Какая у тебя...профессиональная ориентация?

Бота Жуманова 2016 M11 11
4610
42
94
0

Почему казахстанцы не хотят работать руками, ведь профессиональный бульдозерист получает больше среднего менеджера в банке! В стране наблюдается дефицит рабочей силы, а количество безработных растет.

Казахстанский парадокс: в стране наблюдается дефицит рабочей силы, а количество безработных растет!

В серии постов, посвященных казахстанской системе образования, предлагаю вашему вниманию интервью с Корлан Сыздыковой, исследователем, старшим менеджером Представительства Назарбаев Университет, с которой мы поговорили о том, почему на рынке труда сложился «ориентационный парадокс», почему колледжи станут бесплатными и почему в них не хотят учиться.

- Вы как исследователь работаете над тем, чтобы привлечь внимание к необходимости развития системы профориентации в школах. Выбор профессии – очень важен, поскольку определяет куда школьники хотят поступить и что изучать. Почему вы выбрали эту тему?

- Не секрет, что работодатели недовольны качеством подготовки молодых кадров. В свою очередь, выпускники также испытывают трудности с трудоустройством по полученной специальности, а ученикам последних классов школы нелегко определиться с выбором профессии.

В результате неразвитости профориентационной системы, многие выпускники школ практически не имеют представления о рынках образовательных услуг и труда. На мой взгляд, школьники (9-12 классов) остро нуждаются в получении полной информации о предлагаемых профессиях, им нужна помощь при выборе профессии, в соответствии с индивидуальными навыками, способностями и предпочтениями.

В нашей стране назрела необходимость формирования у школьников личностного отношения к будущей профессии и понимания ее значимости.

- Вы проводили собственный опрос школьников, в том числе и из Назарбаев школы. Расскажите о результатах подробнее?

- В июне 2016 года в 6 городах среди более чем 100  выпускников школ (РСФМСШИ, НИШ, КТЛ) был проведен опрос по поводу выбора профессии.

На вопрос о том, знают ли респонденты, кем хотят стать в будущем, 10 человек ответили «нет. Большинство опрашиваемых отметили, что выбор будущей специальности был ими сделан самостоятельно, без влияния извне, но, в то же самое время, они отмечают, что советовались с родными/школьными учителями.

Также, около 90% выпускников отметили, что выбор будущей специальности обусловлен либо престижем ВУЗа, либо предлагаемой ВУЗом учебной программой, но, в то же самое время, опрашиваемые в большинстве случаев не осведомлены о возможностях трудоустройства и заработной плате, предлагаемой по выбранной ими профессии.

Самое интересное - в большинстве случаев, опрашиваемые испытывали сильные затруднения при перечислении 5 наиболее и 5 наименее востребованных, по их мнению, профессии в Казахстане. Ответ на этот вопрос занимал в среднем 7-10 минут, многие респонденты не смогли назвать по пять профессий, начинали советоваться. Это наблюдение позволяет сделать вывод о том, что выпускники не владеют данной информацией.

- Наверняка, в их ответы по 5 востребованным профессиям вошли как всегда экономисты и юристы…

- Полученные ответы можно разделить на 4 категории – выпускники обычных средних школ, КТЛ, РСФМСШИ и НИШ.

1) Более 90% выпускников обычных средних школ в наиболее востребованных профессиях указали экономистов, финансистов и юристов.

2) Абсолютно все выпускники КТЛ отметили экономическо-финансовые и юридические профессии как наименее востребованные, а в категории востребованных, в основном, указали профессии инженер, врач, учитель, IT-специалист.

3) Мнение выпускников РСФМСШИ разделилось, немногим более 50% отнесли экономическо-финансовые и юридические профессии к наименее востребованным. В категории наиболее востребованных специальностей преобладают инженеры, программисты, робототехника, медики.

4) Выпускники НИШ в более чем 60% отнесли инженерные специальности к востребованным, хотя некоторые респонденты и отмечают в этой категории юристов, финансистов, экономистов и международные отношения (менее 30%). Тем не менее, около 75% выпускников НИШ относят эти профессии к наименее востребованным.

- Кажется у выпускников обычных средних школ явно устарелая информация, а ученики специализированных школ более адекватно оценивают рынок труда. Но странно, что практически никто не рассматривает в качестве самых востребованных рабочие специальности, на которые сейчас на самом деле большой спрос. Со следующего года обучение в колледжах будет бесплатным. Как вы думаете повлияет ли это на выбор колледжей вместо университетов среди казахстанских школьников?

- В нашем обществе, вот уже на протяжении многих десятилетий, сохраняется традиционно высокое стремление к получению высшего образования. К сожалению, несмотря на ряд мер, предпринимаемых государством, включая увеличение количества государственных образовательных грантов, охват техническим и профессиональным образованием в Казахстане остается крайне низким.

Еще в 2014 году, министр образования Саринжипов   отмечал, что по социологическим исследованиям МОН, система колледжей является не престижной и непривлекательной для выпускников школ, и, как следствие, «…до сих пор не обеспечен равный доступ населения к получению первой технической профессии. Коллежами, где можно получить конкретную профессию охвачено лишь 17 процентов молодежи.

Уже сегодня более 633 тысяч молодых людей от 14 до 24 лет не имеют профессии, что составляет 20%. Из них 94 тысяч человек нигде не работают» (из выступления Саринжипова А.Б. на парламентских слушаниях в Мажилисе РК, сайт Мажилиса Парламента РК www.parlam.kz).

 

При этом на рынке мы видим дефицит инженерно-технических и рабочих специальностей по всей стране. Ежегодно из промышленного сектора страны выбывают на «пенсию» тысячи специалистов, которым сложно найти замену. Дефицит кадров в промышленной сфере на сегодня составляет около 30 000 человек, по таким специальностям, как машиностроение, нефтегазовая промышленность, металлургия, электроэнергетика, строительная индустрия, итд.

 

 

В промышленной индустрии традиционно высокой остается потребность в специалистах со средне-специальным образованием. К примеру, прогнозируемая потребность в инженерно-технических кадрах до 2019 года составляет 87,5% из 29 400 требуемых специалистов.

Анализ потребности в кадрах, проведенный Национальной палатой предпринимателей, прогнозирует потребность более чем 70000 специалистов в следующих 20 наиболее востребованных профессиях РК в 2018 году:

 

Парадокс в том, что несмотря на увеличивающееся количество безработных граждан, в стране наблюдается дефицит рабочей силы. Следовательно, возникает необходимость развития эффективной системы профориентации школьников на востребованные профессии, что поможет единовременному решению многих проблем.

Только 40% колледжей имеют собственный вебсайт!

- Сегодня рассказать о возможностях можно не только в школах, есть целый Интернет для этого.  Как обстоят дела у колледжей и интернетом? Насколько я знаю, вы также делали контент анализ сайтов колледжей Каазхстана? Что они из себя представляют?

- В Казахстане существует 729 организаций технического и профессионального образования (База данных ТиПО, МОН РК, 2016). В контент-анализе участвовали 80 организаций ТиПО, по пять с каждой из 16 областей РК, выбранных путем случайной выборки с использованием сервиса Research randomizer.

При анализе оценивались такие критерии как наличие вебсайта колледжа, наличие перечня предлагаемых специальностей (название), и наличие описания специальностей. Из 80 колледжей, только 40% имеют собственный вебсайт (32 из 80). 3 колледжа имеют вебсайты, которые, к сожалению, не функционируют, вследствие чего было невозможно оценить наличие и описание предлагаемых специальностей.

Из 32 вебсайтов только 7 предлагают вниманию абитуриента описание специальностей. Все они, кроме Медицинского колледжа г. Алматы, являются несодержательными, суть специальностей не разъяснена.

Также, анализ выявил некоторую закономерность в наличии/отсутствии вебсайта в зависимости от области РК. Таким образом, г. Астана, Актюбинскую, Павлодарской и Северо-Казахстанскую области отличает наличие вебсайта колледжей в подавляющем большинстве случаев, тогда как участвовавшие в анализе колледжи Южно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областей не имеют вебсайтов.

Проведенный анализ приводит к неутешительному выводу – к сожалению, информативность веб-ресурсов организаций ТиПО оставляет желать лучшего, только 10% от проанализированных ресурсов предлагают абитуриенту слабое пояснение по имеющимся специальностям.

 

- Проблема с выбором профессий будущего - проблема многих стран, в том числе развитых. Какие специальности сейчас считаются прогрессивными в мире? И способна ли наша система образования дать такое обучение?

- Сегодня наибольшее количество государственных образовательных грантов приходится на технические и технологические специальности, особо востребованные на рынке труда и необходимые для экономики страны, например, в таких сферах, как транспортная техника, строительство, радиотехника, электроника, телекоммуникации, нанотехнологии и многие другие. Это подтверждает и сводный анализ бюллетеней по состоянию рынка труда за последние 15 лет, который помог выявить, что, несмотря на значительный уровень безработицы (441,9 тысяч человек -   ноябрь 2015), на сегодняшний день по республике имеется большое количество вакантных мест в таких отраслях, как инженерное дело, промышленность, научные специалисты, коммунальные услуги, врачи, сельскохозяйственные специалисты, педагогика и т.д.

 

- Какие цифры вы можете привести с точки зрения описания выбранной вами проблематики для исследования?

В недавнем заявлении министр образования и науки Ерлан Сагадиев отметил, что «… за пределами высшего образования остаются около 100 тысяч вчерашних школьников, из них 25 тысяч не поступают ни в колледж, ни в вуз».

Это заявление подтверждается исследованиями аналитической группы Всемирного Экономического Форума (ВЭФ). Сравнивая рейтинг Республики Казахстан с другими динамично развивающимися странами по индексу глобальной конкурентоспособности, следует отметить, что, несмотря на общие позитивные тенденции (общий рейтинг страны 42 из 140, рейтинг предыдущего года - 50), по некоторым образовательным компонентам, Казахстан занимает более низкие позиции:

1) Согласно данным по охвату населения высшим образованием, Казахстан занимает 61-ое место из 140. В то время, как показатель охвата по среднему образованию составляет 97,7 из 135,5 (выше среднего); показатель по охвату высшим образованием равен 44,5 из 116,6, что было отмечено как «ниже среднего» (использованы данные по рейтингу с сайта ВЭФ);

2) Анализ индекса глобальной конкурентоспособности в разрезе нескольких лет, подтверждает снижение охвата высшим образованием: Республика Казахстан в 2012–ом году по сравнению с 2008-ым годом, опустилась в рейтинге на 24 позиции.

3) Анализ отчетов ВЭФ за 2010-2015 годы показывает, что неадекватная подготовка кадров является одним из главных препятствий для развития экономики и бизнеса (использованы данные по рейтингу с сайта ВЭФ).

- Почему важно заниматься профессиональной ориентацией школьников?

-Потому что школьники, принимающие решение по выбору специальности, в настоящий момент остаются вне осуществления государственной политики по профессиональной ориентации. Предоставление качественных услуг по профессиональной ориентации не может быть осуществлено на уровне одного министерства или ведомства. Данная политика требует общегосударственного подхода, с участием заинтересованных сторон из различных секторов. Эффективное решение проблемы предполагает внедрение и развитие профориентационной системы на государственном (МОН РК, МЗСР РК, МИР РК, НПП), региональном (департаменты и управления образования, региональные палаты предпринимателей) и местном (школы, работодатели) уровнях.

- В США, к примеру, нормальное явление - переквалификация специалистов, поскольку первый выбор может быть не достаточно правильным. К примеру, в США также три четверти выпускников колледжей   работают не по выбранной специальности.

- За последние 100 лет, различные страны преуспели в введении и развитии системы профориентации. Исследование ОЭСР (2004) о профессиональной ориентации отмечает успешное развитие школьной профориентации в таких странах как США, Финляндия, Великобритания, Германия, Канада, Норвегия и Нидерланды. По мнению экспертов из этих стран, профориентационная политика поспособствовала продвижению равных возможностей, снижению процента учеников, бросивших обучение (dropout rate), и, в целом, в данных странах произошли позитивные изменения и в иных социальных и экономических аспектах, связанных с введением политики профессиональной ориентации.

Профессиональное консультирование (Career Counseling) в школах США осуществляется на протяжении всего обучения учащегося, согласно акту Перкинса от 1983 года.

1)Профконсультанты знакомят учащихся с профессиональными и карьерными возможностями;

2) оказывают помощь в поиске информации о содержании профессий и требованиях к ним;

3) координируют работу школьных учителей по профориентации;

4) консультируют родителей в вопросах развития интересов и склонностей их детей;

5)готовят выпускников школ к поступлению в колледж или университет;

6) разрабатывают карьерное портфолио ученика, содержащее результаты тестирования, примеры выполненных работ, резюме и рекомендательные письма для потенциального работодателя (U.S. Department of Education, 2016).

Также, в США успешно себя зарекомендовали различные образовательные программы, такие как «Академия Х» и «От школы к работе», целью которых является улучшение подготовки выпускников американских школ и колледжей к самостоятельной трудовой жизни.

Наиболее значительное влияние на профессиональное самоопределение американских выпускников оказывает разработанная в 1998 г. информационная база данных профессий (Occupational Outlook Handbook).

На данном ресурсе представлены следующие сведения о профессиях:

- содержание деятельности

- условия работы

- квалификационные требования

- требования к профессиональным качествам

- минимальный уровень профессионального образования,

- а также средняя заработная плата в год (Occupational Outlook Handbook. Bureau of Labor Statistics, 2015).

Тем не менее, система профориентационной работы в США не является абсолютно совершенной, работа ведется, вводятся новшества и улучшения, некоторые их которых, наша страна может с успехом адаптировать под собственные требования и нужды.

Оцените пост

89

Комментарии

3
Красивая девушка, содержательная аналитика, ненавязчивое изложение и далеко идущие выводы...
Мне очень понравилось!
1
В советское время- был такой отбор...
После 8-го - экзамены. Сдал - прошел в 9-й. Или - в техникум, где давали рабочие профессии.
Не сдал - в ПТУ. Гдек - тоже рабочие профессии - но рангом пониже, чем в техникумах.
После 10- так же . Сдал экузамены- , набрал срелний балл по аттестату- подавай доки в вузы. Недобираешь - в техникумы, на 2-3 курс....
И так далее. То есть - сообразно успехам в учебе- и - занятия. Не по душе, иногда, но - все- таки обеспечивавшие прожитолчный минимум.
Сейчас- и ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО некоторых выпускников. и - невозможность устроиться по специальности, и - отсутствие учебной базы для рабочих специальностей... Целый ком проблем...
-1
Корлан клевая, еще с КИМЭПа помню
0
А что нам так трудно создать такую книжку профессий?
Мне кажется, нам нужны ярмарки труда, выставки и технопарки. Тогда у молодежи будет ясное представление о том, кем он хочет стать. А в Университетах в летнее время могли бы работать летние лагеря или мастер классы.
-5
Чота у нее лицо знакомое. Такое ощущение что если не с нашего потока, то на год младше.
Показать комментарии
Дальше