Лебединое озеро – старая сказка по-новому

MadinaR 2016 M11 4
1061
6
20
0

Одетта – это само изящество, невинность, хрупкость. Одиллия – это дерзкое страстное существо. Мрачное изображение плещущегося озера навевает мысли, что ничем хорошим это не закончится.

Не так давно (лет пять назад) я сетовала, что все балеты в ГАТОБ похожи. Внутри них, как в лоточках, в разном порядке стоят одни и те же, словно пасхальные яйца, номера. «Анна Каренина» и «Красная Жизель» Б.Эйфмана на их фоне казались потрясающим великолепием. И тогда я подумала, что модерн – наше всё, а классика в костюмах, технике и хореографии уже отжила и место ей в нафталине.

Но, как сегодня на пресс-конференции заметил художник-постановщик Вячеслав Окунев, одно другому совершенно не мешает. И на симфоническом концерте, и в ночном клубе есть свои ценители. Причём, это могут быть одни и те же люди, просто в разное время суток, добавила я про себя.

Другой вопрос, как это может быть преподнесено.

Сегодня на генеральном прогоне новой постановки балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского показалось, что за оркестровой ямой находится совершенно сказочная страна. Там всё такое невесомое, лёгкое, красивое и живёт по своим законам, нам не неведомым.

Как же это прекрасно! Это именно то, к чему убегаешь из окружающей действительности. У даоссов есть такое выражение, что о поясе не помнишь, когда он не жмёт. Это, конечно, о другом. Но мне кажется, что когда видишь порхающую балерину с безмятежной улыбкой и не задумываешься о часах тренировок, напряжении мышц, её диете и прочем, вот это и есть показатель того, что всё удалось именно так, как в идеале и задумывалось.

Воздушность была во всём. В декорациях, костюмах. Даже массивные жёлтые бокалы с якобы инкрустациями, кочующие из спектакля в спектакль, заменили на что-то более изящное.

При разнообразии костюмов кордебалета, в массовых сценах общее действие смотрелось так гармонично в плане перехода интенсивности цвета от края сцены к фону, что ни на секунду не хотелось закрыть глаза.

Оказывается, Чайковский написал массивное произведение на четыре тома партитуры. Первая премьера более ста лет назад на сцене Большого театра провалилась. Кроме того, что он шёл четыре часа, сюжет был не тот, что известен нам всем. Ввели в балет эталонные «лебединые» сцены и придали логику событий Мариус Петипа и Лев Иванов. Театры из всего объема музыки оставляют два с половиной часа избранных частей. Именно из-за этого «Лебединое озеро» в разных исполнениях не идентично.

При новой постановке Аскаром Бурибаевым была проведена редактура музыкальной части. Были исправлены некоторые неточности в нотах, прочно обосновавшиеся в партитуре на протяжении нескольких десятилетий, пока этот балет шёл в ГАТОБ.

Руководитель балетной труппы Гульжан Туткибаева поставила новую хореографию. На мой взгляд, самая яркая добавленная сцена – танец потенциальной невесты из России. Алия Сапугова с невероятной лёгкостью и изяществом исполнила то, что для человека из плоти и крови мне даже вообразить сложно. Если бы Зигфрид не пропустил всю эту красоту, он должен был бы крепко задуматься, зачем ему птица, когда тут такая девушка.

Конечно, странно, что потенциальный жених не присутствовал на смотринах. Но, с другой стороны, официально приём для иностранных гостей наверняка был по другой причине. Единственное, что мне непонятно в третьем акте, так это как могли разрешить Ротбарту, незваному визитёру, сесть на трон рядом с королевой, и где всё это время был король.

Настоящий фурор произвёл шут – выпускник хореографического училища (его имя услышала как Кубаныч Шамакиев. Могу ошибаться. Если кто-нибудь знает, как его зовут, сообщите. Исправлю). Но это нужно видеть.

Фархад Буриев – это, конечно же, принц. Высок, красив, силён.

Одетта Динара Есентаева – это само изящество, невинность, хрупкость. С тоненькими руками, словно птичьими крылышками. Она трепыхалась, но шла за Зигфридом.

Одиллия Динара Есентаева – это дерзкое страстное существо. Её поклон королеве матери стоит того, чтобы это увидеть. Столько дикого огня, еле сдерживаемого ради корыстной цели! Её усилия казаться хорошей так и выдавали проскакивающие молнии. Казалось, что она могла разметать всю честную компанию, собравшуюся при дворе, если бы захотела. Если бы ей это для чего-нибудь понадобилось.

Как здорово показали буйство страсти, когда Одиллия появилась и ушла с Зигфридом, и тут же на их месте начался испанский танец в исполнении двух пар. Я знаю сюжет, но мне показалось, что лебедь – это любой из нас, в котором сидит одновременно и ангел, и демон.

И снова Одетта Динара Есентаева. Это поразительно, но почудилось, что руки стали гораздо тоньше, чем несколько минут ранее у её чёрной стороны. Вот, что значит внутреннее наполнение артиста!

Мрачное изображение плещущегося озера со второго акта навевает мысли, что ничем хорошим это не закончится. Это так здорово – нарастание напряжения. Причём в классическом произведении, сто раз увиденном ранее. Я смотрела разные постановки. И где лебедь засасывает в развёрзнутую бездну, а Зигфрид бросается вслед за ней. И в исполнении приглашённых танцовщиков из королевского балета, когда принц, который родом из сурового Челябинска, отмуйдохал злого гения и забрал свою любимую.

Чем всё заканчивается теперь у нас, писать не буду. Приходите и увидите всё сами.

 

Оцените пост

20

Комментарии

1
"Утром - в куплете, вечером - в газете" - такое раньше было выражение. Поздравляю, коллега! Оперативно, красиво, сочно, емко и, как всегда, с образными выражениями типа "пасхальных яиц".

Понравилось "Единственное, что мне непонятно в третьем акте, так это как могли разрешить Ротбарту, незваному визитёру, сесть на трон рядом с королевой, и где всё это время был король." У меня есть свой ответ. Король ухаживал за той самой фрейлиной, которой Шут подарил букет цветов. Поэтому королеве и шуту нечем было заняться, кроме как сидеть на балу и принимать делегации из разных стран.
1
Судя по фото новые декорации значительно лучше прежних.
1
Спасибо, дорогая!

Насчёт того, где король. Это оно да. А ещё можно предположить, что королева позволяет злому гению хотя бы временно занять место своего царственного супруга. А тот нагло этим пользуется. И много чего другого, учитывая, что и принц садился на это место. А всё из-за того, что не поставили дополнительный стульчик на сцену...
1
Вы абсолютно правы! И ещё сделайте поправку на то, что я не фотограф, аппаратура - планшет. И вообще самые-самые места упущены, ибо не отвлекалась от действа.
1
Декорации, вообще, просто потрясающие. Как и костюмы. Я такой красоты на сцене не видела.
Показать комментарии