Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
23
04:27, 29 июля 2016

Как действовать обычному пациенту в общении с «лоббированными» медиками и провизорами. Советы юриста

Blog post image

Дорогие ювиженцы, приведенный ниже текст — это выжимка из моей беседы с одним известным в Алматы юристом, который решил поделиться мыслями о том, что творится с нашей с медициной в общем и с фармацевтикой в частности.

В конце поста мой анонимный собеседник дал вполне конкретные советы тем из нас, кто вынужден часто обращаться к врачам, можете сразу перейти туда. Но будет лучше, если вы сначала прочтете небольшое интервью, которое отчасти прольет свет на мотивы гостя нашей редакции.

Лоббисты опутали всю казахстанскую медицину

- Почему я сейчас решил с вами встретиться? Эта проблема не озвучена. Она есть, но она не поднята на свет. И в любой момент может проявиться.

Я был юристом в фармацевтической компании с конца 2013 года до середины 2015 года, называть её по определенным причинам не хочу. Но то, о чем я сейчас буду говорить, применяется всеми фармкомпаниями, которые работают в Казахстане.

У нас законодательство устроено таким образом, что те вещества, которые по идее являются лекарственными средствами, т.е. направлены на лечение какой-то болезни, либо устранение симптоматики, регистрируются как БАДы. У них значительно более упрощенный порядок регистрации в Казахстане, чем у лекарственных средств, и им гораздо проще рекламироваться.

- Плюс не требуется рецептура? - редактор.

- Рецептура врача не требуется и их свободно можно распространять в аптеках. Так как по сути БАД – биологически активная добавка, т.е. то, что можно употреблять практически всегда. А лекарство выписывает врач, определяя количество применений при определенной симптоматике и при определенных противопоказаниях.

По поводу того, как работает маркетинговый отдел фармкомпаний. Помимо заключений договоров, контрактов с радио, с телевидением, с акиматом на внешнюю рекламу, есть еще такой сотрудник как медицинский представитель. У тех подразделений и у тех компаний, которые занимаются дистрибуцией в Казахстане, таких людей от 60 до 150 и выше. В одной компании. А фармкомпаний у нас в стране более 30. Вот и считайте - армия из более чем 3000 человек, единственная цель которых - обеспечить максимально высокие продажи своих препаратов максимально близкими к закону методами.

Это бывшие врачи, либо те люди, которые получили диплом врача, фармацевта, педиатра, терапевта и т.д. По сути медицинский представитель занимается тем, что завоевывает благосклонность врача той компании, которую он представляет. Примерно до 2015 года фармкомпании могли совершенно законно дарить врачам халаты со своими логотипами, календари, ручки, бланки рецептов, какие-то письменные принадлежности и иную атрибутику, полезную в работе, которую бы, что очень важно, видел и пациент.

Представьте, что вы районный врач, у вас среди 10-ти пациентов в очереди 4 медпредставителя разных компаний. К вам пришел один и говорит: «Берите наше, мы за это вас свозим в Египет». Да, они такое тоже делают. Второй представитель говорит: «Берите у нас, мы вам оплатим участие в интересном, полезном и дорогом семинаре всемирно известного врача, вы получите сертификат и у вас, как у более высококлассного специалиста, увеличится зарплата». У меня на руках цифр нет, но по моим субъективным ощущениям, может быть 5-7% врачей, которые выписывают не по настоянию или не по зазыванию медпредставителей, а на основании других факторов. Это лишь предположение, цифр нет ни у кого.

У нас закон написан так, что по сути то, о чем я сейчас говорю – за это практически никак не привлечешь. Потому что врачей не заставляют что-то прописывать. Их под тем или иным соусом подталкивают к этому. А фоном для принятия положительного решения в пользу той или иной фармкомпании является низкая зарплата, непристижная работа, постоянные стрессы и переработки

Я затеял интервью не столько для того, чтобы была какая-то государственная проверка, потому что я знаю, как они проводятся - от проверяющих попросту откупятся, потому что проблема - республиканского масштаба, она “стоит” сотен миллионов долларов оборота фармы в РК.

«Тендерная» фармацевтика

- У нас есть два вида закупа лекарственных средств. Закуп частными аптеками, и госзакуп на тендерной основе для поликлиник, для больниц, для государственных лечебных заведений. Здесь ситуация та же самая что и в Казахстане везде с тендерами. Хочешь, чтобы твои препараты проходили по госзакупу по тендерам (а суммы там с розницей вообще рядом не валяются) там те же самые процедуры с откатами и всеми прочими делами. Закуп идет в течение года – это гарантированные деньги с бюджета.

По государственным тендерам выставляется, объем, закупаемой помощи оценивается минздравом на основании предыдущих показателей и возможной тенденции в плюс или в минус на будущий год. Соответственно, фарм. компаниям не особо не интересно, как это будет реализовываться: у них заказ – они поставляют. Что касается конкурентной среды, тут вопрос в том, как реализовать. Если вы пришли в больницу и выписывают что-то обязательное, человек этим пользуется, а здесь надо стимулировать продажу со стороны врача-провизора и стимулировать покупку.

И очень часто покупки делаются даже на уровне аптеки. Т.е. выписали капли с одним названием, приходит человек в аптеку, а провизор говорит, что они либо закончились, либо они дороже, либо они не такие эффективные. «Давайте мы вам другие дадим, они может быть чуть дороже, может быть чуть дешевле, но они лучше». Даже на уровне аптеки такое бывает. Хотя по сути провизор не знает синдромы, не знает причину заболевания.

Приведу пример случай с моей бабушкой. Ей сейчас 89 лет, тьфу-тьфу, она всю жизнь была здоровой, никогда ничем не страдала. Буквально недавно к ней прихожу, а у нее стоит книжная полка, вся забитая лекарствами. Там чего только нет! Это большая проблема. Иногда создаётся ощущение, что некоторые бессовестные псевдоврачи специально надувают доверчивых пенсионеров и втюхивают им всё что угодно, обещая выздоровление или, хотя бы, улучшение самочувствия. В целом же население фактически не лечится от болезней, ему лишь устраняют симптомы, чтобы не болела голова, чтобы не болел глаз, чтобы не болела нога. А причина, откуда это берется, никому не интересно – потому что устранишь причину, не будет симптомов, не надо будет покупать.

До тех пор, пока есть крупные компании, которые получают большие деньги с этого рынка. Если придет министр, который скажет, давайте лечиться так, что будем устранять причины, то рынок упадет, налоги упадут.

Рекомендации юриста:

Поскольку почти все врачи так или иначе "работают" с фармацевтическими компаниями, следует понять, насколько глубоко влияние той или иной компании на конкретного врача, что напрямую влияет на то, какие препараты будет выписывать вам врач. Поэтому ниже привожу следующие рекомендации всем пациентам:

1. Зайдя на приём осмотрите плакаты на стенах, халат врача, его ручки, календари, рецептурные бланки, чашки и т.д. Почти в 100% случаев на этих предметах размещаются известные логотипы вроде Bayer, Pfizer, Stada, Sanofi, Novartis и т.д. Если у врача преобладают брендированные вещи одного бренда - значит, скорее всего, этот врач выпишет вам и препараты того же самого бренда. В этой ситуации требуйте альтернативы как зарубежного, так и местного производства. Скорее всего это вызовет раздражение врача, но вы в своём праве.

2. Убедитесь, что врач действительно понял вашу проблему, правильно поставил диагноз и выписал подходящий препарат. Ввиду того, что врачи "работают" с фаркомпаниями, им тоже (неофициально, конечно же) ставятся "планы продаж" тех или иных препаратов. Это сказывается в худшую сторону на внимательности врача и его заинтересованности в излечении пациента. Иногда случается, что врач выписывает тот или иной препарат не для того чтобы помочь пациенту, а для того, чтобы его продать и заработать "галочку". Обязательно спросите - можно ли вылечить вашу болезнь без фармацевтических средств! Это очень важно! Только квалифицированный врач сможет предложить нефармацевтическую альтернативу, скажем, в виде массажа, иглотерапии или обычных трав.

3. При выписке препарата уточните у врача - действительно ли он вам подходит, нет ли противопоказаний, которые есть у вас. Автор данной статьи сталкивался со случаями, когда беременным женщинам выписывали препараты против гриппа, у которых беременность была противопоказанием.

4. Пройдя в аптеку также осмотрите аптеку на предмет рекламных баннеров, наклеек, растяжек. Помните, что продажи фармкомпаний строятся не только на "работе" с врачами, но и на "работе" с провизорами в аптеке. Передав провизору рецепт лекарств, уточните, подходят ли они вам, есть ли более дешёвая и эффективная альтернатива, есть ли возможность вылечить вашу болезнь не фармацевтическими средствами. Ответы на эти вопросы продемонстрируют вам квалификацию и заинтересованность" провизора и его желание помочь, а не просто заработать деньги.

5. После приобретения препарата, несмотря ни на что вышесказанное, самостоятельно и внимательно прочитайте инструкцию к применению, а также показания и противопоказания. Нередки случаи, когда врачи и провизоры рекомендуют принимать препарат, к примеру, в количестве 3 таблеток в день в течение 2 недель, тогда как по инструкции можно употреблять лишь 1 таблетку в день в течение 1.5 недель. Эти нюансы надо учитывать и не стесняться задавать любые вопросы вашему врачу.

Будьте здоровы и не болейте!

23