«Русский Шопен» сыграет Брамса

927
0
0
55

"Русский Шопен" получил запись с выступлением нашего оркестра и нашел окошко в своем расписании, чтобы приехать и сыграть с павлодарским коллективом.

«Фантастический татарин» – всемирно известный российский пианист Рэм Урасин – впервые выступит в Павлодаре на открытии 14 филармонического сезона. Помимо знакомства с «шопеноподобным», как называют Урасина критики и западная пресса, ценителей классики ждут и другие сюрпризы от симфонического оркестра под управлением Болата Рахимжанова. Подробнее о премьере, которая состоится 9 октября в ДК им.Естая, рассказывает музыковед оркестра Наталья Землякова.

– Наталья Владимировна, по человеческим меркам оркестр сейчас переживает переходный период. Как педагог вы видите признаки наступающего подросткового кризиса в этом «живом организме»?

– Если оркестр и меняется, то только в лучшую сторону! Когда дело касается творчества, мне кажется, количество лет переходит в качество. Потому что за этот период были сделаны десятки новых программ, было сотрудничество с великими современными музыкантами, а это всегда тот опыт, который даёт коллективу возможность ощущать себя уже не подростком, а творцом.

Мы можем считаться скорей даже брендом этого города и области. И в шутку, и всерьёз замечу, что те акимы области, которые ходили на наши концерты, добивались больших успехов. Оркестр был создан по инициативе Ахметова, Сагинтаев ходил на концерты – и оба стали премьер-министрами в правительстве Казахстана. Так что мы вроде талисмана в спортивной команде.

Я всегда привожу в пример библейского царя Давида. Будучи простым пастушком, он смог стать царем. Не потому, что убил Голиафа, это другое; а потому что у него были превосходные данные – он был умницей, музыкантом и сочинителем псалмов. Поэтому человек, который занимается музыкой, любит музыку, а она открывает перед своими ценителями невиданные границы, и, может, этих границ в духовном плане вообще нет, – такой человек добивается очень многого.

– Об одном из таких много добившихся: приглашенный солист Рэм Урасин – «посланник Шопена», лауреат и победитель международных конкурсов, концерты которого с успехом проходят на самых престижных мировых площадках. Какие пути-дорожки привели его в Павлодар?

– Пути у нас традиционные – приглашение художественного руководителя оркестра Болата Рахимжанова и директора оркестра Ирины Рахимжановой, которая умеет не только талантливо общаться с приглашёнными солистами, но и организовать работу так, что все 14 лет концерты оркестра проходят с неизменным аншлагом.

Не каждый знаменитый музыкант может найти в своем графике время приехать, но с Рэмом Урасиным получилась интересная история. Про него нам рассказал дирижер Ренат Салаватов в свой приезд в прошлом году. Но на первое же приглашение Рэм ответил отказом, сославшись на плотный график выступлений, – в конце сентября у него концерты на Дальнем Востоке, 15 октября в Москве.

Ему прислали запись с выступлением нашего оркестра, и когда он её послушал, то сам перезвонил, нашел окошко в своем расписании, чтобы приехать и сыграть с павлодарским коллективом. Это лучшая оценка творчества нашего коллектива, ведь Урасин играл в мировых оркестрах под руководством таких дирижёров, как Спиваков, Плетнёв, Рудин, Мансуров!

При этом он сам выбрал для выступления в Павлодаре Второй концерт Брамса, который, во-первых, является самым сложным фортепианным концертом, а во-вторых, это мечта каждого пианиста. Его исполнение показывает очень высокие возможности мастерства пианиста. Если умеешь сыграть Брамса – ты уже в другом эшелоне, эшелоне гениев. Постижение музыки – это в первую очередь постижение самого себя, своего духовного мира. Насколько он открыт и богат, настолько большим будет отклик на то или иное произведение. А концерт Брамса – это как раз та лакмусовая бумажка, которая, как я люблю говорить, помогает слушателю выйти за границы, в другие миры.

– Это знаменитый B-dur’ный концерт Брамса, о котором написана самая короткая и ёмкая музыкальная «рецензия» Б.Пастернака: «Мне Брамса сыграют – я вздрогну, я сдамся»?

– Да. Он станет украшением нашей программы романтической музыки. Кроме Брамса, где будет солировать Рэм, симфонический оркестр исполнит мелодии Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». На эту музыку поставлены балеты, но фрагменты всей сюиты звучат и как самостоятельные произведения. Да и саму сюиту Мендельсон писал в несколько этапов. Так, увертюру к комедии он написал еще 17-летним мальчиком; и это тот самый беспрецедентный случай в истории музыки, когда человек, только начав писать, создал шедевр, который звучит уже 190 лет! Это лёгкая музыка, программно узнаваемая, очень красивая сама по себе и идеальная по форме. Но, поскольку увертюру оркестр уже исполнял в своих прежних программах, в нынешней премьере прозвучат другие части этого произведения-спектакля: «Ноктюрн», «Скерцо» и «Свадебный марш».

– Тот самый «Свадебный марш» Мендельсона?!

– Да-да, у всех такая реакция (смеётся). Но! Мы привыкли к его определённому звучанию, а оркестр приготовил слушателям интересный опыт – оригинальное прочтение партитуры этого произведения! Такое, каким написал его Мендельсон. И это, поверьте, будет открытием! Ни фонограмма, ни исполнение в свадебных залах маленькими квартетами не передадут тембрально богатого звучания этой музыки в исполнении живого оркестра.

Ну, а поскольку в наших программах постоянно практикуется сольное исполнение приглашённых музыкантов, думаю, Урасин может сыграть и что-то помимо концерта Брамса – возможно, того же Шопена, посланником которого Рэма и называют.

– Пусть останется интрига! Тем более, что и сам Рэм Урасин – «тёмная лошадка» для нашего слушателя …

– Хочу отметить, что в лице Рэма Урасина мы познакомимся с человеком, выступающим в странах, которые являются эстетическими идеалами: в Австрии, колыбели венской классической школы, в такой музыкальной Германии, я уже не говорю о России, которую он объездил всю.

Будучи доцентом Казанской консерватории, он ведёт небольшой набор учеников, чтобы не страдало качество, и принимает участие в воспитании юных исполнителей в летней музыкальной школе Фонда Святослава Рихтера в Тарусе. Это то место, куда приезжают дети со всего мира, и концертирующие музыканты дают им мастер-классы. И что мне нравится: своим ученикам он всегда внушает, что главное в профессии – не быть халтурщиком, к любому своему выступлению относиться очень ответственно. Человек, который начинает общение с учениками с такого постулата, сам к себе относится с не меньшей требовательностью, с очень высокими мерками. Такой исполнитель может дарить только радость! Он легко играет виртуозные произведения, а как человек, судя по интервью, очень вдумчивый философ и романтик.

– На исполнительском мастерстве эта вдумчивость как-то отражается?

– Судите сами: у Рэма Урасина в биографии есть лауреатство в международном конкурса имени Шопена, который в мире музыкантов считается престижнейшим! Для примера: великий Дмитрий Шостакович на Первом международном конкурсе Шопена стал только дипломантом, такой это элитарный конкурс. Шопен ведь звучит не у всех исполнителей.

Помимо этого к 200-летию композитора Рэм создал и сыграл грандиозный цикл концертов, где прозвучал «весь Шопен», вся его биография в музыке – от первого полонеза до последней мазурки! На этих концертах озвучивались письма композитора, дневники, воспоминания современников… Это говорит о том, что исполнитель проник в самые отдалённые уголки души величайшего композитора, прожил его творческий путь, чтобы понять, как этот человек смог подарить миру столько красоты! Только поняв красоту классики, можно подарить её нам, слушателям…

Беседовала Юлия Максимова

***

Справка: О «новой звезде фортепианного исполнительства» заговорили, когда Рэму Урасину было еще 13 лет. В 15 лет одарённый музыкант победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве, а через три года стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1995).

Народный артист республики Татарстан, лауреат международных конкурсов, он по результатам ежегодного конкурса газеты «Музыкальное обозрение» был признан «Музыкантом 2009 года». О Рэме Урасине снято два фильма.

Пианист играл с Российским национальным оркестром, Московским филармоническим и оркестром Варшавской филармонии, Сиднейским симфоническим, Венским и Краковским камерными оркестрами, Екатеринбургским камерным оркестром. Талантливому музыканту рукоплескали в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Польше, Словакии, Исландии, Японии, Тайване, Австралии.

В 2009-2010 годах Рэм Урасин исполнил экстремальную мечту юности – сыграл цикл концертов «Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах». Теперь, выпустив уже несколько своих CD, Рэм Урасин осуществляет новый глобальный проект: записывает Антологию фортепианной музыки композиторов Татарстана на пяти дисках.

Оцените пост

55

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему