Новость об открытии Starbucks в Астане была значительно тише, чем шум, поднятый вокруг открытия первого ресторана Mcdonalds. Пользователи социальных сетей в Казахстане и представители зарубежных СМИ очень бурно обсуждали очереди, которые были на улице 8 марта на одной из улиц Астаны. Я позитивно принял новость об открытии этой международной компании, но с одной оговоркой – не достоин этот фасфуд внимания чиновника, который отвечает за спорт в стране. Да, до сих пор удивляет, что на открытии первой точки в Астане был Министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы. Причем ему дали слово. Я не слишком разбираюсь в технологиях продвижения, но пока не могу найти связь фастфуда со спортом и культурой страны.
Надо признать, я в тот же вечер посетил это заведение, очередей не наблюдал, мне понравились многие моменты, о них я описал в своем блоге, подробно можно почитать тут. Время прошло, после этого я ни разу не посетил это заведение. Ни разу. Почему? Я считаю цены завышенными, на рынке есть интересные крупные игроки с интересными продуктами и услугами. Я утолил свое любопытство, интереса в периодическом посещении заведения не возникало. Все что описал в итоговых впечатлениях того посещения - осталось прежним. Я не знаю, как сейчас дела у Макдональдс в Казахстане, очень интересно было бы взглянуть на цифры, но компания закрыта для подобной информации. В целом, мне до сих пор нравится Макдональдс как здание, как сервис и нравится их бизнес-процессы. Надеюсь в плохую сторону за это время в Астане они не изменились. Вернемся к Starbucks. Хочу предупредить сразу – я не кофеман. Не считаю себя большим специалистом в этом деле, не особо разбираюсь в сортах кофе. Старт бизнеса в Алматы считаю оправданным - там находится большая лояльная аудитория бренда. Вот так выглядела очередь в первый день открытия Starbucks в Казахстане.
Открытие состоялось в Mega Almaty 18 декабря 2015 года. В социальных сетях бурно обсуждали эту очередь. Большая часть не понимала такой любви к простому кофе. Я не ручаюсь осуждать очереди к таким явлениям. Считаю дело сугубо личным. Ну есть у людей время и интерес. Как говориться – что не запрещено, то разрешено. Что интересно, эта очередь была образована в рабочее утро, а именно в 8 часов утра. Это открытие осветили многие отечественные СМИ. В Астане решили не рисковать и открыли свои двери в выходной день в 10:00 утра. Локация, как и в Алматы – один из крупных ТРЦ города, в столице такая честь выпала “Хан-Шатыру”. Есть прогнозы некоторых пользователей социальных сетей, что свою следующую точку они откроют в ТРЦ “Керуен”. После обеда у меня нашлось время посетить Starbucks в Астане. Заведение находится по центру первого этажа ТРЦ. Вы видите очередь снаружи?
Очередей снаружи не было. Впрочем, я ожидал это увидеть. В ленте twitter говорили об отсутствии очередей.
Очередь была внутри, но долго в ней стоять не посчастливилось. Возле очереди стоял молодой человек, который интересовался у посетителей, что хотят они заказать. Я заказал латте гранде и шоколадное печенье с кокосом. Публикую чек на троих.
Латте гранде мне обошелся в 1050 тенге. Это стакан среднего размера. Печенье стоит 600 тенге. Дорого или нет? Я считаю цены выше среднего. Напишите в комментариях свое мнение, мне очень интересно узнать. В моем instagram цены назвали дорогими, другие друзья пишут что у конкурентов (назвали Costa Coffee) такие же цены. Плохо ли это? Я не думаю, Starbucks не дискаунтер. В других заведениях можно найти цены дешевле, можно найти приятный интерьер, возможно и вкуснее кофе, но хотелось бы мне покупать кофе там? Скорее выбор в пользу Starbucks был бы предпочтительнее. Почему? Давайте назову первую причину.
Мне понравилась эта банальная маркетинговая фишка – писать имя посетителя на кусочке картона, который потом надевают на мой будущий стакан. Это простая фишка меня купила. Мое имя называет сотрудник, который раздает напитки после оплаты заказа. Есть в этом что-то личное. Это простая маркетинговая фишка и она работает. Я не помню чтобы в заведениях Астаны называли мое имя, не помню чтобы обращались ко мне по имени. Вроде бы банально? Банально, но считаю что это прекрасно работает. Я наслышался сегодня разных имен и следил за реакцией – люди были рады слышать свои имена от совсем чужих им людей. Молодой человек выкрикивал имена клиентов и делал он это весьма выразительно, порой его заменяли другие сотрудники. Видно что их хорошо зарядили. Они слишком хорошо показывали свои эмоции.
Временами сотрудники выкрикивали хором - Starbucks! Астана! Бывало в ответ в заведении стояла тишина, да, в Астане люди не всегда показывают свои эмоции. Я даже порой их скрываю, но внутри я был рад такому заряду этих молодых людей, которые просто работали и делали это с радостью (надеюсь им нравится их работа и их эмоции реальны). Порой сотрудники заслуживали ответ в виде аплодисментов от ожидающих в очереди.
В помещении было не так много сидячих мест. Возможно это намек на то, что кофе желательно выносить. Возможно формат ”Хан-Шатыра” для этого и создан – кофе на вынос, прогулки, шоппинг. Кстати, насчет имен на стаканах. Это не обязательно должно быть ваше имя. Назовите любое вымышленное имя или существительное.
Дарт Вейдер? Мачо? Красавчик? Почему бы и нет. Все зависит от вашего воображения и желания.
Сладостей тут хватает. Сладкоежки без внимания тут не останутся.
К моему шоколадному печенью дали тарелку и вилку, если заказ будет на вынос, то печенье положат в пищевой бумажный пакет. Интересуют цены на другие напитки? Без проблем публикую прайс.
как видим, ассортимент не плохой. Жаль забыл узнать прайс на сувенирную продукцию и на другие тематические товары. Какие мои итоговые впечатления? Я впервые посетил Starbucks, хотя не могу сказать что у меня не было возможности стать их клиентом ранее. Были такие возможности, я был в гостях, но не был клиентом. Чаще мне нужен был их бесплатный Wi-Fi. Прекрасно помню Starbucks в аэропорту Стамбула. Хотел бы я видеть Starbucks в аэропортах Астаны и Алматы? Да, это моя заветная мечта. Уже многие в социальных сетях обсудили цены на напитки и легкие закуски в аэропортах этих двух городов. Цены Starbucks в этом сегменте смотрятся весьма привлекательно. Это прекрасный формат для аэропорта. Я очень надеюсь, что этот гигант зайдет в воздушные гавани Астаны и Алматы. Хотелось бы видеть и круглосуточный Starbucks в Астане. Да, у нас в городе есть люди, которые пьют кофе или чай на ночь.
Сервис? Надеюсь заряда у молодых сотрудников будет хватать на обслуживание и дальше, день открытия порой бывает очень обманчив. Рад видеть крупных игроков на рынке Астаны. Не знаю цифр, но лично мне тяжело назвать Астану любителем кофе. Культуры “кофе на вынос” я не замечал. Возможно поэтому открытие точек Starbucks проходит не так агрессивно в столице. Открытие было тихим. Наружной рекламы, сообщений по радио, рекламы в социальных сетях я не замечал. Правильно ли это? Возможно есть в этом здравый смысл. Интерес столичных жителей к Starbucks замечаю. Я говорю про свою ленту в социальных сетях, чаще интерес проявляют представительницы прекрасного пола. Сарафанное радио весьма эффективный в этом плане канал коммуникаций.
С ув. Ерлан Сакенов