По уникальности и запутанности административного статуса, Шпицберген занял бы первое место, потому что до настоящего момента эта территория по сути дела особо никому и не принадлежит.
История освоения архипелага насыщена бесчисленным множеством волнующих событий и фактов. Этим она обязана давним попыткам его заселения, зверобойному и китовому промыслам, поискам полезных ископаемых, добыче каменного угля, знаменитым полярным экспедициям.
Сравнительная близость к материку и относительно легкая доступность Шпицбергена влекли к нему сотни храбрых, любознательных и предприимчивых людей.
Неоспоримым подтверждением роли России в истории исследования и освоения Шпицбергена служит и тот факт, что сегодня на его географической карте мы видим множество русских наименований. Впрочем, и само слово "русский" весьма популярно при обозначении различных географических объектов - оно присутствует в названии бухты, реки, долины, островов и т.п.
Вплоть до первой мировой войны Шпицберген оставался ничьей землей. Но 9 февраля 1920 г. на Парижской мирной конференции представители США, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Дании, Швеции и Норвегии подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому суверенитет над архипелагом передавался Норвегии.
Но, по-непонятным для меня причинам при пересадке в норвежском Тромсе, нам закрыли шенгенские визы, свидетельствующие о том, что мы покинули территорию Норвегии, и по прилёту на Шпицберген мы все просто вышли из самолёта сразу к своим вещам без каких бы то ни было проверок. Паспорта не проверялись ни у одного пассажира!
Гражданам стран, подписавшим договор, предоставлялось право свободного доступа в воды Шпицбергена, разрешалось заниматься рыболовством и охотой, судоходными, промышленными и торговыми операциями на равных с Норвегией условиях. Норвежцев обязали не создавать на архипелаге военно-морских баз и укреплений. И до сих пор вся территория Шпицбергена является демилитаризованной зоной.
В 1925 г. Норвегия включила архипелаг в состав своих владений. Собственно Шпицберген и окружающие его острова Белый, Земля Короля Карла, Надежды, лежащий намного южнее Медвежий, а также целый ряд более мелких островов норвежцы назвали архипелагом Свальбард (в переводе с древненорвежского языка - Холодный край, или Страна с холодными берегами).
Свальбард представляет особую административную единицу, 95% ее территории принадлежит государству, а остальная часть - так называемым владельцам земли по договору. СССР присоединился к Парижскому трактату о Шпицбергене в 1935 г. и в соответствии с ним и Горным уставом мы ведем на архипелаге хозяйственную и научную деятельность. В России, как, впрочем, и во многих других странах мира, новое наименование Шпицбергена не привилось.
После войны добыча угля на Шпицбергене вышла на новые масштабы и осуществлялась силами норвежских компаний и советского «Арктикугля», который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. При этом, несмотря на суверенитет Норвегии, советское влияние на Шпицбергене было намного больше - так в 80-е годы на Шпицбергене проживало более 2000 советских граждан в наших посёлках Баренцбург, Грумант и Пирамида, и всего около 1000 норвежцев сейчас эти цифры радикально изменились в обратную сторону.
К концу 1980-х угольные запасы на Шпицбергене значительно истощились, и норвежское правительство переориентировало архипелаг на развитие туризма и экспедиционно-научной базы: в настоящее время экономика Шпицбергена на 100% прибыльна и самоокупаема. «Арктикуголь» же с подобной задачей справиться не смог, посёлки Грумант и Пирамида были законсервированы, и в постсоветский период единственный наш посёлок Баренцбург датируется из госбюджета. По сравнению с советскими временами Баренцбург пришёл в упадок. А с 2006 года посёлок добывает уголь и вовсе исключительно для собственного потребления.
Таким образом, в настоящее время смысл нашего Баренцбурга на Шпицбергене уже исключительно геополитический – продолжение хоть какого-то российского присутствия на норвежском арктическом архипелаге с особым статусом.
Баренцбург сейчас – исключительно убыточное дотационное поселение: частный российский бизнес здесь практически не развит, туристическая привлекательность из-за отсутствия инфраструктуры и отсутствия дороги к международному аэропорту и норвежскому Лонгйиру практически отсутствует, а государственная собственность находится в упадке, используется крайне неэффективно и требует постоянных затрат как на содержание, так и для сохранения юрисдикции (норвежские законы устанавливают максимальный срок заброшенности объектов).
В настоящее время периодически выдвигаются прожекты по дальнейшему развитию российских поселений Шпицбергена, восстановлению инфраструктуры и будущей экономической окупаемости наших поселений здесь, но в действительности до этого еще очень и очень далеко…