С начала становления бронетанковых войск среди конструкторов началось соперничество приверженцев двух основных тенденций: одни делали ставку на однобашенные танки — маневренные, подвижные, легкие и сравнительно слабо вооруженные, а другие — на гигантские машины огромной массы; тихоходные, оснащенные мощной броней, с тремя-пятью башнями и соответствующим количеством артиллерийских и пулеметных стволов.
Венцом развития концепции "сухопутных дредноутов" можно назвать советский тяжелый пятибашенный танк Т-35.
ТТХ впечатляют:
Масса 50 тонн
Длина 9720 мм
Ширина 3200 мм
Высота 5430 мм
Экипаж 11 человек
Вооружение:
1 х 76,2-мм пушка ПС-3
2 х 45-мм пушки обр 1932 года
5 х 7,62-мм пулеметов ДТ
Но эти же гигантские размеры оказались и "ахиллесовой пятой" самого тяжелого советского танка. Большие размеры влекли за собой повышенную уязвимость на поле боя. Двигатель танка был недостаточно мощным - максимальная скорость всего 30 км/ч.
Всего было выпущен 61 танк Т-35. На начало Великой отечественной войны на вооружении РККА состояло 48 танков Т-35 в 67-ом и 68-ом танковых полках 34-ой танковой дивизии. Из этих 48 танков только 7! были потеряны в результате боев. Остальные танки были либо брошены, либо взорваны своими экипажами из-за неисправностей.
По иронии судьбы, последний Т-35 из 34-ой танковой дивизии принял участие в обороне Берлина в составе 4 роты 11 танкового полка Вермахта.
За все время своего существования тяжелый танк прорыва воевал только в обороне...
С небольшой натяжкой аналогом Т-35 можно назвать немецкий опытный двухбашенный танк Neubaufahrzeug
Этот опытный танк даже принял участие в боевых действиях в апреле 1940 года в Норвегии.