5 января 1975 года космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров стартовали на корабле «Союз-17» к орбитальной станции «Салют-4». Однако, на активном участке полета, во время разделения первой и второй ступеней ракетоносителя, произошла авария. Экипажу корабля пришлось отстрелиться от ракеты. Космонавты Лазарев и Макаров, впервые испытавшие на себе работу системы аварийного спасения (САС), сумели приземлиться на Алтае. А аварийный корабль получил официальное название «Союз-17-1».
А во второй раз систему САС пришлось применить 26 сентября 1983 года, когда ракета с космонавтами на борту загорелась в момент запуска - за 48 секунд до старта корабля "Союз-Т-10-1" произошло возгорание ракеты-носителя. Как говорят очевидцы, экипаж космического корабля «Союз» удалось спасти только благодаря инженерной интуиции знаменитого испытателя космической техники Алексея Шумилина и руководителя стартовой команды Александра Солдатенкова, которые сумели заметить, что с кораблем творится что-то неладное на несколько секунд раньше, чем о пожаре доложила автоматика. Они мгновенно оценили ситуацию и за две секунды до взрыва при помощи системы аварийного спасения корабль отстрелили прямо на старте. Спускаемый аппарат, в котором находились космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов отделился от горящей ракеты и приземлился на парашюте в полутора километрах от старта. Спасенные космонавты спустя несколько минут уже наблюдали за пожаром, бушевавшим на «гагаринском» старте. Кстати, мой друг инспектор ГАИ Саша Иванов ( сожалению, уже ушедший из жизни), на служебной машине которого мы наблюдали за запуском из степи, километрах в пяти от старта, тоже почувствовал неладное еще до пожара и дал «по газам». Так что, горящую на старте ракету я наблюдал, вывернув шею, в заднее стекло авто, которое на огромной скорости уносилось прочь.
К счастью, больше подобных аварий на Байконуре не случалось
Песня Игоря Чижика