Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
04:49, 05 ноября 2016

Неполный обзор оперных событий

Последней нашумевшей оперной постановкой была «Манон Леско» Пуччини, поставленная в Большом театре для Анны Нетребко и ея супруга в октябре. Копья ломали в основном из-за сомнительной режиссуры, натянутых находок, например, куклы, которую в начале оперы пуэрильная героиня качала в руках, в середине оперы она, размером с дом, лупала глазами и отвлекала внимание от певцов и действия, доминируя на сцене, далее шел не состыкованный с предыдущими действиями финал, и тому подобное. Такие постановки может делать Большой, у него бездонный федеральный бюджет, большая вероятность того, что на следующий год оперу сложат в архив, судя по тому, как поступают с другими оперным и балетным спектаклям.

Другое дело Казахстан - Алматы - ГАТОБ им. Абая. У нас постановка должна отработать на сцене тридцать лет, а ограниченный круг публики будет ходить на нее как на работу. Обновленная «Травиата» - это самое интересное событие прошлого месяца, премьеру которой показали летом. Старая постановка обветшала, устарела, амортизировалась, честно говоря, изначально была не интересной.

Новая классическая и традиционная постановка, уверена, проживет на сцене много лет и не надоест, настолько в ней все продумано и осмысленно. Каждая мизансцена работает на сюжет, в гармонии с музыкой и пением. Все действия построены по законам драматургии, нигде не торчит нарочитая режиссура. Вот Виолетта падает без чувств на балу, окруженная своими сочувствующими светскими друзьями, занавес! Начало третьего акта, та же мизансцена, только Виолетта уже в ночной сорочке, больная и бедная. Нарядные господа равнодушно смотрят на нее и тихо ретируются. Это очень сильный образ, больше ничего не надо объяснять, смысл передан! Прекрасная режиссерская работа Ляйлим Имангазиной, я восхищена.

Умно сделаны балетные вставки, являющиеся слабым местом ГАТОБ. В одном интервью Майя Плисецкая говорила, что любила танцевать балетные номера в операх. Представляете, какой был уровень оперных постановок в Большом, если в дивертисментах занимали балетных звезд первой величины?! Неуклюжие пляски пейзан или цыган, исполняемые в мягких танцевальных туфлях, вообще никому не нужны и это профанация. В новой «Травиате» вставной балетный номер с пылом и страстью исполнили премьер Фархад Буриев и солистка Наргиз Мирсеидова. Это был хороший техничный пуантовый танец с интересной хореографией (постановщик Гульжан Туткибаева), а пляску цыган исполнил хор. Впечатляющее зрелище: молодые девы в ярких шалях пели, били в бубен и ловко, хорошо двигались по сцене, создавая на сцене композиционные картины не хуже чем в хореографиях Петипа.

Художник-постановщик Вячеслав Окунев сделал не только декорации и антураж: роскошь платьев, перьев, мебели, колонн и хрустальных люстр, но создал трудно-определяемое – атмосферу. Я сейчас вспоминаю другие его постановки на нашей сцене, например «Монтекки и Капулетти» Беллини или «Лючию де Ламмермур» Доницетти, и убеждаюсь, что в каждой опере есть прибавочная стоимость в виде атмосферы времени и места литературного первоисточника.

Потому и необходимо обновлять постановки, потому что дух этот, zeitgeist, со временем, по мере юзанья оперы, развеивается. Любая постановка становится обыденной и шаблонной, даже для нового зрителя, как будто с нее облетает золотая пыльца. Недавно в театре был концерт «Вечер вокальных дуэтов», по отзывам знаю, что это очень удачная концертная программа, которую прекрасно исполнили молодые певцы театра. После концерта было новшество – встреча театральных работников с активной публикой. Отвечали на вопросы и сообщили новость, что в этом сезоне обновят «Риголетто» (который тоже не фонтан)! Надеюсь, его, как и новую «Травиату», дадут без купюр.

В сентябре ГАТОБ ездил с гастролями в Грецию, показал местной публике два балетных спектакля, а оперную составляющую презентовал в виде гала-концерта. Концерт прошел успешно, поэтому, по приезду, программу показали и нам. Она содержала казахские хиты: Беташар, Арию Абая и Бул-бул Хамиди, навязшие на зубах арии и дуэты из итальянских и французских опер (кто часто ходит на концерты - отгадает программу на раз-два-три), симфонические вставки из опер и балетов и греческую музыку, чтобы потрафить местной публике.

Вначале показали фильм о гастролях, с кусками из этого гала-концерта, один момент я даже испугалась, что этим все и ограничится, но нет, начался и наш концерт. Он прошел на хорошем уровне, все блеснули. Дирижер и певцы, в перерывах между номерами, жали друг другу и первой скрипке руки. Мило, конечно, лучше, чем в чопорных правительственных концертах, но мне кажется, это не спонтанная раскованность и дружелюбие, а способ пристроить в перерыве тело на сцене – ручкаясь и обнимаясь. Раздражало.

Оркестр в яме и оркестр на сцене - две большие разницы. Не все "перекрыли" его, например Талгат Кузембаев в соло. Ария Абая прозвучала невыразительно, особенно на фоне двух других, недавних исполнителей этой арии – гран-призера конкурса Бибигуль Тулегеновой Расула Жармагамбетова и участника Большой оперы Сундета Байгожина. Зато Талгат Кузембаев блеснул в итальянском репертуаре, Луна и Риголетто у него очень драматично вышли.

Хорошо выступил Нуржан Бажекенов. В последнее время он стабильно хорошо звучит, поёт крупным пробивным и полетными звуком, с эмоциональностью и присущим ему артистизмом.

Хорошо, но не блистательно спела Гульзат Даурбаева. Бросились в уши различия между нормально-хорошим исполнением тела арии округлым тугим звуком (Леонора «Трубадур») и великолепием огромных финальных высоких нот. Этим самым она мне показала, а до этого я не замечала, что и остальное она могла бы исполнить по-Сазерлендовски.

Жамиля Баспакова была в форме, исполнила Адину из «Любовного напитка» и «Бул-бул» Хамиди. Тембр голоса божественный, верхотуры великолепные, колоратуры в этот раз тоже были при ней (а то я было подумала, что она разучилась петь фиоритуры. В «Травиате», при удивительно щемящем лирическом исполнении остальной партии, она запорола Sempre libera. Если раньше ей не удавался спуск в пассаже, то теперь не получаются еще и подъемы в хроматической гамме).

Дуэт из Любовного напитка она исполнила с Олегом Татамировым, который в концерте исполнял не свой репертуар, но при этом хорошо пел. Голос его лирический, мягкого баритонального тембра и тенорового звучания. Голос трещал, при этом он очень выразительно пел Дулькамару, написанного Доницетти для баса и арию Тореадора, написанного Бизе для драматического баритона. Он большой артист, глаз от него не отвести, роль сделал, даже не знаю, как к этому относиться. Скорее – плохо. Петь надо свой репертуар, я до сих пор не могу забыть его Родриго ди Поза из «Дон Карлоса», исполненного на одном из концертов, это было прекрасно.

Оксана Давыденко хороша, звучит, оттягивая на себя внимание во всех ансамблях. Она солировала в дуэте Цветов Делиба, ее Малика была главной жрицей, а Лакме Баспаковой – служанкой. При этом голоса очень гармонично сливались. Только ее и Бажекенова слышала (и видела) в квартете из «Риголетто», хотя Верди написал срединные, подголосковые ноты для партии Маддалены. Вот что делает артистическая харизма, молодость и большой голос. Хабанеру исполнила страстно, медовым с золотом голосом.

Оркестр играл неплохо, самое лучшее для меня - «Щелкунчик» Чайковского, «Абай» Хамиди-Жубанова и «Трубадур» Верди. Греческую музыку через душу не пропустили. Дирижёр Аскар Бурибаев.

Очень интересное сообщение для меломанов: оказывается, студенты Консерватории в учебных целях ставят одноактные оперы. Хорошая возможность услышать другие оперы, хорошие и разные. Недавно в малом зале им. Жубанова прошла опера-буффо Доницетти «Рита». Режиссер Инна Садыкова, концертмейстер Е. Петровская, дирижер Ерболат Ахмедьяров. Я бы не пошла туда, если бы не увидела в афише имя гран-призера вокального конкурса Бибигуль Тулегеновой Расула Жармагамбетова. К моему удивлению, зал был полон, пришли профессионалы (я увидела много знакомых лиц из ГАТОБ), все блогеры ювижна, пишущие о классической музыке (@madinar и @omaprem) кроме @beethoven, был кто-то из медиа. Я думаю все пришли на Расула.

Опера эта редко исполняется, но музыка замечательная, с искрометными ариями, дуэтами и терцетами, как это умел делать Доницетти. Сюжет неприятный и не политкорректный для нашего времени. Это фарсовая комедия характеров и положений. Первый муж, пират, баритон, бил Риту, и, как она думала, погиб. Рита, сопрано повторно вышла замуж за недотепу повара Беппо, тенора, которого сама бьет и терроризирует. Даже арию поёт о том, что выходить надо за дурака. А пират-то не погиб, а эмигрировал в Канаду, а на родину приехал, чтобы получить свидетельство о смерти Риты, хочет жениться на хорошей девушке. Беппо обрадовался, что сбагрит жену законному мужу, но пират упирается. Игра в карты на жену не получилась – каждый хлюздил, потом тянули соломинки, и прочие очень смешные кунштюки. Вздорная садистка Рита… В конце концов, все заканчивается благополучно, пират учит Беппо обращаться с женщинами, то есть бить их, это почему -то называется «брак по-русски», хорошее мнение о русских было у французов в 19 веке (опера написана по французскому либретто, для Опера Комик)! В постановке студентов, повар Беппо – алкоголик, такого надо бить, но смотреть, как раздают оплеухи, неприятно в любом случае.

Из оперы выкинули все речитативы. Аккомпанемент на фортепиано был не чистым. Мелодий не донесли, музыка не прозвучала.

Событием эта постановка не стала. Там был только один готовый оперный певец – Расул Жармагамбетов. Неплох был тенор Р. Совет, у него хороший голос, но ему еще надо учиться, нормально он пел только когда стоял столбом на авансцене, а когда надо было двигаться, звуковедение уже страдало. Очень милый и артистичный юноша. Сопрано Рита это ужас, не буду писать ее фамилию, она студентка 4 курса, а петь не научилась, или ее не научили. Это безопорное мяуканье, а не пение, фальшивое притом. Оперный голос у нее, конечно, есть, она пару раз залупила верхние звуки. Я уже привыкла, что вокруг много очень хороших молодых сопрано: новое пополнение театра, студенческие концерты Брависсимо, студенческий проект «Волшебная флейта», прямо обухом по голове. Если бы они подобрали третьей студентку, которая к 4 курсу уже научилась петь – было бы хорошо. В этом деле кастинг – всё!

 
11
584
2