Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
17
17:39, 10 октября 2016

Оправданная жестокость. Кинозлодей, которому можно сопереживать

Примечания: возможны незначительные спойлеры, но основной сюжетный твист фильма сохранен в тайне.

В художественных произведениях (и прежде всего в кинематографе) отрицательные персонажи, воплощающие собой людские пороки, предстают по сути безликими. Их образы прописаны поверхностно и раскрыты не столь полно в сравнении с главными героями (которым выделено больше экранного времени). Из-за этого им недостаёт глубины. Они почти лишены какой-либо человечности, а их мотивация ограничивается абстрактным желанием захватить и уничтожить весь мир или более понятным стремлением к наживе. Их предысторию часто не показывают для придания им пугающей неопределенности, а асоциальное поведение объясняется тем, что склонность к насилию у них проявляется с детства. Складывается впечатление, что они родились плохими, а не стали такими под влиянием жизненных обстоятельств. Потому им сложно вызвать у нас симпатию, ведь мы с нетерпением ждём, что в финале их настигнет суровое наказание за содеянные ими поступки. Но антагонисты являются необходимым элементом повествования, поскольку именно они обеспечивают действию интригу.

К тому же, если детально поработать над их созданием и развитием, они могут получиться даже более интересными и притягательными, нежели исключительно положительные персонажи. Ничто не способно облагородить и героя, и злодея так, как двигаемая ими месть. Все мы когда-нибудь испытывали в отношении кого-то это негативное чувство, не дающее спокойно жить и не оставляющее в душе место состраданию и прощению. Когда по сюжету кто-то начинает вершить самосуд, используя для достижения этой цели противоправные методы, мы, знакомясь с его мотивами, представляем себя на его месте. Мы размышляем над тем, как далеко бы сами пошли, чтобы восстановить справедливость, и, получая удовольствие от созерцания процесса, невольно болеем за пусть и борющихся за честь, но убийц. Месть это сладкое блюдо и его подают особенно вкусно в холодном виде в трилогии южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука. Самым удачным в серии фильмов (не связанных между собой, кроме общей темы), состоящей также из "Сочувствие господину Месть" (2002) и "Сочувствие госпоже Месть" (2005), является психологический детектив "Олдбой" (2003).

Blog post image

Снятый по одноимённой манге, но существенно разнящийся с ней, фильм после выхода произвёл эффект взорвавшейся бомбы, будучи необычным и шокирующим даже по меркам специфичной азиатской кинопродукции. Ставший классикой, он рассказывает о мужчине по имени О Дэ Су, которого неизвестные похищают прямо посреди улицы и держат в специализированной тюрьме. Он не может даже предположить причину своего заключения и, изолированный от общества, сходит с ума. Спустя пятнадцать лет его выпускают с условием, что он должен разобраться, кто и зачем с ним так обошёлся. Первым делом О Дэ Су отправляется искать обидчиков, собираясь поквитаться с ними. Но мстителем является не он, а его противник Ли У Чжин. Незаметный большую часть фильма, он и есть тот самый олдбой (перевод слова с английского позволяет догадаться, кем приходится этот персонаж главному герою). Ли У Чжин фигура неоднозначная, окутанная мистическим символизмом. Нам не поясняют, как ему удалось стать таким всемогущим и он не похож на типичного злодея и внешне, и по манерам.

Его прошлое проливается на свет посредством коротких, но ёмких флешбэков, доказывающих, что он застрял в переломном эпизоде своей жизни (из-за чего он выглядит как юноша, хотя должен быть ровесником О Дэ Су). Утратив в ней смысл и посвятив оставшуюся её часть подготовке и осуществлению изощренного плана мести, Ли У Чжин уже не живёт (а, значит, и не стареет). Он организует пропажу и содержание О Дэ Су в заточении, отнимает к него семью и безжалостно убивает его лучшего друга, а также охотившихся за ним бандитов. Но череды ужасающих событий в "Олдбое" могло не произойти, если бы у Ли У Чжина не поломалась судьба. Во флешбэках, да и на протяжении всего фильма он отличается уравновешенным характером, ясным рассудком и в целом ничем не выделяется, если не считать его сексуальных отклонений, что привело к разрушительным последствиям. Фильм поставлен настолько искусно, что не отпускает до самого конца, набирая все новые обороты и не переставая удивлять. Я успел проникнуться к Ли У Чжину ненавистью за его, казалось бы, слепую ярость к О Дэ Су, но в кульминации "Олдбой" убеждает в своей гениальности.

Blog post image

Мне в равной степени стало жалко главного героя, слишком жестоко поплатившегося за свою ошибку в молодости, а, осознав вину, искупившего её кровью, и, как ни странно, злодея. В фильме не раз произносится поговорка "Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Заплачь, и ты будешь плакать в одиночестве". Я неожиданно искренне сопереживал Ли У Чжину в сцене, где он погружается в свои воспоминания, настолько она пронзает насквозь и прошибает слезу. В ней он предстаёт не как скрывающий эмоции беспощадный каратель, а одинокий, хранящий в сердце боль и уставший от неё человек. В его обреченном взгляде выражается раскаяние, ведь месть на самом деле никогда не приносит полного удовлетворения и "Олдбой" завершается (спойлер).

Blog post image

Если какой фильм и можно признать подлинным шедевром, так это его. Подобные творения выходят крайне редко и хорошо, если вообще появляются. Ведь какой ещё фильм обладает таким же самобытным стилем, лихо закрученным непредсказуемым сюжетом (если вдруг не видели "Олдбой", обязательно посмотрите), заставляя не только наслаждаться зрелищем, но и задуматься, а главный злодей в нём вызывает настолько противоречивые чувства?

17
318
5