Ерлан Сагадиев, министр образования и науки, дал свой комментарий по поводу тяжести рюкзаков и озвучил возможные варианты решения данного вопроса.

MON_RK 2016 M11 1
3519
24
29
0

Сагадиев считает, что, во-первых, для ухода от "тяжести рюкзаков" необходимо внедрять электронные учебники. "На сайте МОН уже размещены такие учебники для первого класса...

Ерлан Сагадиев, министр образования и науки, дал свой комментарий по поводу статьи https://www.nur.kz/1297472-sagadiev-otvetil-na-zayavl..… о тяжести рюкзаков и озвучил возможные варианты решения данного вопроса.


"Прежде всего, как отец пятерых детей, троих из которых, также как и все другие родители, собираю в школу, складываю в рюкзаки учебники, принадлежности, форму, соглашусь - они тяжелее, чем должны быть. Этот вопрос обсуждается очень интенсивно с родительскими комитетами, директорами школ, преподавателями, и есть несколько вариантов решений. При этом у каждого решения присутствуют как свои положительные, так и отрицательные стороны, сторонники и противники", - отметил министр. 
Сагадиев считает, что, во-первых, для ухода от "тяжести рюкзаков" необходимо внедрять электронные учебники. 
"На сайте МОН уже размещены такие учебники для первого класса, сейчас с издательствами ведется работа по размещению электронных учебников и для всех остальных классов. Дело в том, что права на электронные учебники для первых классов принадлежат государству, и мы безболезненно смогли их разместить на сайте. По другим учебникам, которые пока не являются учебниками по обновленному содержанию и права на на них еще не принадлежат государству, требуется определенная юридическая работа с издательствами в части размещения. Переговоры ведутся.


Второе. Необходимо внедрение планшетов. Этот вопрос также прорабатывается, но потребуется значительное бюджетное финансирование. Еще один обсуждаемый вопрос. Мы знаем, что сегодня нагрузка на зрительный нерв у детей как никогда высока, а физические нагрузки уменьшились. Как скажутся электронные учебники и планшеты на зрении современных детей, которые и так проводят значительное время за компьютерами, мобильными телефонами и прочими гаджетами? Те страны, опыт которых мы изучили, показывают негативный эффект на зрение, и СМИ этих стран много раз поднимали эту проблему. Нужны дополнительные исследования, чтобы понять, насколько это может отразиться на здоровье казахстанских школьников. Еще один вопрос - что произойдет, если ребенок уронит, сломает планшет? Родитель, возможно, не сможет его восстановить. Мы ведем переговоры с крупными глобальными производителями на предмет гарантии и замены как части сервиса. 
Как видите, работа в этом направлении ведется, во всяком случае первые шаги по уходу от "тяжести рюкзаков" и вообще внедрению электронного образования делаются. Электронные учебники для первых классов в скором времени дополнятся дополнительными видеоматериалами к учебному процессу", - поделился Сагадиев.


Еще один вариант решения проблемы министр видит в возможности совмещения уроков. "Во многих странах практикуется такое, что уроки истории, географии вынесены в музеи, выставки, научно-исследовательские институты, и ребенок уходит на эти занятия на целый день: проходят уроки за полчетверти или четверть и потом уже этот урок убирается из его расписания. Это очень интересный опыт, который мы планируем применить и в нашей учебной практике. Кстати, освоение предметов, как показывают исследования, лучше и качественнее. В Европе музеи переполнены учениками, и также можно организовать у нас уроки истории и ряда других предметов.


Разумеется, это несложно внедрить в городах, где есть необходимая культурно-историческая и научная инфраструктура, но многие школьники как раз живут в городах и речь коснется большого количества учеников. Также прорабатывается предложение о совмещении уроков НВП, чтобы школьник не каждую неделю посещал в школе урок НВП, а проходил, скажем, дневной, недельный курс на выездах на учебно-тренировочный полигон, в воинскую часть, автошколы. Со своей стороны военные с нами солидарны: таким образом усвоение материала проходило бы значительно эффективнее и нагляднее. Но преподавателей надо ко всему подготовить. 
Безусловно, в каждом предлагаемом новшестве есть свои плюсы и минусы, есть возникающие естественные вопросы по соответствию стандартам, нормам - все это всесторонне тщательно рассматривается и дальше будет изучаться. Думаю, с 1 сентября 2017 года, а может и раньше в школьных расписаниях определенные положительные изменения с учетом всего сказанного произойдут", - продолжил министр образования и науки.


"Четвертое. Как еще облегчить школьные портфели? Можно внедрить многосекционный учебник, который будет состоять из секций, если какая-то его секция уже пройдена, она "отстегивается" и учебник уже стал легче. Но стоимость такого учебника значительно возрастает, так как плетение и выпуск его происходят с использованием новых технологий. В этом году по некоторым учебникам мы такую работу провели - разделили его на две половины, и сейчас первоклассники учатся по нескольким учебникам, которые закрывают только первую половину учебного года. Данное направление весьма интересное, приемлемое, и думаю, что в будущем учебники будут состоять из нескольких частей, разделенных по полугодиям. Немаловажный вопрос - учебные тетради. Они тоже вносят определенный свой вес в тяжесть школьных рюкзаков. Однако, по мнению учителей, особенно первых классов, родителей, учебные тетради значительно ускоряют и упрощают процесс усвоения материала, когда речь идет о технике письма и начале математики", - подчеркнул Сагадиев.


Глава МОН проинформировал, что в настоящее время обсуждаются и объемы домашних заданий. "Мы знаем, что санпины требуют, чтобы домашние задания ограничивались одним часом, однако каждый преподаватель, считая свой предмет самым важным, дает тот объем на дом, который считает необходимым для полного усвоения материала, и ученик, как правило, выходит за пределы часа. Планируем, что с начала 2017 года, а может раньше - уже в следующих четвертях этого учебного года, объем домашних заданий для детей будет гораздо жестче регламентирован и школьник, выполняя домашние задания, сможет укладываться в один час. Параллельно мы работаем с издательствами, чтобы учебники делились на учебники и хрестоматийный материал (задачники), которые могут оставаться дома и по которым ребенок может выполнять домашнее задание. Вкупе с электронным учебником это снизит объем переносимой в портфеле учебной литературы из дома в школу и обратно", - сказал Ерлан Сагадиев.


"Пятое. Важный вопрос на пути к разгрузке рюкзаков - шкафчики в классах, в которых можно было бы оставлять учебники и форму, которые не пригодятся для занятий дома. Таких шкафчиков, которые могли бы выдержать длительный срок эксплуатации и были бы достаточно безопасны в использовании, скажу откровенно, пока не хватает. Учителя, директора школ к этому вопросу относятся очень осторожно, и это понятно - речь идет о материальной ответственности за содержимое шкафчиков. Однако во многих школах хранение учебников и принадлежностей в классе практикуется, и мы надеемся активно расширять такую практику. 
Еще раз отмечу, министерство обо всем этом серьезно задумывается и над этим работает. В то же время мы - ведомство, которое предельно осторожно относится ко всем без исключения изменениям, которые могут коснуться большинства школьников, и каждый свой шаг внимательно обсуждаем, сверяем со специалистами, экспертами, общественностью.


Цель одна - все изменения должны быть только положительными, во благо, и, соответственно, также восприняты обществом, родителями и самое главное - самими детьми. Уверен, что в будущем, применяя все или несколько из этих названных направлений, мы сможем значительно облегчить проблему "тяжести рюкзаков" для всех наших казахстанских детей", - резюмировал Сагадиев.


Оцените пост

25

Комментарии

-1
Когда-то, 90-е, моя родственница (я так понял - двоюродная бабка), Ахметова М.М. (на тот момент министр соц. развития) говорила о "нормах подъема тяжестей для женщин". Но тогда были 90-е и женщинам было все-равно на эти нормы - они огромные тюки с Турции и Китая возили. Так и сейчас - детям нужно знать много, как никогда прежде. А источник - книга, вот и все-равно будут рюкзаки полными книг.
8
А может не изобретать велосипед и разместить в школах локеры (шкафчики), как во всех нормальных странах? Или у нас как всегда особый путь развития?
5
У финнов есть практика с отменой домашних заданий, учебные материалы не покидают стен учебного заведения, учебные задания выполняются на продленке. Таким образом, потребность в ранцах отсутствует.
0
там в статье и написано о шкафах. Читайте внимательно!
2
по поводу внедрения планшетов, есть проект Classmate PC - крупные производители, например ASUS и Acer разрабатывают дешевые субнетбуки в антивандальном исполнении специально для детей в развивающихся странах - ru.wikipedia.org
Показать комментарии
Дальше