Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
13
04:36, 15 ноября 2016

Фильм про «самую плохую оперную певицу в мире». Флоренс Фостер Дженкинз

В 2016 году вышел фильм режиссера Стивена Фрирза «Флоренс Фостер Дженкинс», как пишут в анонсах, «о самой плохой оперной певице в мире». Главную роль сыграла Мерил Стрип. Флоренс, конечно, никакая не оперная певица, в фильме показывают, как богатая дама-благотворительница постепенно становится фигляршей, над которой гогочет толпа, посещая ее концерты.

Blog post image

Фильм основан на реальных событиях, да, была такая дама, которая поддерживала классическую музыку, содержала оркестры «бедствующих аристократов», давала приемы, кормила толпы гостей, и вообще, «сделала для музыки больше, чем кто-либо…», как сказал в сердцах гражданский муж Флоренс суровому критику из газеты «Пост».

Эта история до сих пор будоражит интерес западной публики, и совершенно неизвестна у нас. По мотивам жизни Флоренс Фостер Дженкинс поставлено несколько бродвейских мюзиклов,  несколько театральных постановок, в 2015 году вышел французский фильм «Маргарита», в ютубе полно записей сложнейших арий в её исполнении – Флоренс смело пела всё. Билеты на ее концерты перепродавались с бешеной накруткой. Пластинка, ею записанная, была самой популярной в истории одной захудалой студии звукозаписи, продали 40 тысяч экземпляров. Все хотели посмотреть на это чудо в перьях в самом прямом смысле этого слова, костюмы ее поражали роскошью и вычурностью – крылья ангела за плечами, диадемы и сооружения на голове. Выход на сцену тоже обставлялся с выдумкой, пожилая дама спускалась сверху, то Валькирией с мечом, то Ангелом с лирой в руках.

Blog post image

Если фильм вначале смотрится комедией нравов, то дальше происходит перелом, большей частью обусловленный талантом Мерил Стрип передавать чувства и эмоции, трагифарс превращается в трагедию. Величественная, важная, немного манерная, очень глупая женщина – жертва, ни в чем не виноватая, это трагическая фигура. Жертва святой к музыке любови.

Дочь миллионера, пианистка, она хотела профессионально заниматься музыкой, но отец ей запретил. Тогда в 19 14 лет она уходитбегает (UPD) из дома, выходит замуж за доктора Дженкинса, заражаясь сифилисом в первую брачную ночь*. Далее заработки на жизнь уроками музыки и прочие тяготы несчастного брака, пока не умирает отец. Получив наследство, свободная и богатая, она посвящает жизнь благотворительности и помощи музыкантам, организации концертов в созданном ей клубе Верди. Я не знаю, понятна ли теперь трагедия этой женщины?

Blog post image

Придется лирически отступить, сделав необходимые пояснения.

Сифилис это болезнь, которая, кроме тяжелых физических, соматических страданий, рушит психику. Поздние формы этой болезни лечат в психиатрических больницах. Ранее очень популярные анекдоты о Наполеонах в психушках, в последние полвека исчезли – это победа антибиотикотерапии и организации здравоохранения. А ведь еще в начале 70х, в детстве, я видела чудиков, увешанных самодельными орденами из консервных крышек. Клиника этой болезни, при многообразии форм, чаще всего сводится к слабоумию, странному и нелепому поведению, бреду величия.

90е годы, когда развалился советский союз, ознаменовался вспышкой заболеваемости сифилисом. Милиция перестала бороться с проституцией, в больницах исчезли лекарства, венерологи диспансеров перестали совместно с милицией искать контактировавших. Прошло больше двадцати лет. Время пришло. Эта тяжелейшая болезнь имеет серонегативные формы или серонегативные периоды течения – человек болен, а реакция Вассермана или микрореакция показывает отрицательный результат. Нелеченые, не подозревающие о болезни люди, могут, кроме поражения внутренних органов или кожи, манифестировать еще и нелепым поведением и странными высказываниями, короче – получить себе слабоумие. Под ударом все слои общества. И это совершенно не смешно! Случаев, как в старых анекдотах, не будет, любая болезнь имеет свой патоморфоз, то есть изменение клинической картины под влиянием изменившихся условий жизни, хотя бы то, что наше поколение при любом чихе горстями ело антибиотики.

Повторяю, идеи величия и отсутствие критики – чрезвычайно патологические признаки.

Фильм очень многозначный, и герои его неоднозначны. Ничего не показывают в лоб и откровенно, все тонко и с намеком. Кто-то пригорюнится, кто-то оборжётся. Люди вокруг Флоренс, конечно, прилипалы, ее обманывают, но при этом сохраняют такую мину внешней благопристойности, что просто, в очередной раз, поражаешься цинизму. Помощник дирижера Метрополитен-опера, профессиональный педагог, дает ей уроки пения, пряча усмешку, льстя в глаза, но на концерт её не придет, а специально уедет из города, и не надо упоминать его имя. Артуро Тосканини, угодливо улыбаясь, берет у нее крупные суммы в конверте – на проведение своих концертов. Муж, которого играет Хью Грант, имеющий отдельную квартиру и красивую девушку в ней, очень нежно заботится о Флоренс, оберегает, защищает её.

Апофеоз фильма – последний концерт в Карнеги Холле (денег много, сама себе арендовала зал). Если раньше муж распространял билеты только среди проверенных и приличных людей, то сейчас на концерт Флоренс пригласила американский истеблишмент и полк солдат. Можно представить, как реагировала публика на концерт, и выбирать для себя любую реакцию, одни простодушно восприняли ее концерт как комические номера и талантливую пародию, несколько старых друзей с удовольствием принимали ее пение, одни глухие от старости, другие любящие ее, третьи жалели, а большинство пришли поржать и поглумиться. И это самый главный урок фильма, почему люди смакуют чужое унижение? Издевательский смех и чувство смешного появляется в животном мире у приматов, люди, которые издеваются над другими людьми, недалеко отошли от обезьян. В то же время, от смеха удержаться невозможно, глядя как Мерил Стрип, подбоченясь и пританцовывая, поет «хохочущие» куплеты Адели из «Летучей мыши»!

Героиню было дико жалко, у меня при просмотре глаза были на мокром месте и ныло сердце. Потрясающая актерская работа Мерил Стрип, умение вызвать смех сквозь слёзы. На нее приятно было смотреть, все оперные арии, при ужасающем пении, она сделала полноценными эстрадными номерами, в отличие от реальных записей Флоренс в ютубе.

Ну и последней была реакция честного и неподкупного музыкального критика из самой влиятельной газеты «Пост» (вероятно, имеется в виду культовая «Нью-Йорк таймс»). Этот человек не смеялся, а воспринял все со звериной серьезностью и негодованием: «Я никогда не видел такого жалкого тщеславного проявления эгоизма в своей жизни. Это непростительно! Музыка важна, не издевайтесь над ней». Написав разгромную и правдивую рецензию, он убил героиню. Случайно прочитав рецензию, она всё поняла, и это ее подкосило, она слегла, и умерла. Тут Голливуд выжимает слезы даже из самого смешливого циника. Добрая и хорошая женщина, принесшая для музыки больше пользы, чем все критики вместе взятые.

В фильме показан прекрасный Нью-Йорк 1944 года, моды, наряды, общество. Показали даже легендарную колоратурную сопрано, многолетнюю солистку Метрополитен опера Лили Понс, найдя артистку с портретным сходством, гибкую и прекрасную, дали послушать в виртуозном исполнении арию Лакме из оперы Лео Делиба, прежде чем её смехотворно изувечит Флоренс.

Фильм горячо рекомендую, в прокат в нашей стране он не выходил, но его всегда можно посмотреть онлайн.

Видео с Ф.Ф.Дж.

https://youtu.be/Hcs9yJjVecs

   

* -  Интересные подробности отсюда: http://www.dailymail.co.uk/home/books/article-3575866/Why-getting-married-14-bad-singer-worse-story-excruciatingly-bad-soprano-overcame-odds-sell-Carnegie-Hall-1944.html

P.S. Благодарю Дениса Лебедева den_aka_den, который помог мне прочитать статью на сайте дэйлимэйл, отсюда: http://yvision.kz/post/726884

13