Кэмерона Кроу, ностальгический взгляд на 1970-е. Как и главный герой фильма, в начале карьеры он являлся музыкальным обозревателем в журнале Rolling Stone и писал статьи про своих кумиров вроде Lynyrd Skynyrd и The Allman Brothers Band. Их, а также песни целого ряда не менее легендарных рок-звёзд вошли в саундтрек. Кроме того, в образе Пенни Лейн (названной в честь песни The Beatles), героини Кейт Хадсон, легко угадывается Роберт Плант, вокалист Led Zeppelin.
Ванильное небо (Vanilla Sky), США, 2001
Ремейк испанского триллера 1997 года "Открой глаза", снятый всё тем же Кроу. Из оригинала в голливудскую адаптацию перекочевала Пенелопа Круз, составившая пару на экране (а затем и в реальности) с Томом Крузом (ранее сотрудничавшим с постановщиком в "Джерри Магуйере"). Песни в саундтреке передают спокойную и вместе с тем тревожную атмосферу фильма, напоминающую одновременно сладкие грёзы и кошмарный сон.
Дневник Бриджит Джонс (Bridget Jones's Diary), Великобритания, 2001
Снятая по книге Хелен Филдинг, переиначившей на современный лад классическое произведение "Гордость и предубеждение", романтическая комедия о то и дело попадающей в неловкие ситуации, но не унывающей из-за неудач в личной жизни и не теряющей надежды найти мужчину своей мечты даме бальзаковского возраста оказалась близка зрителям и покорила их сердца, вселив в них веру и любовь. Торжественный и одновременно ироничный саундтрек, где выделяется спетая Джери Холливелл кавер-версия It's Raining Men, песни группы The Weather Girls, под стать.
Шрек 1-3 (Shrek), США, 2001-2007
Мультфильмы, предназначенные не столько для детей, сколько взрослым в плане юмора и подтекста, оказали существенное влияние на развитие анимации. Первая часть умело обыграла сюжеты и персонажей всем известных сказок, комично и органично вплетя их в совершенно новую историю. И хотя продолжения становились всё хуже, качество саундтреков не спадало. Особенно стоит отметить "Шрек 2" (2004), где можно услышать Accidentally In Love группы Counting Crows и кавер-версию Changes, песни Дэвида Боуи.
Форсаж (The Fast And The Furious), США, 2001
В отличие от последующих частей серии, где используется откровенная попса, в первой звучат более резкие и жёсткие композиции в стиле рэпкор, несущие в себе дух свободы уличных гонок. Синглом из саундтрека вышла F..ck You, песня Ja Rule, исполнившего в фильме эпизодическую роль.
Восьмая миля (8 Mile), США, 2002
Фильм запечатлел эпоху, когда Эминем находился на пике славы и творческого расцвета. Сыграв главную роль, он также записал несколько песен, одна из которых Lose Yourself получила "Оскар". И всё же несмотря на то, что сюжет явно перекликается с событиями его жизни, он рассказывает скорее о том, через какие тернии приходится пройти любому начинающему артисту, чтобы подняться. После успеха саундтрека "Восьмой мили" вышел ещё один, где содержатся песни таких мастодонтов рэпа, как 2Pac, Notorious B.I.G. и других.
Управление гневом (Anger Management), США, 2003
До того, как спустить свою карьеру в унитаз, Адам Сэндлер снимался в неплохих комедиях наподобие этой, где зажигает Джек Николсон в роли психолога, намеренно доводящего своего пациента до белого каления вместо того, чтобы лечить его от вспышек ярости. В саундтрек вошла сплошь классика рока, даже перечислять не буду, лучше стоит посмотреть фильм. Но все же выделю соответствующую ему по теме песню 19-th Nervous Breakdown группы The Rolling Stones.
Трудности перевода (Lost In Translation), США, 2003
София Коппола ещё в дебютном "Девственницах-самоубийцах" продемонстрировала свой талант постановщика и умение подбирать музыку, предпочитая жанр электронного дрим-попа. Саундтрек её второй и самой успешной работы также составляют в большинстве своём медленные инструментальные композиции, отражающие меланхоличное настроение фильма. В альбом вошли и те песни, что персонажи Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон поют в одной из сцен в караоке.
Убить Билла, часть 1 и 2 (Kill Bill, Vol. I & II), США, 2003-2004
Квентин Тарантино и этим всё сказано. Режиссёр, обладающий тонким вкусом и обширными познаниями в кино и музыке, разделил свой четвёртый фильм на две части, соединив в них западные и восточные мотивы. То же касается сочетающего ретро и современные вещи саундтрека, особую известность из которого обрела Battle Without Honor Or Humanity японского гитариста Tomoyasu Hotei. В свою очередь, сопровождающая вступительные титры Bang Bang (My Baby Shot Me Down) прямо и цинично отсылает к сюжету.
Одержимость (Wicker Park), США, 2004
Добротный ремейк французской детективной драмы 1996 года "Квартира", превзошедший оригинал по саундтреку. Фильм открывает Maybe Tomorrow, песня Stereophonics, и завершает The Scientist ещё одной британской рок-группы Coldplay, идеально подошедшая для долгожданной и трогательной финальной встречи героев Дианы Крюгер и Джоша Хартнетта (позднее режиссёр Пол Макгиган снова привлёк актёра в другой свой проект "Счастливое число Слевина").
Питер FM, Россия, 2006
Ещё один фильм, где главные герои волею обстоятельств никак не могут увидеться друг с другом (притом они даже не знакомы). Благодаря актёрам Екатерине Федуловой и Евгению Цыганову, а также операторской работе и саундтреку он смотрится свежо и приятно, воспевая величественную красоту Санкт-Петербурга и ловя романтическую волну. Его рекламой выступила песня "Вне зоны доступа" группы "Город 312" (в видеоклипе на неё есть кадры из "Питер FM"), часто ротируемая на радио и музыкальных каналах.
Дьявол носит Прада (The Devil Wears Prada), США, 2006
Снятая по роману Лорен Вайсбергер комедийная драма показывает недоступную для широких слоёв общества фэшн-индустрию изнутри. В фильме можно услышать идущие в такт с бешеным ритмом жизни Нью-Йорка (где происходит действие) песни, ставшие гимнами мира моды, такие, как Vogue, хит Мадонны (названный в честь глянцевого журнала, редактор которого Анна Винтур послужила прототипом героини Мэрил Стрип). Но, что странно, открывающая его воздушная Suddenly I See певицы KT Turnstall в саундтрек не попала.
Отступники (The Departed), США, 2006
Хотя считаю, что по накалу и драматургии ремейк гонконгского боевика 2002 года "Двойная рокировка" во многом уступает оригиналу и его нельзя отнести к лучшим творениям Мартина Скорсезе, именно за него маэстро получил свою единственную статуэтку киноакадемии. Популярной темой из саундтрека стала I'm Shipping Up To Boston, вопреки распространённому мнению не народная, а песня группы Dropkick Murphys, чей выбор обусловлен тем, что почти все действующие лица фильма ирландцы по происхождению.
Типа крутые легавые (Hot Fuzz), Великобритания, 2007
Второй в своеобразной трилогии, состоящей также из "Зомби по имени Шон" (2004) и "Армагеддец" (2013), и, пожалуй, лучший фильм Эдгара Райта (да простят меня фанаты "Скотта Пилигрима") с Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях. Пародийная полицейская комедия с элементами детектива и триллера отмечена безбашенным и остроумным чёрным юмором. В саундтрек вошли композиции колоритных английских рок-групп далекого и недавнего прошлого вроде The Kinks и Supergrass, чья Caught By The Fuzz начисто сносит мозг в концовке.
Сумерки (Twilight), США, 2008
Вы наверняка будете смеяться, но у завоевавшего сомнительную репутацию фильма весьма достойный саундтрек, отражающий его мрачный тон. В противовес заторможенности сюжета и исполнителей главных ролей Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона на нём превалируют динамичные и тяжёлые песни. Центральное место занимает Decode группы Paramore, но "Сумерки" у многих зрителей ассоциируются с Supermassive Black Hole британцев Muse, пусть её и вставили в неуклюжую сцену, где вампиры играют в бейсбол.
Хранители (Watchmen), США, 2009
Нетипичный для снятого по комиксам пессимистичный и жестокий, но стильный и продуманный фильм, где супергерои, у которых нет сверхспособностей, вершат правосудие насильственными методами и объявлены вне закона. Из-за затянутости и откровенного содержания он провалился в прокате, но обрёл культовый статус. Зрителям запомнились яркие персонажи и отдельные сцены, в том числе похороны под The Sounds Of Silence дуэта Simon & Garfunkel и кульминация, предваряемая All Along The Watchtower, песней Боба Дилана в интерпретации Джими Хендрикса.
500 дней лета (500 Days Of Summer), США, 2009
Меня бы заклевали, если бы я не включил в список саундтрек к этому фильму. Подобно его сюжету бодрые вдохновляющие гимны альтернативного рока сменяются грустными сентиментальными мелодиями. В нескольких композициях, например, Sugar Town в сцене в караоке, поёт играющая ведущую женскую роль Зоуи Дешанель, являющаяся также солисткой дуэта She & Him. Их кавер-версия Please Please Let Me Get What I Want вышла даже более проникновенной, чем оригинал The Smiths. Ненавижу эту песню!
Делитесь в комментариях, какие примечательные саундтреки предыдущего десятилетия я пропустил.