Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
19
23:51, 16 сентября 2016

От очередей на казахстанско-кыргызской границе к контрабанде

Удивительно, что только в последнее время в социальных сетях начали поднимать вопрос условий прохождения границы Казахстана и Кыргызстана на Кордайском посту. И хотя после многочисленных публикаций о том, как людей загоняют в подобную зоопарку клетку, было обещание о том, что скоро пост будет переоборудован, ряд вопросов остаются открытыми.

Скорость и условия прохождения границы - это лишь видимая невооружённым взглядом часть проблемы. Невидимая часть очень сильно бьёт по бюджету страны. На днях депутат мажилиса Аманжан Жамалов рассказывал, что бизнесмены жалуются на то, что товары легче ввозить в Казахстан, растаможив их в Кыргызстане. Но по факту кыргызско-казахстанскую границу активно используют как раз для того, чтобы ввезти серыми путями товары, которые итак уже осели из КНР на кыргызском рынке Дордой.

Blog post image

Почему так происходит.

Во-первых, это далеко не единственная граница, где наших граждан и гостей пропускают невероятно долго. Везде, где есть значительный товарооборот между приграничными городами (Кордай – Бишкек, южные районы Казахстана – Ташкент, МЦПС Хоргос) и поток переходящих границу никогда не иссякнет, и скорость их как будто преднамеренно замедляется.

Во-вторых, там, где существует бюрократизм, всегда находятся лазейки, которые осуществляет институт «помогаек», за дополнительную сумму ускоряющий процессы. Помогаек на границах я видел за свои поездки только в таких бедных странах типа Лаоса и Камбоджи, а также на сухопутных границах Казахстана.

Копнём глубже. За это лето я несколько раз был в приграничных районах страны, переходил границу в том же Кордае, ездил на известный бишкекский рынок Дордой, был в Жаркенте, ранее был пару раз в МЦПС «Хоргос», и везде по профессиональной блогерской привычке общался с продавцами, покупателями, людьми, предлагающими услуги помогайки. Основной заработок помогаек в приграничных районах – это помощь в организации ввоза мелкой контрабанды в страну. На примерах, которые рассказали резиденты кыргызской барахолки, покажу, как это делается.

Схема 1

Итак, приезжаем в Кордай. Раньше очереди были, как правило, только при въезде, теперь и при выезде. Таксисты предлагают за 500 тенге проехаться до погранпоста Карасу, где очередей практически нет, так как там в основном проезжают фуры. Едем ради разнообразия на Карасу, очереди действительно нет.

А вот на обратном пути в Кордае попадаем в очередную пробку из людей в известной всем клетке. При этом те, кто заехал на машине, после прохождения контроля будут примерно столько же ещё ждать водителя. Налегке это ещё можно вытерпеть, но среди тех, кто поехал купить товары на том же кыргызском рынке Дордой, терпения не хватает у многих.

Здесь и вступают в силу законы помогаек. Их услуги начинают предлагать ещё на рынке, где за определённую сумму они предлагают сами провести товар за границу. Если партия более крупная, то груз подвозится на границу на одной машине, затем помогайки переносят его пешком и грузят в другое такси уже на казахстанской стороне. Пока «клиент» проходит границу, помогайки уже организовывают перевоз груза на противоположную сторону, зачастую за счёт того, что проходят границу в более свободном Карасу.

Аналогичная ситуация в МЦПС «Хоргос». Тот, кто там был, знает, что автобусы с шопинг-туристами начинают подвозить рано утром, а пограничный контроль открывается в 10, из-за чего там накапливается большая толпа народу и организуется весьма хаотическая очередь. Ещё длиннее эта очередь становится ближе к 5 вечера, когда все покупатели возвращаются обратно в Казахстан, уже утяжелённые тюками купленных товаров. Опять же здесь вступают в работу помогайки, за определённую сумму помогающие перевезти товар.

Схема 2

Второй вариант, по рассказам на кыргызской стороне, более изощрённый и используется тогда, когда нужно провезти более крупные партии товара. Оформляется «псевдотранзит». То есть, например, по документам груз идёт из Кыргызстана в Китай или куда-нибудь ещё кроме Казахстана. По документам с грузом всё нормально, но из Казахстана он затем не выходит. Делается это для того, чтобы снизить налогообложение. В других вариантах в документах и вовсе указывается другая номенклатура груза. Идёт какое-нибудь готовое изделие, его делят на 2-3 части и провозят, как запасные части. Опять же сумма налога уменьшается.

Blog post image

Поэтому очевидно, что на границе нужно наводить порядок, и не только на Кордае. Есть видимая часть проблемы, что люди стоят в любую погоду в очереди, и есть невидимая, как из-за бюрократизма наносится вполне ощутимый экономический ущерб страны. И если по первой схеме зачастую очень сложно отследить нарушителей. То по второй следует постоянно вести мониторинг ввезённых транзитом товаров, чтобы впоследствии не пропускать его от нарушивших организаций.

Иначе очень сложно представить, что в приграничных областях будет развиваться бизнес, лёгкая промышленность, если эти регионы постепенно накрывает волна контрафакта из Китая через Кыргызстан. И без контроля вряд ли эта волна спадёт.

Всё интересное по-прежнему также:

в Твиттере@YakovFedorov

в Фейсбуке: Яков Фёдоров

в Интаграме: @YakovFedorov

19
1084
3