Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
9
03:41, 18 ноября 2016

Нетипичные фильмы в киносериях

Практика создания продолжений полюбившихся публике произведений зародилась с давних времён в литературе и почти с самого возникновения кинематографа. Они являются заведомо вторичным продуктом во всех отношениях. Как правило, авторы переносят в них сценарий и атмосферу оригинала с незначительными изменениями, а продюсеры штампуют их в зависимости от спроса потребителей. Тем самым кинофраншизы напоминают телесериалы, где в каждом эпизоде ровным счётом происходит одно и то же. Действительно, зачем изобретать велосипед и ломать то, что работает и приносит прибыль.

С одной стороны, это свидетельствует о нехватке творческих идей. Да и к тому же сюжетов в книгах и фильмах не так много, как и нот в музыке, а придумать что-то по-настоящему необычное и интересное очень сложно. С другой, это не так уж и необходимо. Порой зрители настолько привыкают к неоднократно виденным и оттого узнаваемым сценарным ходам и образам персонажей, что нововведения способны ввести в замешательство и отпугнуть целевую аудиторию. Все фильмы серии снимают в определённом жанре, которому свойственны характерные особенности, в конечном итоге превращающиеся в клише.

Но бывает и так, что одна из частей несколько, а то и кардинально отличается от остальных. Это может быть вызвано сформированием или логическим развитием основной сюжетной линии, а также уменьшением или увеличением бюджета. В большинстве своём именно первая часть не похожа на последующие. На неё тратят меньше средств, чтобы в случае провала в прокате не понести убытки. Но если она имеет часто незапланированный коммерческий успех, это позволяет студии запускать продолжения, делая их помпезными и зрелищными, местами даже чересчур. Ведь из-за того, что в них становится все больше экшна, теряется исходный смысл и обаяние первоисточника.

Вашему вниманию нетипичные фильмы в киносериях. В список не включены те, в которые входят спин-оффы (ответвление со второстепенными персонажами оригинала в главных ролях) и перезапуски (мрачная и реалистичная трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене или же "Новая полицейская история" 2004 года, не связанная с циклом комедийных боевиков с Джеки Чаном и, пожалуй, самый серьёзный фильм за всю его карьеру), а также те, в которых одна или несколько частей выходили сразу на видео из-за их низкой художественной ценности. У меня было навязчивое желание довести число фильмов до десяти, но я не стал заморачиваться, точно так же, как и те, кто производит сиквелы, и остановился на шести.

Blog post image

Пятница, 13-е (1980)

Blog post image

Поджанр фильмов ужасов слэшер настолько изобилует избитыми приемами, что в серии "Крик" их мастерски высмеяли. События всегда разворачиваются в городе или заброшенной глуши, куда приезжает группа молодых людей и, селясь в хижине, весело проводит время до тех пор, пока не выясняется, что в этих местах обитает ещё кое-кто. Вооружённый бытовым режущим предметом маньяк в маске охотится за незваными гостями и кромсает на куски всех, кто подвернулся под руку. Главными героями в слэшерах выступают наделённые сверхъестественной силой, а потому не горящие в огне и не тонущие в воде злодеи, уничтожить которых невозможно.

Первая часть "Пятницы, 13-е", однако, примечательна детективной составляющей. Личность убийцы (обычно известного с самого начала) остаётся загадкой на протяжении всего фильма и раскрывается ближе к концу, что является редкостью для жанра. В свою очередь Джейсон Вурхиз вершит свои деяния уже в сиквелах (коих вышло целых десять с лишним штук, что неоправданно много для откровенно примитивной кинострашилки). Следует отметить и "Время ведьм", третью часть другого хоррор-цикла "Хэллоуин", единственную, где отсутствует Майкл Майерс, ещё один знаменитый вымышленный маньяк-убийца.

Blog post image

Зловещие мертвецы (1981)

Blog post image

В фильмах ужасов нередко используется "чёрный" юмор. К примеру, самый болтливый киноманьяк Фредди Крюгер из "Кошмара на улице Вязов" отпускал шуточки в адрес своих жертв перед тем, как убивал их самым изощрённым способом. Что касается снятой Сэмом Рэйми трилогии, последние два фильма (особенно вышедшая в 1993 году "Армия тьмы", где главный герой, которого играет Брюс Кэмпбелл, попадает через портал в Средневековье), а также выпущенный в прошлом году сериал "Эш против Зловещих мертвецов" выдержаны в комедийном ключе. Первую часть же в большей степени можно назвать пугающим хоррором о выживании в замкнутом пространстве в противостоянии с пробудившимся древним злом.

Blog post image

Первая кровь (1982)

Blog post image

Тетралогия о бравом американском солдате Джоне Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне считается классикой боевика. При этом первый фильм, снятый по мотивам одноимённого романа Дэвида Морелла, является также драмой о ветеране Вьетнамской войны, пытающемся адаптироваться к мирной жизни. Решив разыскать товарищей по отряду, он приезжает в провинциальный городок. Ему приходится применить свои боевые навыки на "гражданке", когда он вынужден вступить в схватку с проявившими неуважение к нему местными полицейскими, которые не догадываются о том, что столкнулись с совершенной смертоносной машиной.

Несмотря на наличие сцен погони и стрельбы, в фильме погибает всего один человек. "Первая кровь" затрагивает такие социальные проблемы, как превышение должностных полномочий органами правопорядка, а в своей душераздирающей финальной речи Рэмбо упрекает власть, забывающую о тех, кто сражался за родину, но не удостоившись должных почестей, обречен остаток жизни провести в нищете и забвении. В продолжениях, однако, этот трагический персонаж предстает идеологическим героем, борющимся с "империей зла" СССР и истребляющим карикатурно изображённых врагов пачками из автомата.

Blog post image

Индиана Джонс и храм судьбы (1984)

Blog post image

Тетралогия о похождениях отважного и находчивого археолога в исполнении Харрисона Форда является классикой приключенческого кино и содержит элементы фантастики и комедии. При этом вторая часть располагается первой в хронологии, будучи приквелом "Искателей утраченного ковчега", самого кассового фильма 1981 года. Кроме того, она получилась мрачной и кровавой из-за детально показанных сцен ритуальных жертвоприношений. "Храм судьбы" был очень неоднозначно воспринят критиками и зрителями. Осознав свою ошибку, Стивен Спилберг придал продолжениям легкий романтический дух оригинала.

Blog post image

В погоне за Эми (1997)

Blog post image

Вселенная View Askewniverse состоит из шести частей, написанных и снятых Кевином Смитом. Начавшись в 1994 году с "Клерков" (одного из лучших независимых фильмов в истории), она завершилась спустя двенадцать лет их сиквелом. За это время также вышли "Лоботрясы" (1995), "Догма" (1999), "Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар" (2001) и фильм, речь о котором пойдёт ниже. Всех их объединяет то, что в них появляются или упоминаются отдельные персонажи (хотя одни и те же актёры могут играть разных героев) и присутствие в каждом из них культовых Джея и молчаливого Боба (в роли которого задействован сам режиссёр).

Фирменной чертой всех частей можно считать долгие и полные мата и похабщины, но вместе с тем остроумные философские диалоги между персонажами на тему секса и поп-культуры. Третья часть "В погоне за Эми" выделяется тем, что является не безбашенной комедией, а скорее драмой про двух друзей, зарабатывающих на жизнь рисованием комиксов. Один из них (Бен Аффлек) влюбляется в девушку, но преградой в их отношениях становится то, что она лесбиянка с дурной репутацией и темным прошлым. Разрешить проблемы главному герою помогают его старые знакомые, один из которых даёт ему совет, разразившись длинным монологом (хотя в остальных фильмах он не столь разговорчив).

Blog post image

Пила: Игра на выживание (2004)

Blog post image

Началом для состоящей из семи частей серии фильмов послужила короткометражка, снятая Джеймсом Ваном со сценаристом Ли Уоннелом в главной роли. Их работу заметили и спустя год они поставили расширенную для большого экрана версию, неожиданно ставшую сенсацией. Зрители по достоинству оценили динамичный и запутанный, напряженный и захватывающий триллер. В сравнении с дальнейшими фильмами в нём почти не показано насилие в кадре. Ван и Уоннелл не принимали активного участия в продолжениях, представляющих собой сплошное "мочилово", где все внимание уделено пыткам в тошнотворных подробностях.

Конечно, это далеко не все примеры. Какие можете привести вы?

9
421
8