Yvision.kzYvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
13
07:12, 28 сентября 2016

Инсайдерская информация! Закончился VIII вокальный конкурс Бибигуль Тулегеновой

В Алматы прошел VIII вокальный конкурс Бибигуль Тулегеновой. Конкурс оказался интересным мероприятием для любителей оперы, можно было свободно ходить на туры, где прослушивали молодых певцов. В первом туре каждый спел по 4 произведения, это позволило жюри досконально узнать качества конкурсантов. На второй тур прошло 14 человек, там надо было спеть две арии, одну из мирового, другую из русского или казахского оперного наследия. Концерт второго тура прошел в филармонии под оркестр Государственного академического симфонического оркестра под управлением Ерболата Ахмедьярова, там ужасная акустика, поэтому стояли микрофоны. Я была на втором туре и на гала-концерте в ГАТОБ, но расскажу про второй тур, он оказался намного интересней, чем гала-концерт и церемония награждения, где долго и нудно награждали спонсоров памятными статуэтками. А не надо было, нечего им! Спонсоры награждены уже тем, что Бибигуль Тулегенова оказала им честь и взяла помощь на организацию конкурса. Они должны в очередь выстраиваться, держа в зубах акцепты.

Blog post image

Состав жюри был очень авторитетный, одна звезда мировой оперы меццо-сопрано Елена Заремба чего стоит.

Blog post image

На конкурс поступило 60 заявок, среди которых были известные нам молодые певцы ГАТОБ, и мы болели за своих. Мы – это участники форума любителей музыки, который образовался в фейсбуке. Если бы не этот форум, я не узнала бы о конкурсе, как не знала о нем в прошлые разы, публика на конкурсе была только профессиональная, это мероприятие для своих. Известие, что не все они прошли во второй тур, вызвало протест и недоумение: Надия Наденова, Аманова Жадра и всеобщий фаворит Венера Алпысбаева, простудившая горло во время конкурса. Это хорошие певицы, успешно и с блеском выступавшие на сцене ГАТОБ в операх и концертах, много раз подтвердили свои репутации. Тут мне на глаза попалось интервью, взятое Флюрой Мусиной у Алтынай Асылмуратовой аккурат перед третьим международным конкурсом артистов балета, прошедшего с 10 по 17 сентября в Астане*:

«Среди самых первоклассных солистов балета могут быть конкурсные и неконкурсные артисты. Первые могут прекрасно показать себя в конкурсной вариации с невероятной технической усложненностью, а полнометражный спектакль не потянут. А вторые хорошо себя чувствуют, именно создавая образ на сцене, а в условиях конкурсного соперничества многое теряют».

Вот оно что! Думаю, участие в конкурсе уже само по себе опыт и наука.

Это были отборные голоса – четырнадцать певцов, прошедшие на второй тур. Они все получили премии. Но, по порядку.

Три диплома:

Ербол Муханов, дипломант конкурса, бас, Астана. Он уже выступал перед публикой в студенческом проекте «Волшебная флейта» Моцарта с партией Зорастро, пел романсы на концертах (он меня тогда заворожил совсем). У него уникальный голос. Густой низкий бас стенобитной мощи. Красоты необыкновенной, от такого богатого низкого тембра женщины тают и млеют. Пел арию Филиппа из «Дон Карлоса» Верди и арию Сырттана из «Абая» Жубанова-Хамиди. Он сильно волновался и был скован, это помешало ему взять призовое место. Он не особо сыграл на образ, перехватывал дыхание, старательно фразировал и не совсем плавно пел. Но такого певца публика рада будет слушать в любой басовой партии. Этому скромному молодому человеку, смущающемуся внимания поклонников, придется привыкать быть в центре внимания, стоять на сцене, играть, купаться в восхищении, придется учиться быть «артистическим животным».

Blog post image

Артагалиев Ильяс, дипломант конкурса, бас, Алматы. Выступил сразу после Ербола Муханова, спел ту же арию Филиппа и арию Сусанина из «Жизни за царя» Глинки. В конкурсе всегда существует драматизм, когда слепая жеребьевка сталкивает двух басов с одинаковыми ариями. Можно потеряться после звучания такого голосища, но Ильяс не потерялся. У него красивый подвижный голос, артистизм и хорошая техника, он создал сценический образ. Я забыла все и не могла оторвать от него взгляда. После исполнения им партии Филиппа пришла мысль, что это сценическая работа, в отличие от подобия пения баса из архиерейского хора. Сейчас он начал работать в ГАТОБ.

Blog post image

Бакытжан Султан, дипломант конкурса, баритон, Астана. Исполнил арию Родриго из "Дон Карлоса" Верди и арию Абая из "Абая" Жубанова-Хамиди. Пел хорошо, но сильного впечатления на меня не произвел. Жюри отметило его способности, но призового места не дало. Оперная ария предполагает героя в определенной коллизии, за пением стоит судьба, надо донести эмоции. А тут просто шикарный голос и умение петь. Султан очень молод, 22 года и никакого жизненного опыта, кроме службы в армии в охране президента. Очень перспективный студент.

Blog post image

Третье место разделили на четверых:

Алексанян Джульетта, сопрано, Ереван. Этой девочке вообще 21 год. Спела арию тающей Снегурочки из «Снегурочки» Римского-Корсакова и арию Норины из «Дона Паскуале» Доницетти. Еще один незрелый продукт без жизненного опыта. Когда она пела Снегурочку, я отвлекалась и скучала, это было очень ординарно. Ария Норины получилась лучше, с лукавством, озорством, для исполнения белькантовых опер иногда достаточно технического блеска.

Blog post image

Серикболова Акбота, колоратурное сопрано, Алматы. Исполнила вторую арию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта и арию Марфы из 4 действия «Царской невесты» Римского-Корсакова. Потрясающая колоратурная сопрано с чистейшим хрустальным тембром голоса. На сильной атаке брала высокие ноты, чудесно звуча на стратосферной высоте. Арию наполнила правильным для этой партии стервозным звучанием. Сложную каденцию Царицы ночи исполнила очень чисто, бегло, с легкостью неимоверной, ну всего пару-тройку раз промазав. Я обсуждала её со знатоком оперного пения, он мне сказал, что и у звезд первой величины раз на раз не приходится, это виртуозная ария. Как у всех колоратур, середина и низы немного тембрально обесцвечены, но у нее они при этом полнозвучные. Она еще студентка консерватории. Вот она, по моему мнению, была достойна более высокого места.

Blog post image

Беркенов Балуан, тенор, Алматы. Работник ГАТОБ, один из тех, за кого мы болели. Он тоже молод, 24 года, но, сколько за ним не наблюдаю, мне кажется, он умен не по годам, зрел и знает, чего хочет. А пел он Моностатоса в студенческой «Волшебной флейте», Трике и главную теноровую партию героя-любовника в одной из казахских опер, то ли Биржана, то ли Айдара, я не видела, но все хвалили, он на сцене искрометен и выкладывается на все сто. Голос большой, яркий, красивого тембра. Спел арии Каварадосси из «Тоски» Пуччини и Биржана из «Биржана и Сары» Тулебаева. Мне показалось, что он немного форсировал, хотя обычно это ему не свойственно.

Blog post image

Алимарданов Рустам, тенор, Ташкент. Еще один уникальный голос. У него большой голос, по-восточному вибратный, полетный, заполняющий весь зал, очень подвижный и техничный. Для конкурса выбрал сложнейшую арию Тонио из «Дочери полка» Доницетти - «А мез ами». Я залезла в клавир, там 12 нот Фа второй октавы, правда, каждая вторая нота залигована, всего 8 раз надо взять эту запредельную для мужского голоса высоту, причем не фальцетом, а полнозвучным мужским тембром. Кроме Фа, там еще много До, До бемоль и Ре второй октавы. Все высокие ноты смело взял на твердой атаке. Держал огромные ферматы, в общем, блеснул. Эту партию поет не каждый тенор, ее пел в свое время Альфредо Краус, Лучано Паваротти, сейчас поет Хуан Диего Флорес, ну и Алимарданов Рустам. Вторая ария была Левко из «Майской ночи» Римского-Корсакова. Он пел красиво, как птицы поют, что французский, что русский языки для него иностранные, и он не наполнил пропетые фразы никаким смыслом, никакого образа не создал. Просто виртуоз и соловей. Чистое искусство. Поэтому он и получил только третье место, я понимаю логику жюри, они отдают должное хорошим голосам, но побеждают артисты.

Blog post image

Второе место разделили на троих.

Тажи (Тажигулов) Таир, бас, Алматы. Мощный голос необыкновенной силы, красоты и выразительности. Трепет, дрожь и мурашки у женской половины зала обеспечены. Ему единственному аплодировал оркестр, как они это делают, смычками, а это о многом говорит. С Шаляпинским проникновением в образ исполнил арию Кончака из «Князя Игоря» Бородина, там и издевка была слышна, и бахвальство, и искреннее чувство уважения к Игорю. Просто воссоздал мини-сцену из оперы самыми скупыми средствами – голосом, мимикой и жестом. Сильно исполнил арию Аттилы из «Аттилы» Верди, красивейшего белькантового произведения, требующего отточенной техники. Правда, в конце арии вдруг затух и несколько тактов пропел заглушенный оркестром, правда, финал выдал как надо. Он прекрасен, он пел на сцене ГАТОБ партии Лепорелло, Феррандо, Сырттана, Фараона. Сейчас учится в Вене, и, думаю, с такими данными его место на центровой сцене. Туда ему и дорога!

Blog post image

Нурмухаметова Диана, сопрано, Уфа. Ученица члена жюри Новиченко Т.Д. Ей не повезло выступать первой, в 11 часов, когда голос еще не проснулся, оркестр не ел каши, и всё было очень вяло. Спела арию Лакме из «Лакме» Делиба, и каватину и рондо Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки. Голос хороший и красивый, но у меня на ней горло заболело, что для меня является признаком форсирования. Был момент непопадания в оркестр, или оркестра под нее, не знаю. Хватала дыхание в середине фразы, как утопающий. Ария Лакме сложнейшая, требует виртуозной техники, которая у нее есть, но были мелкие помарки при потрясающей подвижности и великолепных трелях. Оркестр играл тягуче, было скучно. Государственный академический симфонический оркестр не блистал, особенно в первом действии, они явно видели некоторые партитуры во второй или третий раз своей жизни, и разыгрались ближе  концу.

Blog post image

Аманжолова Айгерим, сопрано, Астана. Голос с мясом, драматический, чистый. Спела арию Кумы из «Чародейки» Чайковского и арию Еңлік из «Еңлік-Кебек» Жубановой - не известный широкому кругу публики второстепенный репертуар. Таким голосом надо было Тоску петь, или Аиду, мне было неинтересно.

UPD Мне тут справедливо указали, что я перебрала со своим укором о скучном репертуаре. В таком молодом возрасте нельзя петь Тоску с Аидой. Согласна. Надо беречь голос, который у женщин полностью к 30 годам развивается.

Blog post image

Первое место тоже разделили на троих:

Костина Ирина, лирико-колоратурная сопрано, Москва. О, это великолепная певица и актриса. Спела две разноплановые арии, каватину Розины из «Севильского цирюльника» Россини, лукаво, ярко, заполнила голосом зал, виртуозно пропела все каденции и молодцевато взяла верхнюю ноту с ферматой, то чего давно я не слышала, все себя щадят и боятся. И каватину Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, донеся до нас грусть образа.

Blog post image

Черникова Ана, лирическая сопрано, Молдова. Ученица члена жюри М. Мунтяна. Выступала сразу после Костиной Ирины, что создало ощущение букета сопрано на этом конкурсе. Спела речитатив и романс Джульетты из «Капулетти и Монтекки» Беллини и арию Марфы из 4 действия «Царской невесты» Римского-Корсакова. Заворожила. Нежный голос серебристого тембра, особенно хорошо у нее получались тоска, минор, трагические, потусторонние и печальные вещи. Ирина Костина женщина Солнце, а Ана Черникова – женщина Луна по классификации Акунина, вернее одного его романного персонажа. Интересно было их, на контрасте, слушать.

Blog post image

Чулуунбаатар Бадрал, баритон, Улан-Батор. Выступал вторым, с утра, на разогреве, когда темпы были затянуты до неприличия и потери смысла. Исполнил арию Мазепы из «Мазепы» Чайковского и арию Риголетто из «Риголетто» Верди. А все, кто выступал с утра, особо мне не показались. Хороший голос, техника и выразительность. Этот молодой певец спел партии пожилых баритонов, и в голосе это было, то гремел гневом, то униженно просил. Мне говорили, что на первом туре его пение всех потрясло и сопровождалось овациями.

Blog post image

И наконец, Гран-при:

Жармагамбетов Расул, баритон, Алматы. Еще один огромный голос, из тех, от звука которых душа радостью наполняется. Так пел Серкебаев. Представьте, широкого диапазона голосище, богатое тембрально, подвижное, полное блеска, техничности и эмоций. Он спел арию Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и арию Абая из «Абая» Жубанова-Хамиди. Обе партии из совсем разных опер, но он таки создал сцены из тех опер. Рост, внешность - все при нем. При прослушивании бесстрастная профессиональная публика вдруг нарушила этикет, хлопала между произведениями и кричала. Думаю, это открытие конкурса, как в свое время конкурс открыл Альфию Каримову и Сундета Байгожина (гран-призеры предыдущих конкурсов). Студент консерватории.

Blog post image

На гала-концерте в самое сердце поразил член жюри Орлан Горанов, академик болгарской академии наук и искусств, преподаватель, поп и оперный певец, спевший арию Германна из «Пиковой дамы» Чайковского. Судьи – это какие надо судьи!

Blog post image

Фотографии Елены Петровой.

Blog post image

________________________________________

* - http://russianballet.ru/line/line2016/Linia_7-16.pdf

13