Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
17
00:25, 17 ноября 2016

Двадцать пять советов начинающим журналистам

Примерно десять лет я - в журналистике, больше трети срока из них - на посту главного редактора. За это время ко мне не раз приходили новые сотрудники, начинающие авторы, студенты журфака и не журфака, практиканты, представители других специальностей, которые хотели писать, многие - именно об органах внутренних дел. Консультируя их, я в конце концов стала напоминать себе милого тараторку-попугая. Стремясь избавиться от этого образа в голове, каждый раз видя начинающего "акуленка", я и создала данный пост. Теперь мои мысли свободны - я просто отсылаю их к разработанным мной рекомендациям, а потом работаю дальше. Часть из них я где-то прочла, другому - меня научили мои преподаватели и мои редактора, третье - мой личный опыт. В любом случае, все озвученное мной носит рекомендательный характер. Если кто почерпнет что-то полезное для себя, я буду рада.

Журналист нашего издания берет интервью у олимпийского чемпиона по боку Д. Елеусинова

На стадии подготовки материала:

1. Не забывайте о редакционном задании. Перед мероприятием обсудите с фотографом его работу, выскажите свои пожелания.

2. Уже на стадии обработки диктофонной записи или ознакомления с пресс-релизом, продумайте жанр, в котором будете писать (заметка, фоторепортаж, обзор и т.д.) и примерную последовательность изложения. Но не ограничивайте себя выбранным заранее жанром. Если не получается интервью, например, герой не пришел на мероприятие, где вы ожидали его встретить, то, возможно, получится неплохой фоторепортаж. Всегда будьте в поиске.

3. Помните о том, что вы были на этом мероприятии, а вот читатель, скорее всего, нет. Ваша задача - создать понятную картину происходящего. В тоже время некоторая часть вашей аудитории там присутствовала. Помните и о них. Читая вашу статью, они обязательно сопоставят изложенное вами с тем, что видели сами.

4. Всегда-всегда-всегда помните о законах, этических нормах, человечности и морали. Не забывайте о том, что ваш материал могут прочесть дети.

5. Думайте о фотографиях. Какими они должны быть? Они должны иллюстрировать ваши слова? Или наоборот дать читателю информацию о том, что вы не смогли рассказать в своем тексте?

6. Заранее обговорите с пресс-секретарем или героем публикации требуется ли согласование материала. Если это интервью, желательно, его завизировать. Но помните, что вносимые изменения должны быть корректными и действительно необходимыми. Они больше касаются фактов. Обсудите с редактором внесенные изменения, если они вызывают у вас сомнения.

Blog post image

7. И, наконец, помните о том, что журналистика - это не литература, не приукрашивайте факты, задача журналистики состоит в объективном освещении действительности.

При работе над созданием статьи:

1. Не списывайте с пресс-релиза. Он служит лишь как опора на факты, названия, цифры, фамилии.

2. Уточните у редактора нужный объем публикации. Не всегда, но зачастую на полосу журнала или газеты требуется определенное количество знаков.

3. Не старайтесь вместить в ваш материал всю информацию. Это частая ошибка начинающих авторов. Получается не заметка или обзор, а беспорядочное нагромождение фактов.

4. Следите за согласованием времен глаголов.

5. Старайтесь реже употреблять слово "который". На письме красиво выглядят причастный и деепричастный обороты. Это наше преимущество перед тв и радио, где преобладают больше короткие предложения. Но предложения не должны быть слишком длинными.

6. Чаще используйте синонимы. Если один раз употребили слово "умело", потом не повторяйте это слово ни в коем случае.

7. Не начинайте абзацы с цифр, пишите их прописью.

8. Одного и того же человека тоже старайтесь "представлять" по-разному. Написали один раз Режиссер Нурлан Джуманиязов, потом можно писать просто режиссер, Джуманиязов, Нурлан+Отчество. В нашем случае, если это полицейский, то можно: майор, страж порядка, сотрудник ОВД, майор Иванов, Александр Сергеевич, участковый инспектор.

9.  В начале абзаца можно употреблять вводные конструкции, вроде: «также», «кроме того», «в связи с этим». Это для связки абзацев, чтобы мысль плавно перетекала от одного абзаца к другому. Больше подходит для материалов с официальных мероприятий.

10. Всегда читайте конечный текст, два или три раза, не бойтесь исправлять его. Если написали вечером, обязательно утром еще раз откройте и прочтите. Желательно, вслух. Текст должен быть плавным, гибким. Вы слышали, как бежит вода в ручье? Разве в журчании воды есть перебои или остановки? Так и текст. Ваша мысль должна литься подобно самому красивому ручью в округе.

11. Тщательно перепроверяйте факты, цифры, ФИО героев материала, названия мест, программ, мероприятий, организаций, предметов (например, названия наркотиков) и т.д. Особенно звания сотрудников полиции. Помните о том, что большая часть ветеранов ОВД носят звания «полковников милиции», а не «полиции».

Blog post image

12. В МВД не «пенсионеры», а «ветераны», не «вице-министры», а «замминистры»

13. Оформляйте текст в соответствии с требованиями редакции. Отберите нужные вам фотографии и сдайте их вместе с текстом.

14. Не отдавайте текст без заголовка, а лучше нескольких, если не можете остановиться на одном. Как говорил тот, кто в свое время учил писать меня, «Журналистский материал без заголовка – это машина без лобового стекла». Вы хотите продать свой труд? Навряд ли его купит кто-нибудь без столь важной детали.

После публикации материала в издании:

1. Прочитайте материал после публикации. Отметьте для себя, какие изменения были внесены в него редактором и корректором. Учтите их рекомендации.

2. Посмотрите, как размещен материал на полосе, какие фотографии из предложенных вами были отобраны или, может, вовсе обошлись без фото.

3. Как оформлен материал? Фамилия и имя автора в начале текста или в конце? Прямая речь начинается с тире или кавычки? Как пишутся числительные? Чем тире отличается от дефиса? Запомните эти нюансы, и в следующий раз при подготовке публикации четко следуйте им.

4. Не бойтесь отзывов героев материала, организаторов мероприятий, читателей. Похвала приятна, а критика мотивирует. А вместе они способствуют вашему росту как журналиста.

 
17
1272
4