Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
22:50, 15 ноября 2016

Дидар Арыстан – Роль сферы услуг в развитии экономики

Blog post image

Дидар Арыстан, аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства

Переход Казахстана к рыночной экономике связан не только с трансформацией социально-экономических отношений и институциональной базы, но и с формированием качественно новой сферы услуг.

Услуги выражают экономические отношения товарного, но не материального обмена, где непосредственно труд является объектом обмена. Услуга не создает нового, но в то же время она может менять свойства и качества уже существующего продукта.

В современном мире трудно делить экономику на продукты и услуги. К примеру, что получает потребитель при покупке телевизора – телевизор как продукт либо соответствующие услуги вещания? Это наглядно указывает на то, что товары и услуги переплетены, и их деление приобретает все более условный характер.

В настоящий момент в мировой экономике имеются следующие тенденции, так или иначе связанные со сферой услуг:

1) Рост капиталоемкости (рост использования оборудования взамен труда) и соответственно массовое высвобождение трудовых ресурсов;

2) Рост экспорта услуг, прежде всего высококвалифицированных, дорогостоящих услуг (консалтинг, техническое обеспечение и сопровождение).

В случае высвобождения трудовых ресурсов, государству требуется найти, куда приложить данные ресурсы. По-простому, людям, которые остались без работы требуется найти работу. Решением данной проблемы видится сфера услуг, которая как раз таки является трудоемкой отраслью в отличие от промышленности.

В экономике сложилось 2 противоположных взгляда на сферу услуг:

1) В классической экономике «услуга» трактуется как непроизводительный вид деятельности.

2) На стыке экономики и социологии появляется теория постиндустриального общества, основу которой заложил американский экономист Д. Белл. В работах П. Друкера, Дж. Гэлбрейта, А. Турена, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, М. Кастельса прогресс сферы услуг рассматривается как закономерное явление эволюции экономической системы. В дальнейшем последователи данной теории смотрели на услуги уже под другим взглядом. По их мнению, услуги приобретают все большую значимость, и в постиндустриальной экономике они будут главным компонентом экономики.

Наибольший вклад в реальный прирост ВВП Казахстана был обеспечен ростом услуг, связанных с операциями с недвижимостью, торговлей и транспортом.

Blog post image

Доля услуг начиная с 1995 года преобладала в экономике, и стабильно растет последние пять лет. Надо отметить, что в сфере услуг происходили не только количественные, но и качественные перемены: появились услуги связи, финансовая деятельность, некоторые виды торговли.

По последним данным Комитета по статистике Республики Казахстан структура сферы услуг Казахстана выглядит как на диаграмме выше. При этом 58,4% сектора услуг приходится на три отрасли: торговля, транспорт и операции с недвижимостью.

Также, в данной диаграмме мы видим, что торговля, транспорт и операции с недвижимостью занимают около трети (32,5%) всей экономики страны.

Blog post image

В настоящее время происходит замедление роста числа занятых в экономике. Таким образом, основным фактором долгосрочного роста мирового ВВП может быть только производительность труда.

Сегодня производительность труда в Казахстане отстает от уровня развитых стран. Час работы в Казахстане приносит 14 долларов США добавленной стоимости, тогда как в развитых странах с большими запасами ресурсов и сравнимой площадью, таких как Канада и Австралия, за час работы создается 37-43 долларов США.

Согласно Программе по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года, принятой 24 декабря 2014 года, в стране предполагается развитие 9 основных секторов, которые вносят основной вклад в ВВП: торговля (15,4%), транспорт (7,8%), туризм (1,6%), операции с недвижимостью (8,6%), профессиональные услуги (4,3%), связь (2,7%), финансовая деятельность (2,8%), образование (2,9%), здравоохранение (1,6%).[1]

Blog post image

Анализ, проведенный в программе, показал, что:

- 5 из 9 секторов требуют значительного роста производительности труда: финансовая деятельность, транспорт, профессиональные услуги, образование, здравоохранение.

- для достижения целевых значений развития сферы услуг общая потребность в инвестициях составляет 330 млрд. долларов США.[2]

- по параметру качества в 6 из 9 секторов (связи, финансовым услугам, торговле, операциям с недвижимостью, профессиональным услугам, образованию) требуются кардинальные улучшения.

- сравнительный анализ Казахстана с такими странами как Бразилия, Россия, Китай, Малайзия, Турция и ЮАР по критериям качества, доступности и цен на услуги показал, что Казахстан отстает от целевой группы по всем анализируемым секторам услуг.

Как показал анализ теории моделей развития – сфера услуг играет важную роль во всех теориях экономического развития. Так, к примеру, известный российский экономист Глазьев С.Ю.[1] отмечает, что новый технологический уклад приобретает ярко выраженный гуманитарный характер. Также он отмечает, что здравоохранение, образование, наука и культура в ближайшем будущем будут занимать до половины ВВП стран.
Blog post image

Современный научно-технический прогресс ведет к тому, что здравоохранение становится одной из ключевых отраслей. Согласно Ростоу [2], чья идея пересекается с идеей Глазьева - замечание о поиске качества жизни совпадает с замечанием о гуманитарной направленности нового уклада. Общим моментом во всех этих работах является то, что все авторы в той или иной степени подчеркивают значение таких отраслей, как образование, здравоохранение и наука.

[1] Интервью журналу «Банки и деловой мир» - Сергей Глазьев: Кредит – как авансирование роста;

[2] Ростоу У. У. Политика и стадии роста. М.: Прогресс, 1973.

Blog post image

На основании анализа сферы услуг Казахстана и теоретической базы касательно теории развития приоритетные направления развития сферы услуг примут такой вид в следующем порядке:

1) образование, наука (включена в профессиональные, научные и технические услуги) и здравоохранение.

2) транспорт, связь, техническая деятельность, туризм.

3) финансы, профессиональные услуги

4) торговля, операции с недвижимостью.

Такой порядок не случаен. Для того, чтобы понять данный порядок, необходимо понять природу услуг и их специфику. Прежде всего, услуги делятся на 2 крупные группы:

1. Услуги, связанные с перераспределением экономических благ – финансы, торговля, операции с недвижимостью и др.

2. Услуги, связанные с изменением свойств и качеств существующего объекта – образование, наука, здравоохранение, транспорт, связь, техническая деятельность и др.

Следует понимать, что услуги первой группы, выражаясь терминами Маркса, являются «надстройкой» к реальному сектору, который в свою очередь является «базисом». Следует отметить, что данный вид услуг неплохо развивается самостоятельно без какой-либо поддержки при условии должного развития реального сектора. Можно сказать, что «услуги – зеркало реального сектора».

Услуги второй группы представляют больший интерес для экономики страны, в силу того, что данные услуги участвуют в создании добавленной стоимости. Происходит это, прежде всего потому, что если услуги первой группы, образно выражаясь, «сопровождают» реальный сектор, то услуги второй группы непосредственно вовлечены во многие процессы реального сектора и тесно с ним переплетены. Общеизвестно, что львиную долю стоимости таких продуктов высоких технологий, как смартфоны, ноутбуки и прочее оборудование и техника, составляет НИОКР. В свою очередь развитие НИОКР неотрывно от развития человеческого капитала.

Исходя из вышеуказанного, наиболее приоритетными для страны являются, прежде всего, качественное образование и здравоохранение, а также высокий уровень развития науки. Они будут создавать условия для научно-технического прогресса (НТП), а НТП способствует росту производительности труда и развитию НИОКР.

Производительность труда в секторах образования и здравоохранения по итогам 2013 года остаются одними из самых низких, именно поэтому требуется развивать данные отрасли первыми.

Вторым в ряду приоритетов стоит развитие транспорта, связи, технической деятельности и туризма. Все это – отрасли, связанные с развитием инфраструктуры. Необходимость развития транспорта и логистики продиктовано стратегическим местоположением страны между растущими рынками Юго-Восточной Азии, Китая, России и крупной экономикой Европы.

Blog post image

Кроме того, туризм помимо стимулов для развития инфраструктуры создает большое количество рабочих мест.

Также стоит отметить, что если в случае образования, науки и здравоохранения практически все расходы ложатся на бюджет государства, то эти отрасли являются коммерчески интересными для частного бизнеса, что расширяет возможности их роста.

Третьим и четвертым в ряду приоритетов стоят такие услуги, как: финансовая деятельность и профессиональные услуги, а также торговля и операции с недвижимостью. При необходимости их развития, можно создать условия для привлечения средств частных инвесторов. Однако в настоящее время данные услуги не являются приоритетными для экономики нашей страны, так как по большей части являются услугами по перераспределению экономических благ, и не создают добавленную стоимость. В то же время, следует отметить, что технические услуги, входящие в состав профессиональных услуг являются исключением, и также представляют интерес для страны

 

[1] Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года

[2] Программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года

В настоящем посте использованы фотографии из Интернета

Blog post image

1
827
0