Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
05:51, 09 октября 2016

Я сам казах, но не понимаю других казахов.

Возможно, этот текст заденет самолюбие моего народа, но замалчивать на эту тему уже не хочу, а хочу просто написать, так как обсуждая это в кругу друзей, я вряд ли изменю что-то, а изменить мир реально хочется. Вот и пользуюсь возможностью выхода в Сеть, надеясь, что это прочтут как можно больше людей. Есть такие темы, о которых все вокруг говорят и все всё прекрасно знают и понимают, но когда ты публикуешь и пишешь об этом в интернете, общество говорит тебе: "Ты дурак!", "Зачем вы публикуете такое?", "Удали запись!", "Это нельзя писать!", "Об этом нельзя говорить!".

В нашем Казнете казахстанцы уже научились писать о том, что делать казахскую свадьбу сегодня дорого: О ценах на продукты, о затратах на лимузины, платья, костюмы, аренду ресторана и тому подобное, но всё же мы продолжаем это делать, мы продолжаем разбрасываться деньгами, а сами же сидя у телевизора тарахтим о том, что в стране сорят бюджетными средствами, что правительство загнало всех в кризис. Неужели это у нас традиции такие? Наверное всё-таки это так.

Мы тратим свои финансы, пусть даже мы это возьмем в долг, но мы все равно будем тратиться, пусть это будет при жизни или даже после смерти.

Я сам недавно женился и окончательно понял, что наши обычаи невыгодны для нас самих. Жених везет деньги, золото, несколько метров материала родственникам невесты. В свою очередь ее сторона делает то же самое: Опять трата денег, и опять... куски какой-то ткани, которые ходят из рук в руки. Спрашивал об этом у людей, говорят, что эта традиция идет издавна, так как раньше особо не было выбора одежды, но хорошим товаром считалась ткань, из нее же шили и одежду, и другие вещи, но всё же мы живем уже в другом веке и многое у нас уже по-другому.

Хороним человека. Опять куски ткани, чапаны, какая-то одежда и всё это раздается перед джаназа-намазом: "Ұлы Жүзден кім бар? Орта Жүзге! Кіші Жүзге!". В этот момент ты понимаешь, что в могилу с собой человек ничего не уносит, а только у головы твоей будут несколько пакетов, которые будут раздавать твои родственники или даже не родственники. Поможет ли это усопшему? Я думаю, что покойнику помогут молитвы тех, кто пришел выразить соболезнования и то, если есть дәрет (омовение) у тех, кто пришел принять участие в джаназа. Я не понимаю, почему нужно "ойбайлап" кричать и плакать, когда соболезнующие заходят выразить сочувствие родственникам, ведь перед входом в дом, они спокойно идут, без слез, без каких либо других эмоций: "Айқалап кірейік па или қалай кіреміз?" - иногда спрашивают люди друг у друга. Ставится палатка или юрта, режется баран или лошадь, дается қонақ асы, где накрывают дастархан для толпы людей, хотя, по словам наших наибов или имамов этого даже делать необязательно. Другие идут договариваться с рестораном, куда после похорон придут и снова будут кушать. Опять траты. На кладбище пока готовят могилу, обычно имам говорит о религии и бывают такие представители мусульман, которые говорят от души, прям аж хотят докричаться до мужчин (на сами похороны женщины не идут), но в глазах и словах наших казахских мужчин я редко слышу, чтобы они говорили об Исламе, о религии, об иной жизни, ведь мы являемся свидетелями "порога" другой жизни, будучи на самих похоронах. Кто-то курит недалеко, кто-то общается о машинах, работе, делах: "Эй, қалын қалай? Қайда жүрсің? Не жұмыс істеп жүрсің?" - спрашивают мужчины, которым под 40 лет у своих племянников или сыновей их друзей. Честно говоря, мужчины уже не хотят брать лопату в руки, когда закапывают человека, только активисты делают дело, а другие отходят в сторонку и наблюдают за остальными, опять же покуривая в сторонке. Жаль, что казахи до сих пор "маятся" "ширкоманией", то есть добавляют что-то иное, совершенно далекое от шариата, ведь хороним-то по Исламу. Кто-то заворачивает деньги в платочки и расставляет по углам или потом делают "шырақ жағу". "Шырақ жағу" - это такое дело, типа, умершему страшно в могиле и нужно в течении трех дней жечь костер где-то рядом, чтобы ему было не страшно. Бред. Наверное это остатки шаманизма наших степей. После все едут в ресторан, где не кладут вилки: "Бұл ас қой, вилка қоюға болмайды!". Или же принесут тебе сваренные огромные куски мяса и гостям приходится резать самим, хотя это вроде ресторан и официанты его нарезать могут сами, но опять же - традиции какие-то. Когда имам начинает читать Коран, женщины покрывают головы платками. Самое дебильное было то, когда на одном из торжеств также муслим читал аяты, а женщины в это время брали салфетки и клали их себе на головы - это был полный аут. Не понимаю, зачем казахи делают "жетісі" или "қырқысы", почему сразу не "мыңы" или "оны"? Возможно, что это идет от христианства: "Семь дней", "Сорок дней".

И что плохо, всегда есть отмазки: "Біз совет өкіметі кездінде тұрғанбыз, совет кездіндегі адамбіз", "Олай біздің ата-бабаларымыз жасады", хотя делали ли это наши предки или нет, никто не знает и вроде уже все взрослые люди, вроде они опытнее, чем мы, молодежь, но всё же они остаются при своем ограниченном мнении. Мне всегда кажется это таким, как -будто многих загнали в какой-то шар и они не могут выбраться оттуда, они даже не делают усилий для этого.

Недавно ехал с Алматы в Талдыкорган. Разговорились с одним парнем: "Я сына в казахский класс отдал. После этого он забитый какой-то стал. Ну его нафиг, обратно в свой класс вернули. Нормально сейчас. Общается со всеми!". Я сам учился 8 лет в русском классе, после, в 9 классе перешел в казахский. В первый же день на меня налетела учительница, когда увидела, что я просто показывал колоду карт своему однокласснику: "Эй!!! Сен немене!!! Сығансың ба?!!" (Эй!!! Ты что?!! Цыган что ли?!!) - кричала на меня эта татешка. Я был в шоке и не понял, что нужно делать, а другие одноклассники молчали и смотрели на всё это дело, другие даже боялись смотреть в нашу сторону. Потом она позвала классную руководительницу. Я думал, что хоть моя классуха заступится за меня, ага, фиг там, они вдвоем орали на меня так, как никто еще так не кричал на меня. Это продолжалось в течении всего учебного года. Мы воевали как могли. Потом преподавателей сменили и было все нормально. Здесь я хочу сказать о том, что именно во многих казахских классах до сих пор продолжается жесткий мамбетизм: Учителя орут на детей, кричат, бьют. Если он казах и ты казах, это не значит, что отношения выяснять надо по-колхозному. Казахи, давно пора быть цивилизованными.

Я не скажу, что я такой сам, умнейший, хороший или яро правоверный и у меня есть свои "косяки", но это мой личный взгляд. Это Yvision. И по крайней мере, я стараюсь идти к лучшему. Возможно, что мы будем другими, наше поколение будет делать многое по-другому, а не так, как это делается сегодня. Наверное, тогда и будет другое время.

 
7
1582
4