Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
23:42, 16 ноября 2016

Кто обозвал Казахстан Казахстаном...

Самое часто слышимое слово в Казахстане, это «Казахстан». Оно нас преследует из радиоприемников, с экранов телевизоров, в печатных СМИ и интернете. Это и не удивительно, ведь страна, в которой мы живем, называется Казахстан.

Blog post image

За всей этой повседневностью, мы воспринимаем это как нечто вечное, существовавшее в бесконечном прошлом, и которое будет существовать всегда. Увы, каждое слово имеет дату рождения и дату забвения…

 

Те, кто читал, исторические источники по Казахстану знают, что в глубокой древности эти земли назывались Дешт-и Кипчак. Позже, когда казахи добровольно присоединились к России, встречаются названия:

Киргизская степь

Кайсацкая степь

Киргиз-кайсацкая степь

Казачья степь.

 

Так откуда же к нам пришло слово «Казахстан», какова история этого слова? Имеет ли отношение историческое слово «Казахстан» к современному Казахстану? Не буду вас томить, итак, по порядку.

Blog post image

В начале 16 века персоязычный историк ФАЗЛАЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ИСФАХАНИ описал события, свидетелем которых он был. Речь идет о «ЗАПИСКАХ БУХАРСКОГО ГОСТЯ», в которых описывается священный газават мусульман против неверных казахов. Более подробно можно прочесть здесь.

http://yvision.kz/post/635047

https://yvision.kz/post/635256

 

У Рузбихана есть отдельные главы посвящённые Стране казахов, их быту, обычаям и нраву. В сети есть ссылки, что это и есть первое упоминание Казахстана. Я тоже хотел бы в это верить, но в оригинале использовано не слово «Казахстан», не «Казахи стан» (отдельное написание), а использовано Кешвар-и Казак.

 

С определенными оговорками это можно считать первым упоминанием Казахстана, или одним из древнейших названий Казахстана.

Blog post image

В середине 16 века персоязычный поэт и историк ЗАЙН-АД-ДИН МАХМУД ВАСИФИ описал события, свидетелем которых он был. Речь идет о его труде «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ». Это довольно таки разнообразный труд о разных событиях, но там есть раздел, который называется «РЕЛЯЦИЯ О ПОБЕДЕ НАД КАЗАХАМИ». В ней описывается поход правителя Бухары, узбека из династии Шибанидов Убайдулла-хана против казахов в 1537 году.

 

В первый день священного месяца мухаррама у подножия горы Казгурд (Казыкурт), которое стало местом разбивки палаток победоносных войск, [Убайдаллах-хан в соответствии с кораническим выражением] ...и во времена ночи прославляй Его и среди дня возносил мольбу к чертогу внимающего молитвам об [указании] средства, которое повлекло бы за собой искоренение и подчинение основ могущества того племени мятежных нечестивцев и бунтующих еретиков — общества лицемерных казахов, которые, уповая на избыточность [своей] численности, и обилие мощи и могущества, и на неприступность высот гор и возвышенностей холмов, поставили ногу в круг мятежа и непокорности и высунули голову из ворота смуты и беспорядка, и почли пресечение дыхания мусульман безнаказанным и разграбление их имущества удобным. И прибыл гонец от того брата, самого любимого, счастливого и призираемого оком хазрата творца цветов сада творения, света зрачка знания и предвидения, луны, освещающей ночь и увеличивающей день, испепеляющего врагов шаха обитаемой четверти земли, водружающего знамя справедливости и благодеяния, отражающего мрак тирании и мятежа, отмеченного милостями повелителя, помощи которого ищут, Абд ар-Рашид-хана (Могулистан), и доставил послание от [этого] упомянутого хана.

 

Когда у подножия [горного] прохода Ак-Богуз были заключены с тем самым любимым братом подкрепленные условиями и верой договор и соглашение относительно отражения тех врагов (казахов), в соответствии с предписанием [коранического выражения] не нарушайте клятв после их закрепления, [они] обратились к снаряжению и вооружению для отражения казахов, и в день четверг двадцать шестого священного месяца мухаррама (5 июля 1537 года) с огромным, устрашающим горы и ужасающим моря войском знамена прибежища победы двинулись с берега реки Сайрам в сторону Казахстана, и местность Никин (Тараз), что из числа древних городов и [который] сейчас разрушен, стала местом, где были раскинуты победоносные шатры, и [количество] веревок и кольев, [при помощи которых разбиваются палатки], превзошло в том месте [число] звезд и метеоритов. В том месте группа из мулазимов счастливого знамени прибыла в тенистый чахарбаг Узун-Ахмада (место на реке Нарын, Киргизия), и это — благословенный сад, от [зависти к] которому на сердце Ирама (Эдем) — рана, и прохлада которого подобна лику изящных красавиц, и воздух которого подобен кокетливым взглядам пленительных возлюбленных. Там до слуха мулазимов достигло [известие], что группа врагов пришла к светозарному мазару Кочкар-Ата (место на реке Нарын, Киргизия) — да облегчит Аллах покой души его и да обеспечит ему удобства в покоях райского сада — и остановилась на йайлаке Сугун-Сумр (Сусамыр, приток Нарына, Киргизия).

 

Из благородных людей войска неустрашимых, опережающие стремена в тот день, когда встретились два отряда, Кумай-бий и Турды-Мухаммад-бий, каждый из которых крокодил, в море сражения переплывающий океан, и упрямец, в месте сечи и битвы подобный огню, с полком из отважных войск-мстителей за обиды, которые ветром атаки легко устраняют перед собою тяжелую гору, и в [то] время, когда огонь сжигает ложь, [они] острием стрелы пришпиливают золоченый купол солнца к лазоревой сфере небес, были командированы для того, чтобы до прихода врагов (казахов) укрепить горный проход Сунгак и перехватить им путь. Эти двое вышеупомянутые разведали [положение дел противника и] отправили известие, что то племя через [горный проход] Кочкар-Ата направилось к Иссык-Кулю, и это такое море, плюющиеся пеной разъяренные верблюды волн которого постоянно сражаются с дромадерами определяющего судьбу властелина, и сбрасывая с горы верблюжьего горба седло сущности досок судов, атакуют индуса-каравановожатого Сатурна. Кейван для ловли его рыб каждую ночь делает сети из отражения усеянного звездами голубого небесного свода и по желанию его крокодила, [способного] выпить океан, бросает в него рыболовный крючок из молодого месяца.

 

Как видно из текста Васифи употребил слово «Казахстан», других, более ранних письменных источников с этим словом нет. Мало того, с разгромом казахов в 1537 году, это слово будет предано забвению на многие века.

Blog post image

Из текста Васифи можно установить, что Казахстан в те времена находился там, где сейчас находится Киргизия, а именно Иссык-кульская, Нарынская и Таласская области современной Киргизии. И не имел ничего общего с современным понятием Казахстан и Казахской степью.

 

Итак, шли века, казахов мир называл киргизами, киргиз-кайсаками, так было до начала 20 века. О  том кто вытащил слово «Казахстан» из нафталина в 20 веке, мы поговорим в следующий раз.

 

Продолжение следует.

 
3
3321
8